Атлас
Войти  

Также по теме

Все, что в воздухе: Любительское кино победит

  • 2197
Дарт Вейдер с кастрюлей на голове, Лара Крофт в папиной портупее, роботы из раскрашенных картонных коробок так до недавнего времени выглядели фанатские фильмы по мотивам блокбастеров, сделанные энтузиастами на заднем дворе и выложенные на YouTube для горстки таких же энтузиастов.

Фотография: Album/East News

Съемки фильма «Музыкант» Роберта Родригеса

Но 3 мая 2009 года в интернете появилась «Охота на Голлума». Этот неофициальный 40-минутный приквел «Властелина Колец» был снят за 3 тысячи фунтов в лондонских парках и горах Северного Уэльса сотней разновозрастных толкиенистов под руководством режиссера и композитора Криса Бушара. Костюмы одолжили у таких же кинематографистов- любителей, реквизит купили на eBay, HDV-камеры принесли знакомые, спецэффекты рисовали около 60 дизайнеров- добровольцев, часто с использованием бесплатного программного обеспечения. 600 тысяч просмотров за первые сутки, вдвое больше—за неделю: «Охота на Голлума» сделана абсолютно всерьез и смотрится не хуже любого блокбастера со спецэффектами и бюджетом под 100 миллионов.


Фотография: AFP/East News

Главные герои фильма «Клерки» Кевина Смита

Фильм Бушара если не стер, то заметно размыл границы между между user gene rated content и индустриальным производством в кино—на территории, где в силу чисто экономических причиндо недавних пор профессионалы чувствовали себя неуязвимыми. И сильно изменил привычные представления о том, что человек может сделать не за деньги.

Фанатские фильмы, то есть фильмы, сделанные по мотивам чего-нибудь известного, апогей нестяжательства. «Они всегда будут очень ограничены в бюджете, и их невозможно окупить через продажи»,—говорит Бушар, несколько лет назад написавший музыку к доютьюбовскому любительскому хиту «Звездные войны: Откровения». На этом поле любой доход влечет за собой обвинение в нарушении прав интеллектуальной собственности. По словам Бушара, пока существование жанра зависит исключительно от доброй воли правообладателей. Они могут поощрять самодеятельность, как Джордж Лукас, учредивший в 2002 году Official Star Wars Fan Film Awards. Или запрещать ее, как делает студия MGM, вычищающая с YouTube ролики «Moonraker ’78»—легендарного, снятого на 8-миллиметровую пленку трибьюта бондиане.


Фотография: AFP/East News

Кадр из фильма «Пи» Даррена Аронофски

Но классический копирайт уже не первый год плетется в хвосте технологического обоза и нуждается в сильной корректировке (точно так же, как медицинское право трещит под натиском новых изобретений, а семейное—под влиянием общего смягчения нравов). И если сейчас существует разделение, скажем, по тер риториальному принципу (права на российский ремейк гонконгского боевика стоят дешевле, чем на американский), то в будущем неизбежен переход на новый уровень дифференциации. «Любые изменения в сторону либерализации были бы большим облегчением»,—утверждает Бушар. Возможно, когда-нибудь права на микробюжетную экранизацию «Гарри Поттера» можно будет за несколько долларов купить через интернет-сайт, а потом выложить фильм на том же сайте для платного скачивания— но в несколько раз дешевле, чем официаль- ная версия. В конце концов, для блокбасте- ров фанатские фильмы—скорее рыбы- спутники, чем паразиты: они помогают измерить аудиторию и поддерживают интерес к долгоиграющим франшизам (вроде того же «Поттера»).

Но пока что зрительский успех для любителя—лишь способ капитализации имени. И чужой бренд в этом смысле— ответный подарок большой рыбе от своего спутника. «Конечно, нам уделили столько внимания только потому, что это Толкиен»,—говорит Крис и признается, что, по сути, воспользовался фа натской базой писателя, любовь к кни гам кото рого мотивировала зрителей и добровольцев.


Фотография: AFP/East News

Исполнитель главной роли в фильме «Пыль» Алексей Подольский с Петром Мамоновым

При оптимальных условиях его следующая работа—«Человеческий остаток», постапокалиптический триллер по оригинальному сценарию, — могла бы иметь коммерческий потенциал. Однако попытку финансировать проект через сайт «Охоты на Голлума» пока нельзя назвать удачной. «Есть лишь небольшие пожертвования от кучки преданных поклонни- ков. Чтобы сделать эту систему эффективной, она должна стать более структурированной»,—говорит Крис.


Кадры из фильма «Batman: Dead End»


Кадры из фильма «The Injured Stormtrooper»

Появление структуры — опять-таки вопрос желания и времени: скорее всего, уже в недалеком будущем рекламодатели догадаются, что продукт-плейсмент, размещенный в новом фильме кумира интернет-пользователей, увидит не меньше людей, чем рекламу в новой бондиане. Бушар, работа которого уже привлекла внимание далеко не только фанатов, не исключает для себя профессиональной карьеры в кинематографе. Но пока остается в любительской лиге, где о прибыли рассуждать не приходится. «Начинать говорить о ней можно только при бюджете в $300 тысяч или больше. Это абсолютный минимум. Так что Голливуд вне опасности»,—говорит он. И добавляет: «Но только пока!»

Успешные фильмы, снятые за свой счет

«Музыкант» (1992). Чтобы заработать на фильм $7 000, Роберт Родригес принял участие в медицинских экспериментах. Расходы возместили фестивальные призы и контракт на студийный ремейк — «Отча- янный» (1995).

«Клерки» (1994). Несколько кредитных карточек, страховка за утонувшую в наводнении машину и продажа коллекции комиксов помогли Кевину Смиту собрать бюджет в $27 575. «Клерки» заработали в прокате более $3 млн и положили начало многолетней франшизе.

«Пи» (1998). Даррен Аранофски снял свою «каббалистическую «Матрицу» на деньги друзей и родственников. При бюджете в $68 000 фильм заработал в прокате больше $4 млн.

«Пыль» (2005). Снятый вопреки всем правилам российского кинопроизводства за $3 000 фильм Сергея Лобана получил приз на ММКФ и только в кино окупился восемь раз. Цифры невелики, но теперь у нас тоже есть прецедент.

Фанатские фильмы, которые стоит посмотреть

«Moonraker ‘78» Навеянная бондианой, трогательная в своей аутентичности классика тридцатилетней давности. Немой фильм, в котором эффект бурлящей вокруг субмарины воды создавался при помощи таблетки алказельцера, был снят выпускником средней школы Стюартом Бейсингером. «Batman: Dead End» Блокбастер среди фанатских роликов, этот фильм, по некоторым данным, был снят за $30 000 профессионалом — художником по спецэффектам Сэнди Коллорой, который хотел привлечь внимание к своей полнометражной режиссерской работе. Бэтман сражается с Джокером, а тут Чужой с Хищником как прыгнут…

«The Injured Stormtrooper» По количеству фанатских трибьютов «Звезные войны», усту- пают, возможно, только «Стар-треку». В этом ролике раненый робот-штурмовик предстает в амплуа вуди-алленовского ипохондрика. «Stargate: Time Raider» Среднеметражная (35 мин.) чешская комедия, в которой Лара Крофт с компанией единомышленников ока- зывается на секретной базе в Сибири и при- нимает участие в спецоперации Moskviczeus. Впечатляет абсурдистским нахрапом и шут- ками про русских, лежит на YouTube с анг- лийскими субтитрами.

«The 300» Псевдокументальное кино про трехсот спартанцев, снятое в стилистике «Офиса».

на 57% увеличилось в 2008 году количество проданных видеокамер по сравнению с 2007-м

2 040 548 раз посмотрели «Охоту на Голлума» на сайтах youtube.com и dailymotion.com

54 фестиваля любительских фильмов прошло в России в 2008 году

Что будет:

— Голливуд разорится

— блокбастер будет стоить столько же, сколько фломастер

— появится оскаровская номинация «Лучший любительский фильм»

Продолжение

Офисы исчезнут

Книги умрут

Все переедут в деревню

Все пойдут учиться

Интернет захватит все

Дружбы не будет

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter