Атлас
Войти  

Также по теме

Работа носом


  • 1419

Aлла Григорьевна Бельфер сидит за столом, уставленным маленькими металлическими баночками с крышками. В этих баночках - элитные духи. Aлла Григорьевна подносит к носу бумажную полоску-тестер и тут же выдает характеристику запаха: горький, цветочный или, например, запах из семейства с живодерским названием "кожа". Именно так и выглядит рабочий процесс "носа" - человека, создающего духи и определяющего их качество. Таких специалистов в России сейчас не больше десяти.

Aлла Григорьевна, заслуженный изобретатель России, член Французского общества парфюмеров, в течение многих лет заведовала отделом парфюмерии во Всесоюзном НИИ синтетических и натуральных душистых веществ, а сейчас руководит группой органолептических исследований "Парфюмтеста". Главным в жизни Аллы Григорьевны всегда было творчество.

- Идея духов рождается в голове, а не во флаконах. Запах нужно сначала представить, - рассказывает она. - Принципиально новый аромат придумать практически невозможно. Все, что в состоянии сделать парфюмер - это прибавить к старой основе новую ноту. Если в результате получается что-то необычное и популярное - значит, с работой справился.

Свой первый запах Бельфер сочинила на основе любимого цветка - ландыша. A первые ее настоящие духи назывались "Слава". Их выпустила фабрика "Новая заря" к полету Гагарина в космос.

- Очень был красивый флакон, в виде ракеты. И дорогой - хрустальный! Каждую пробку притирали вручную, каждое горлышко обвязывали веревочкой. Такой флакончик Леонид Ильич Брежнев подарил Индире Ганди, - вспоминает парфюмер. Новый продукт заказывают обычно Дом моды или парфюмерная фирма. Готовится резюме, в котором указывается социальная категория, возраст потенциальных потребителей, желаемые характеристики запаха - например, древесный, цитрусовый или, скажем, с нотами, напоминающими знаменитые духи Egoiste. Известный модельер Тьерри Мюглер, заказывая духи Angel, так сформулировал задачу: "Чтобы напоминали эльзасское детство: с запахом горячей нуги, шоколада и папиной бороды".

Иногда для вдохновения парфюмер убывает в командировку - Бельфер ездила в Ярославль, когда в советские времена создавались духи "Ярославна". А европейские парфюмеры предпочитают отправляться в тропики и нюхать экзотические цветы. Но чаще работа выглядит менее поэтично: в резюме дана исходная группа, например, цветочная, и парфюмер подбирает соответствующую композицию-базу - уже готовую смесь с нужным запахом. Потом нужно придумать, что к ней добавить. Натуральные душистые вещества придают аромату богатство, а синтетические - оригинальность.

- Перебираешь в воображении сотни и сотни вариантов, каждый раз пишешь рецептуру, а лаборант по ней смешивает в пробирках вещества, - говорит Алла Григорьевна. - Иногда специально кладешь много какого-то продукта и нюхаешь, что же он дает, какой акцент, а потом постепенно уменьшаешь его долю. Есть легенда, что, когда создавали "Шанель №5", случайно влили какого-то ингредиента в десять раз больше, чем нужно, - и Шанель понравился именно этот образец. Когда составлен общий план, нужно проверить компоненты: сколько стоят, не запрещены ли. "Зеленые" добились исключения из производства духов почти всех продуктов животного происхождения -пришлось заменять мускус и амбру синтетическими аналогами в уже существующих линиях. Еще важно определить, насколько аромат устойчив, как долго держится. Некоторые душистые вещества могут использоваться только в ограниченной концентрации, иначе появится раздражение на коже, другие меняют окраску под воздействием тепла или света - тоже нехорошо.

Когда все наконец приготовлено, проверено и "пронюхано", линия запускается в производство. От получения резюме до выпуска духов на рынок проходит, в среднем, два с половиной года.

В последние время Алла Григорьевна сотрудничала с отечественной косметической фирмой "Мирра-Люкс". Задание было глобальное - сразу семь новых ароматов, которые она и сконструировала в лаборатории во Франции:

- Там удобно работать, у нас и раньше выбор душистых веществ был раза в полтора меньше, а сейчас производство сырья почти прекратилось. Aлла Григорьевна придумала пять видов женских духов и два вида мужской туалетной воды классического и современного направлений - с модными нотами цитрусов, зеленого чая. Все это тестировали фокус-группы, и только потом заказчик выносил окончательное решение.

Разливать духи, рожденные в недрах французских лабораторий, будут в России:

- Сейчас потихонечку идет возрождение отрасли, - говорит Бельфер. - Но в основном отечественные предприятия делают массовую продукцию - одеколоны с простыми русскими именами -"Саши", "Леши", "Наташи". Элитные запахи требуют огромных вложений: дизайн, упаковка, флакон - все очень дорого, не говоря уж о самой жидкости. К сожалению, "нос" - одна из самых редких профессий в мире - зарабатывает в России до обидного мало. Например, парфюмер со стажем на питерской фабрике "Белые ночи" получает около трехсот долларов, московские коллеги - чуть больше.

-А ведь "носом" может стать только творческий человек! - говорит Бельфер. - К тому же у него должна быть великолепно развита память на запахи. Надо точно определять как минимум 250 натуральных продуктов и 700 - химических. Причем не просто на уровне: "Это розовое масло" - нет, масло может быть турецким, болгарским, русским, марокканским. Необходимо, кроме того, знать теорию: способ получения вещества, где оно производится, какие примеси могут менять его запах... Сколько я учила парфюмеров - дай Бог, один из десятка стал работать по специальности. Или аллергия обнаруживалась - начинались головные боли, тошнило. Или человек оказывался не в состоянии столько запомнить.

Специалисты считают, что хороший парфюмер может "вылупиться" только через 10 лет обучения. Бельфер, например, работала лаборантом во Всесоюзном НИИ синтетических и натуральных душистых веществ, там же училась под руководством мастеров фабрики "Новая заря", а потом осталась в институте в качестве "носа". Учат парфюмеров беспощадно. Задание: создать цветочный запах. Ученик, конечно, знает, что из одних и тех же продуктов можно сделать запах жасмина, ландыша и фиалки, но в каких пропорциях это все наливать - должен решить сам. Так и выявляется, из кого получится настоящий творец ароматов, а из кого - только парфюмер-контролер, отвечающий за качество сырья.

Из Aллы Григорьевны получился как раз творец.

- Кензо сказал, что аромат - это висячий мостик мечты. Помочь кому-то приблизить мечту - это же так приятно.

Галина Третьюхина

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter