Атлас
Войти  

Также по теме

Небо, самолет, теракт

Причиной падения разбившегося 31 октября на Синайским полуострове российского лайнера мог быть взрыв бомбы, признал премьер-министр Дмитрий Медведев. Об этом глава правительства рассказал в интервью «Российской газете», полный текст которого издание опубликует 11 ноября. Версия теракта также остается популярной среди западных СМИ, ведь подобное случалось и раньше. БГ вспоминает, как организовывались террористические акты на бортах пассажирских самолетов

  • 3815
Мемориал памяти погибших пассажиров рейса Air India.  twitter.com/noelbaker1

Мемориал памяти погибших пассажиров рейса Air India. twitter.com/noelbaker1

​Месть сикхов

Дата: 23 июня 1985 года
Что произошло: самолет Boeing 747 авиакомпании Air India взорвался у берегов Ирландии
Маршрут: Монреаль — Лондон — Дели — Бомбей
Погибшие: 307 пассажиров и 22 члена экипажа
Кто взорвал: сикхские сепаратисты


До 11 сентября 2001 года крупнейшим по количеству жертв терактом считался взрыв самолета Boeing 747 «Император Канишка» авиакомпании Air India. 23 июня 1985 года борт летел рейсом 182 по маршруту Монреаль — Лондон — Дели — Бомбей. На борту авиалайнера находились 22 члена экипажа и 307 пассажиров, большинство из которых были канадцами. В 7:05 по Гринвичу пилоты подлетали к берегам Ирландии и связались с диспетчерами. Через девять минут Boeing перестал выходить на связь и пропал с радаров.

Служба береговой охраны Великобритании обратилась с просьбой о помощи ко всем судам, находившимся недалеко от места предполагаемого крушения авиалайнера. К поискам обломков самолета подключились несколько торговых и военных кораблей, и вскоре на поверхности воды примерно в 70 км от города Корк нашли обломки самолета. Часть из них были сильно разбросаны и находились глубоко под водой. Когда обломки лайнера вместе с бортовыми самописцами наконец были подняты на поверхность, версия о взрыве стала основной.

Индийский премьер Раджив Ганди создал комиссию по расследованию обстоятельств катастрофы. Крушение «Императора Канишки» связали с другим терактом, произошедшим в токийском международном аэропорту Нарита менее чем за час до взрыва самолета. Там взрыв прогремел в одном из транспортных контейнеров с чемоданами, выгруженными из прибывшего из Ванкувера самолета авиакомпании Canadian Pacific Air Lines. Два оператора по обработке багажа погибли, четыре человека получили ранения.

Связь двух взрывов удалось отследить после проверки регистрационных списков ванкуверского аэропорта. Мужчина, представившийся мистером Сингхом, забронировал билеты на 22 июня на два рейса: один на имя Джасвонта Сингха (Jaswant Singh) на рейс до Торонто с пересадкой в Монреале, а второй — на имя Мохайндербела Сингха (Mohinderbel Singh) на самолет до Токио с пересадкой в Бангкоке. Чуть позже имена бронирования были изменены на «М.Сингх» и «Л.Сингх». Ни одного, ни второго человека в самолетах не было — на бортах оказался только багаж со взрывчаткой. Следствие предположило, что в Японии целью террористов также был самолет авиакомпании Air India, вылетавший из Бангкока, однако боевики не рассчитали время, и чемодан взорвался раньше, чем его успели погрузить на борт.

Главными подозреваемыми в обоих взрывах стали члены сепаратистской организации сикхов «Баббар Халса», выступавшие за независимость непризнанного сикхского государства Халистан, расположенного в индийском штате Пенджаб. Теракты были ответом на уничтожение базы сикхских сепаратистов в Золотом храме в городе Амритсар в июне 1984 года.

Через несколько месяцев после взрывов канадская полиция арестовала председателя «Баббар Халса» Толвиндера Сингха Пармара (Talwinder Singh Parmar). Он родился в Пенджабе, но жил в Британской Колумбии и был гражданином Канады. Несмотря на то что сотрудники американского Центра стратегических и международных исследований прослушивали его телефон в течение трех месяцев до теракта, его пришлось отпустить за недостатком доказательств. Пармар вернулся в Индию.
15 октября 1992 года местные полицейские объявили, что он был убит в перестрелке.

По данным индийского журнала Tehelka, перед смертью Пармара пять дней допрашивали, после чего он дал признательные показания на члена Международной молодежной федерации сикхов (International Sikh Youth Federation) Лакбира Сингха Брара Рода (Lakhbir Singh Brar Rode). Пармар помог Лакбиру и его сообщникам достать динамит и детонатор для взрывчатки, которую они подложили в самолеты, следовавшие в Лондон и Токио. В 2007 году полицейский в отставке, который арестовал Пармара, признался, что того застрелили не в перестрелке, а по приказу старших офицеров полиции, которые хотели скрыть его показания. Руководитель правозащитной организации Пенджаба сказал, что правоохранителям нужно было скрыть имя Лакбира, который был агентом, работавшим над планом по дискредитации сепаратистского движения.

Другого подозреваемого, автомеханика Индержита Сингха Рейата (Inderjit Singh Reyat), обвинили в изготовлении бомбы, взорвавшейся в аэропорту Нарита. В 1991 году его признали виновным в непреднамеренном убийстве и приговорили к 10 годам тюремного заключения. Не успел Рейат выйти на свободу, как ему снова предъявили обвинение, на этот раз за изготовление бомбы, которая оказалась на борту «Императора Канишки». В 2003 году ему дали пять лет лишения свободы.

Существовало предположение, что Рейат заключил сделку со следствием и получил маленький срок в обмен на показания против двух других фигурантов дела, однако в 2005 году суд признал их невиновными и снял все обвинения.

Место падения самолета в Локерби. Reuters /  Greg Bos

Место падения самолета в Локерби. Reuters / Greg Bos

Ливийский след

Дата: 21 декабря 1988 года
Что произошло: самолет Boeing 747 авиакомпании PanAm взорвался над Локерби
Маршрут: Лондон — Нью-Йорк
Погибшие: 243 пассажира, 16 членов экипажа и 11 жителей Локерби
Кто взорвал: ливийские спецслужбы

21 декабря 1988 года в небе над шотландским городом Локерби взорвался самолет Boeing 747. Помимо 259 человек, которые находились на борту, погибли 11 жителей селения. Самолет компании PanAm направлялся из Лондона в Нью-Йорк. Большинство находившихся на борту пассажиров и членов экипажа были американцами. Взрывная волна раскидала обломки самолета по площади 850 квадратных миль.

Британские следователи тщательно обыскали всю территорию и обнаружили фрагменты радиоприемника Toshiba, в котором террористы спрятали бомбу, и остатки чемодана, в котором взрывчатку пронесли на борт. На месте также нашли кусок зеленого пластика — элемента таймера MST-13, изготовленного швейцарской компанией Meister et Bollier для ливийских военных.

В том же чемодане лежал зонтик, пара брюк и детский свитер — после взрыва от них остались одни клочки, которые тщательно исследовали. В скором времени удалось установить, что их купили в магазине, принадлежащем мальтийцу Энтони Гаучи.

Продавец опознал в покупателе Абделя Бассета Али аль-Меграхи, который выдавал себя за начальника службы безопасности национального ливийского перевозчика. На самом деле аль-Меграхи был агентом ливийских спецслужб и двоюродным братом одного из ближайших соратников лидера ливийской революции Муаммара Каддафи. Взрыв над Локерби, по версии шотландских следователей, был ответом ливийского режима на британо-американские бомбардировки страны в 1986 году.

В пособничестве аль-Меграхи обвиняли представителя ливийских авиалиний Ламина Халифа Фимаха. Он якобы помог террористу погрузить чемодан со взрывным устройством на самолет, летевший из Мальты во Франкфурт. Там его переложили на Boeing, направлявшийся в Нью-Йорк через Лондон. Самого хозяина багажа в самолете не было.

Глава Ливии Муаммар Каддафи долго отказывался выдавать обвиняемых, за что Совет Безопасности ООН наложил на Ливию экономическое эмбарго. В 1999 году ливийский лидер все-таки выдал своих соотечественников, но с условием, что суд будет проходить на нейтральной территории. По этой причине шотландский суд рассматривал дело о подрыве Boeing в Нидерландах.

В 2001 году аль-Меграхи был приговорен к пожизненному заключению. Наказание он отбывал в Шотландии. Второго подсудимого оправдали. Через восемь лет 57-летнему террористу диагностировали рак простаты, его амнистировали по соображениям гуманности. Утверждалось, что ему оставалось жить только три месяца, однако аль-Меграхи прожил в 12 раз дольше. Он умер в Триполи только в 2012 году.

Через 15 лет после трагедии Ливия согласилась признать ответственность за теракт и выплатить родственникам погибших $2,7 млрд компенсации в обмен на снятие санкций.

В начале 2011 года бывший министр юстиции Ливии Мустафа Абдель-Джалил заявил, что приказ взорвать Boeing аль-Меграхи получил лично от Каддафи. Даже если это так, призывать ливийского лидера к ответу уже поздно: он был убит повстанцами во время гражданской войны.

Весной 2012 года шотландские СМИ писали, что дело о гибели Boeing было сфабриковано, а ключевые свидетели обвинения получили огромные взятки от американского Министерства юстиции. Например, за показания против аль-Меграхи Минюст США заплатил Энтони Гаучи около двух миллионов долларов.

Но и этим дело не закончилось. В середине октября 2015 года шотландская прокуратура выявила двух новых подозреваемых. Теперь она ожидает ответа от ливийских властей на просьбу разрешить сотрудникам шотландской полиции и ФБР допросить их в Триполи.

Место авиакатастрофы в Тенере. Автор фото: TASS / AP / Remy de la Mauviniere

Место авиакатастрофы в Тенере. Автор фото: TASS / AP / Remy de la Mauviniere

Небо над Тенере

Дата: 19 сентября 1989 года
Что произошло: самолет DC-10 авиакомпании UTA взорвался над пустыней Тенере
Маршрут: Браззавиль — Нджамена — Париж
Погибшие: 156 пассажиров и 14 членов экипажа
Кто взорвал: ливийские спецслужбы

Рейс 772 французской авиакомпании Union de transports aériens, следовавший по маршруту Браззавиль — Нджамена — Париж, стал последним для 170 человек, треть из которых были дети. 19 сентября 1989 года, не успел самолет DC-10 покинуть столицу Чада и взять курс на Париж, как диспетчеры потеряли с ним связь. Почти сутки встречающие в аэропорту Шарль-де-Голль не знали, что случилось с их родными и близкими: на табло прилетов рейс UTA 772 имел статус «задерживается».

Догадки о крушении подтвердились только на следующее утро, когда самолет ВВС Франции пролетел над обломками в пустыне Тенере на территории Нигера. Еще день ушел на то, чтобы спустить к месту катастрофы парашютистов, которые подтвердили: выживших среди обломков нет.

Еще через два дня специалисты нашли на фрагментах самолета следы взрывчатки, что однозначно указывало на взрыв. Как и в случае с Локерби, в расследовании гибели DC-10 был обнаружен ливийский след — теракт был местью за поддержку французским правительством Республики Чад в ее территориальном споре с Ливией. Однако режим Каддафи еще упорнее отрицал свою причастность и так и не выдал ни одного из подозреваемых.

В 1999 году французский суд заочно признал виновными в организации теракта шестерых сотрудников ливийских спецслужб, включая начальника Службы внешней безопасности Абдуллу ас-Сенусси, имевшего родственные связи с Муаммаром Каддафи. Всех приговорили к пожизненному заключению, но по факту они продолжали свободно жить на родине. Ливия отказалась признавать свою ответственность, однако выплатила пяти сотням родственников погибших, которые принимали участие в суде, денежные суммы в объеме $34 млн.

В 2003 году, когда Ливия признала свою вину за Локерби в обмен на снятие санкций, Франция заявила, что использует право вето в Совбезе ООН, если родственникам погибших в теракте над Тенере не выплатят достойных компенсаций. В начале 2004 года Ливия согласилась выплатить $170 млн — по одному за каждого погибшего. При этом Каддафи настаивал, что его страна не имеет отношения к теракту, а компенсации — это плата за снятие эмбарго. Денежные средства Ливия планировала взять из фонда Международной ассоциации благотворительных организаций Каддафи, возглавляемой сыном полковника Саифом аль-Ислам Каддафи.

После того как осенью 2011 года режим Каддафи свергли, а самого ливийского лидера убили, Абдулла ас-Сенусси бежал из Ливии. В ночь на 17 марта 2012 года его задержали в международном аэропорту Нуакшота (Мавритания) и экстрадировали на родину. Международный уголовный суд не раз требовал передать бывшего главу разведки и сына покойного диктатора в Гаагу, но Ливия решила разобраться самостоятельно. В июле 2015 года суд присяжных в Триполи приговорил Саифа Каддафи, ас-Сенусси и еще семь высокопоставленных чиновников свергнутого режима к смертной казни.

Если они не обжалуют приговор, их расстреляют.

На месте падения самолета Ту-134. Фото ИТАР-ТАСС/ Светлана Елисеева

На месте падения самолета Ту-134. Фото ИТАР-ТАСС/ Светлана Елисеева

Террорист на борту

Дата: 24 августа 2004 года

Что произошло: самолет Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» разбился в Тульской области
Маршрут: Москва — Волгоград
Погибшие: 35 пассажиров и 9 членов экипажа
Кто взорвал: Аманат Нагаева

Что произошло: самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» разбился в 138 км от Ростова-на-Дону
Маршрут: Москва — Сочи
Погибшие: 38 пассажиров и 8 членов экипажа
Кто взорвал: Сацита Джебирханова


Поздним вечером 24 августа 2004 года с разницей в несколько минут рухнули сразу два самолета, вылетевшие из московского аэропорта Домодедово. Сообщалось, что направлявшийся в Волгоград авиалайнер Ту-134 компании «Волга-Авиаэкспресс» пропал с экранов радаров в 22:56. Его обломки обнаружили в нескольких километрах от населенного пункта Бучалки Кимовского района Тульской области. Второй самолет, Ту-154, принадлежал авиакомпании «Сибирь» и летел в Сочи. Связь с ним прервалась на три минуты позже. Самолет разбился в 138 км от Ростова-на-Дону.

В результате обеих катастроф погибли 90 человек. На борту Ту-134 находились 9 членов экипажа и 35 пассажиров, на борту Ту-154-8 членов экипажа и 38 пассажиров. Шесть человек, зарегистрировавшиеся на рейс в Сочи, опоздали на самолет.

После катастрофы президент России Владимир Путин распорядился создать Государственную комиссию по установлению причин авиационных катастроф самолетов ТУ-154 и ТУ-134 во главе с министром транспорта Игорем Левитиным.
Следствие рассматривало версии отказа техники, некачественного топлива и нарушения правил пилотирования воздушных судов. Также разрабатывалась версия теракта, однако сначала она не была основной. Утром 25 августа авиакомпания «Сибирь» сообщила, что непосредственно перед крушением ТУ-154 подавал сигнал SOS.

Всерьез о бомбах заговорили через несколько дней после падения самолетов. Взрывотехники обнаружили на обломках обоих самолетов следы гексогена — взрывчатого вещества, которое широко применялось чеченскими сепаратистами.

В середине сентября Госкомиссия сделала вывод, что причиной гибели Ту-154 и Ту-134 стало «разрушение конструкции самолетов в полете в результате воздействия зарядов взрывчатых веществ в пассажирских салонах». Взрывами оторвало хвостовую часть самолетов, и в результате разгерметизации их управление стало невозможным.

Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по статье 205 УК РФ («Террористический акт»). По версии следствия, взрывчатку в самолеты пронесли уроженки Чечни Аманат (Аманты) Нагаева и Сацита Джебирханова. Паспорта с такими именами террористки показали при регистрации на посадку. Оперативники связали теракты в самолетах со взрывом автобусной остановки на Каширском шоссе в Москве и прогремевшим через несколько дней взрывом у станции метро «Рижская», а также с захватом школы №1 в Беслане. Сестра Аманат Роза Нагаева была среди боевиков, убитых во время операции по освобождению заложников.

Следствие предполагало, что возможным организатором взрывов в самолетах был карачаевский джамаат «Мусульманское общество №3», которое возглавлял выходец из Карачаево-Черкесии Ачимез Гочияев. Имя боевика впервые появилось в информационном поле после взрывов жилых домов в Москве в 1999 году.

В дальнейшем российские спецслужбы возлагали на Гочияева ответственность и за другие теракты, однако его до сих пор не поймали. Организатором взрывов мог оказаться и лидер чеченских сепаратистов Аслан Масхадов или кто-то из его окружения.

В сентябре прокуратура предъявила обвинение трем подозреваемым, действия которых сделали возможным проход смертниц на борт самолетов. Один из них, оперуполномоченный по борьбе с терроризмом капитан милиции Михаил Артамонов, по версии обвинения, без досмотра отпустил чеченок, переданных ему работниками отдела милиции аэропорта Домодедово для проверки их возможной связи с терактами.

Чтобы попасть в самолеты, Нагаева и Джебирханова обратились к спекулянту билетами Армену Арутюняну. За пять тысяч рублей он помог террористкам пройти на посадку. Тысячу рублей Арутюнян отдал сотруднику авиакомпании «Сибирь» Николаю Коренкову, контролировавшему регистрацию и посадку пассажиров. Он пропустил на борт до Сочи Джебирханову, в то время как Нагаева беспрепятственно села в самолет до Волгограда.

В апреле 2005 года Домодедовский городской суд признал Армена Арутюняна и сотрудника авиакомпании «Сибирь» Николая Коренкова виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ («Коммерческий подкуп»). Суд приговорил каждого к полутора годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Через несколько месяцев Артамонов получил максимальный срок по статье 293 УК РФ («Халатность») — 7 лет. После апелляции срок лишения свободы ему снизили на год.

Фото на анонсе материала: место падения самолета Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявшего рейс Москва-Сочи. ИТАР-ТАСС/ Валерий Ковалев

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter