Атлас
Войти  

Также по теме

Почему люди готовы защищать свой двор и не готовы бороться за страну

Эмбарго на ввоз продуктов питания и уничтожение запрещенной еды на границах, введение платежей за капремонт и другие действия властей приводят к недовольству в обществе. Однако по-настоящему россияне готовы бороться лишь с тем, что  непосредственно связано с территорей, где они живут. Жители будут защищать местный парк, добиваться ремонта дома или благоустройства двора. Настоящая активность так и остается на местном уровне. Все дело в отсутствии доверия в обществе. 

  • 3622
Thinkstock/Fotobank.ru

Thinkstock/Fotobank.ru

Гражданское общество в России в целом не слишком развито. Введение дополнительных налогов, коррупция и другие острые проблемы не приводят к тому, что люди выходят на улицы. Тем не менее все большую роль играют сообщества местных жителей. В Москве достаточно привести пример защитников парка «Торфянка», которые выступали против строительства церкви, а также борьбу жителей 11-го квартала Кунцева за свой двор.

Согласно социологии, сообщества жителей могут либо дополнять услуги, которые не оказывает местная власть, и активно взаимодействовать с ней, либо исправлять их ошибки и конкурировать с местной властью.

Эксперты Высшей школы экономики полагают, что в России действуют обе системы. Их новый доклад посвящен системе территориальных общественных самоуправлений (ТОС) — фактически это объединения граждан, которые решают вопросы на той или иной территории. Статус ТОС закреплен законодательно. Самоуправления были созданы в 1990-е годы, чтобы стимулировать людей участвовать в жизни своих домов и районов. Правда, пока они серьезной роли не играют из-за низкой гражданской активности в России в целом. Однако международный опыт показывает, что такие сообщества в будущем могут играть более существенную роль.

Эксперты ВШЭ исследовали пример города Кирова, в котором действуют порядка 200 сообществ, при том, что население города составляет примерно 500 тыс. человек. Фактически в общественных организациях участвуют порядка 4% жителей города, а помогают они так или иначе 25% жителей.

Обычно подобные сообщества создаются в жилых домах, которые управляются с помощью ТСЖ. Здесь появляется какой-то активный гражданин, чаще всего пенсионер, который берет на себя всю работу: он взаимодействует с властями и местными жителями.

Именно эту активность и исследовали эксперты, тем более она довольно необычна для России. Им стало интересно, зачем граждане участвуют в подобных объединениях и почему подобные сообщества не перерастают в политические течения. Основной инструмент ученых — опросы участников общественных организаций.

Почему люди создают общественные организации

Чаще всего свои ТОСы создают жители обычных жилых домов, где уже есть ТСЖ, — на такие приходится 77% всех организаций в Кирове. Чуть реже общественные организации создают жители поселков и совсем редко — деревень.

Чаще всего их возглавляют местные активные пенсионеры. Причем массово они начали появляться после 2008 года: тогда их количество резко выросло с одной организации до 198 в 2012 году, согласно официальной статистике.

Самой популярной причиной организации ТОСов была возможность воспользоваться финансовой поддержкой правительств для создания определенной инфраструктуры, например детских площадок или благоустройства территории. В Кирове это особенно актуально, ведь многие дома уже совсем старые и нуждаются в ремонте: средний возраст домов — 31 год.

Еще одна популярная причина — это оказать давление на чиновников и влиять на принятие решений. Часто люди начинали заниматься общественными делами, так как были недовольны работой местных чиновников и хотели все сделать сами.

В целом подобные сообщества создаются в районах, где жильцы активно взаимодействуют и помогают друг другу. Здесь более высокий уровень социального капитала. Помогают и высокие доходы жителей: так у организаций есть средства на изменение ситуации вокруг.

На что влияют активные граждане

На практике общественные объединения выполняют множество задач. Они участвуют в различных благотворительных мероприятиях, помогают неимущим и социально не защищенным, формируют детские клубы и организуют способы проведения досуга, а также влияют на развитие региона. Они могут даже обеспечивать порядок, например, в виде дружин. Многие общественные организации убирают и благоустраивают территорию домов.

Судя по опыту Кирова, граждане своей активностью в некоторых случаях заменяют деятельность местных властей. Например, местные сообщества оказались в достаточной степени эффективными в улучшении инфраструктуры районов. Кроме того, они распространяют важную информацию о жизни в районах или домах.

Частично деятельность таких объединений спонсируется на гранты властей и тендеры, которые они проводят. Частично сами жители вкладывают средства в развитие своих территорий.

В целом общественные организации оказываются куда более гибкими, чем официальные. Жители районов могут легко связаться с их представителями, не тратя на это лишнее время. Для этого не нужно никуда ездить.

Если проблему можно решить средствами группы, то это происходит достаточно быстро. Если нет, то ее лидер обращается к официальным чиновникам. Например, жильцы могут организовать субботники или вымыть подъезд, но вряд ли смогут сами положить асфальт.

Почему организации не выходят за рамки своих дворов?

В теории общественные организации должны выполнять и надзорную функцию за чиновниками, например, следить за расходами бюджета, организовывать протесты и митинги в случае, если что-то идет не так. Но как раз этим российские организации почти не занимаются, наоборот, они заняты лишь решением текущих вопросов жизни своего дома или двора.

Если 54% руководителей ТОС считают, что важно контролировать расходы властей и объединять граждан, то лишь 22% жителей районов, где работают ТОС, считают это важным. Для них важно, чтобы общественные организации не улучшали работу властей, а подменяли их в тех случаях, когда те не могут справиться с какой-то задачей. 14,3% жителей уверены, что в общественных организациях вообще нет никакой пользы.

Подобные организации оказались аполитичным, их участники просто решают какие-то проблемы местных сообществ, но участвовать в политической жизни города не готовы.

Авторы исследования связывают это с низким уровнем гражданском активности и социального капитала — люди не готовы помогать друг другу и координировать друг с другом свои действия. Люди в России в целом мало доверяют друг другу. Если соседи или жильцы домов, расположенных рядом, еще могут найти общий язык для решения конкретных проблем, то договориться с представителями других районов уже намного сложнее.

Опрошенные представители групп чаще всего чувствуют ответственность за себя и свою семью, иногда за свой дом и район, но за город и общество в целом нести ответственность никто не хочет. Еще одной слабостью ТОС является зависимость от чиновников и господдержки.

Чтобы общественные организации работали эффективно, нужны развитые социальные сети и высокий уровень социального капитала. Люди должны доверять друг другу. Тогда, как показывает опыт других стран, случаются метаморфозы. Сначала общественной деятельностью занимаются те, кто хочет этого. Затем она становится нормой и все больше людей вовлекается в такую работу. В России такой процесс еще не начался, полагают исследователи.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter