В Москве после капитального ремонта открылся Мультимедиа Арт Музей (МАММ) на Остоженке (пространство было закрыто с сентября 2022 года). Интерьер музея особенно не изменился: за полтора года в здании заменили инженерные системы, вентиляцию, перестроили крышу, стеклянные витражи и фундамент, а также выровняли полы, которые мешали возведению экспозиций. На обновленной крыше площадью более 800 квадратных метров летом обещают проводить мероприятия.

После ремонта в МАММ запустили книжный и дизайнерский магазин с общественным пространством и поп-ап-стором, где можно будет приобрести уникальные тиражные работы, а также произведения художников и дизайнеров. Кафе музея открылось в коллаборации с «Яндекс Лавкой», команды вместе разрабатывают арт-меню, учитывающее особые режимы питания. Также в новом сезоне здесь заработал киноклуб с многожанровой программой для взрослых и детей.

 

Выставки сезона

13 апреля — 15 июля 2024

 

Эрик Булатов

«Живу дальше. Лаборатория художника»

На выставке к 90-летию классика российского и мирового современного искусства Эрика Булатова представлено более 100 работ художника: семь картин и рисунки. В таком объеме рисунки Эрика Булатова будут показаны впервые. Они дают возможность увидеть, как зарождается и развивается художественный замысел автора, а иногда работы «мучают» Эрика Булатова десятилетиями, пока наконец не находится одно-единственное решение. Подзаголовок названия выставки «Лаборатория художника» достаточно точно выражает ее замысел.

В фокусе внимания кураторов оказались рисунки, в которых Эрик Булатов работает со словом. В начале ХХ века русский авангард начинает использовать слово как сюжет художественного произведения. Александр Родченко, Эль Лисицкий, Густав Клуцис и другие работают в первую очередь с большевистскими слоганами. Эти слоганы не предполагали проблематизации, нескольких прочтений, они должны были воздействовать на зрителя с абсолютной visual power.

Свет и горизонт — важнейшие элементы топологии картин Булатова, слово же — прежде всего, пространственный образ. Эрик Булатов пользуется советскими шрифтами, берущими свое начало от русского авангарда, но в пространстве картин и рисунков Булатова эти шрифты семантически работают по-другому. Зрители попадают в пространство мерцающих смыслов, зависящих от того, в какую позицию ставит себя наблюдатель картины.

 

 

Коллекция фонда Still Art

«Шедевры мировой фотографии моды»

Выставка «Коллекция фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды» приурочена к пятилетию фонда, основанного в 2018 году Еленой и Михаилом Карисаловыми. Шесть лет назад МАММ первый раз показал избранные работы из коллекции фонда, в 2021 году выставка из собрания Still Art Foundation с большим успехом прошла в Эрмитаже. На сегодняшний день коллекция является одним из крупнейших собраний фотографии моды и стиля в Центральной и Восточной Европе. Многие из работ показываются в Москве впервые.

Экспозиция включает произведения легендарных фотографов, определивших развитие мировой фэшн-фотографии XX–XXI веков: Ирвина Пенна, Хорста П. Хорста, Эрвина Блюменфельда, Ричарда Аведона, Херба Ритца, Хельмута Ньютона, Энни Лейбовиц, Патрика Демаршелье, Майлза Олдриджа, Ника Найта, Лиллиан Бассман, Сары Мун и других. Каждый из авторов, представленных на выставке, — революционер жанра, создающий новые каноны восприятия красоты, женственности и роли женщины в социуме в тот или иной исторический период. Зрителей ждет экскурс в историю фэшн-фотографии, отражающей социальные и культурные изменения, происходящие в обществе, сдвиги от элитарности к массовой культуре, от анонимности к персонифицированности, а также эстетические парадигмы эпох: от модернизма к постмодернизму.

 

 

Эдоардо Делилле, Джулия Пьермартири

«Атлас нового мира»

В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2024» Мультимедиа Арт Музей представляет выставку молодых итальянских фотографов Эдоардо Делилле и Джулии Пьермартири «Атлас нового мира» — визуальное исследование на стыке искусства и науки, посвященное проблеме глобального изменения климата. Эдоардо Делилле и Джулия Пьермартири представляют, каким может стать географический атлас мира через несколько десятилетий, если человечество не предпримет срочных мер по защите среды своего обитания.

С 2019 по 2022 год Эдоардо Делилле и Джулия Пьермартири побывали в четырех частях света —Азии, Африке, Европе и Америке. Опираясь на данные ООН о климате, авторы посетили наиболее уязвимые регионы, ландшафт которых к концу столетия может преобразиться до неузнаваемости. Во время своего путешествия художники проецировали изображения, выбор которых был навеян апокалиптическими прогнозами ученых, на реальные интерьеры домов местных жителей — героев фотографий. В результате получились многослойные фантастические снимки, иллюстрирующие изменения, ожидающие нас в будущем.

Мальдивы — государство, которое первым исчезнет с географических и политических карт мира конца XXI века из-за повышения уровня мирового океана: средняя высота этих островов над уровнем моря составляет всего 0,5 метра. В Китае на плодородных землях вдоль Янцзы, третьей по длине реки в мире, производится значительная часть продовольствия в стране, а построенные на ней гидроэлектростанции обеспечивают нужды городов-миллионников — Шанхая, Уханя, Нанкина и других. Растет количество осадков, и в результате прибрежные районы нередко уходят под воду. Рекордно высокие температуры, пересыхание рек и пожары угрожают похоронить «калифорнийскую мечту» в Калифорнии.

Во время экспедиций по разным континентам авторы исследования беседовали с героями своих снимков и сохранили их истории.

 

 

Спорт в фотографии

От Родченко до наших дней

Выставка-исследование феномена спорта сквозь призму фотографии с начала XX века до наших дней. Спорт — это проекция социума, его ценностных установок. Фотография спорта, меняясь вместе с обществом, отражает социальные и культурные особенности каждой эпохи. Экспозиция, включающая произведения классиков советской и российской фотографии Александра Родченко, Макса Пенсона, Аркадия Шайхета, Бориса Игнатовича, Льва Бородулина, Александра Абазы, Дмитрия Донского, Сергея Гунеева, а также современных спортивных фотографов, рассказывает об эволюции жанра, позволяет проследить смену стилей и эстетических парадигм, демонстрирует современные тенденции, связанные с развитием новых технологий.

 

 

ИСКУССТВО

«Еврейский авангард» и «Архитектура конструктивизма»: 20 выставок весны в Москве 

Читать

 

 

Алексей Каллима

«Теорема дождя»

Инсталляция Алексея Каллимы «Теорема дождя» впервые была показана в 2009 году в Российском павильоне на 53-й Венецианской биеннале. Инсталляция посвящена футболу — единственному виду спорта, способному собрать на стадионе десятки тысяч болельщиков и объединить миллионы зрителей на время трансляции матча. Футбол вызывает возгонку коллективных эмоций, когда каждый чувствует свою сопричастность победам или поражениям, воспринимаемым как «наше», а не «мое».

Сорокаметровая фреска, написанная флуоресцентными красками, проявляющимися лишь в ультрафиолетовом свете, изображает переполненные болельщиками трибуны бушующего стадиона. Оказавшись внутри инсталляции Алексея Каллимы, частью которой является звуковая дорожка с записью рева футбольных фанатов и шума стадиона, зритель невольно становится частью ликующей толпы. Затем включается белый свет, и изображение исчезает. Звук отключается. Зритель обнаруживает себя в тишине в пустой белой комнате. Контраст переживаний заставляет задуматься о том, как по-разному мы существуем в толпе и оставшись наедине с собой.

 

 

Модницы XIX — начала XX веков

Из коллекции МАММ

Выставка «Модницы XIX — начала ХХ веков. Из коллекции МАММ» демонстрирует эволюцию российской моды с 1860-х до 1910-х годов. Мода всегда — зеркало эпохи, а костюмы, аксессуары и прически — превосходные рассказчики, повествующие об исторических и социальных перипетиях, техническом и культурном прогрессе.

Экспозиция включает более 80 работ, в том числе снимки знаменитых фотографов Карла Бергамаско, Елены Мрозовской, Петра Веденисова и других. Выставка, созданная на основе обширного собрания МАММ, условно делится на восемь разделов «Кринолины», «Женщина-цветок», «Девушки в униформе», «Меха», «Мужская мода», «А-ля рюс», «Шляпы», «Прически», в которых рассказывается о главных тенденциях моды середины XIX — начала XX веков.

 

Константин Батынков, Сергей Шеховцов

«Футбол»

Работы Константина Батынкова и Сергея Шеховцова, созданные специально для выставки в МАММ, объединены темой футбола, который давно вышел за границы обычной спортивной игры. Он стал важным культурным, социальным и экономическим явлением, полем сражения между прошлым, настоящим и будущим. В новой серии живописи Константин Батынков соединяет наследие русского авангарда — прежде всего, Александра Лабаса — с эстетикой черно-белой телевизионной картинки, запомнившейся ему еще в детстве как то, что собирает вокруг себя людей, близких и не очень. Работа Сергея Шеховцова отсылает к советской скульптурной группе «Футболисты» (1938) Иосифа Чайкова, известной своей сложной композицией. Используя в качестве материала пенопласт, Шеховцов переосмысливает этот монументальный образ и доводит его до состояния полуабстрактной формы, устремленной за пределы земного пространства.

 

 

Дар музею

Памяти Юрия Рыбчинского

В фотографию корреспондент Юрий Рыбчинский пришел в конце 60-х. В это время одним из основных хобби советских людей было фотолюбительство. Техника была недорогой и доступной, а фотокамера давала возможность индивидуального самовыражения, которого не хватало в окружающей жизни. К середине 80-х Рыбчинский, познакомившись с московским художественным, литературным и фотографическим андерграундом, стал коллекционером. В начале 90-х совместно с фотографом Эдуардом Гладковым он начал собирать фотографическую коллекцию. В это время в стране только-только возникал художественный рынок, а рынка фотографии практически не было, зато были фотографы: Сергей Борисов, Валерий Щеколдин, Александр Слюсарев, Сергей Чиликов, Алексей Шульгин, Николай Бахарев, Владимир Соколаев, Борис Савельев, Андрей Безукладников, Александр Лапин, Игорь Мухин, Борис Михайлов и другие. Иногда Юрий Рыбчинский и Эдуард Гладков менялись работами с этими авторами, теперь классиками российской фотографии. Иногда фотографии покупались за символическую цену, часто дарились. Авторы, не востребованные ни печатными изданиями, ни галереями, ни музеями, были рады тому, что кто-то собирает, любит, ценит и понимает их творчество.

В 1993 году Юрий Рыбчинский и Эдуард Гладков объявили о создании Музея фотографических коллекций — негосударственного фонда, который начал целенаправленную работу по сбору, хранению и пропаганде отечественного фотографического наследия. Коллекция пополнилась и работами классиков советского фотоавангарда: Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета и других. Юрий Рыбчинский и Эдуард Гладков стали устраивать фотовыставки, которые требовали уже не только времени и сил, но и средств — хотя бы на то, чтобы обрамить произведения. К середине 2000-х годов развивать коллекцию и заниматься ее популяризацией стало сложнее еще и потому, что в стране появились государственные музеи фотографии, фотогалереи и фотографический рынок.

В 2006 году МАММ сделал первую выставку избранных работ из коллекции Юрия Рыбчинского и Эдуарда Гладкова, а также издал книгу «Фотоэстафета. От Родченко до наших дней», составителем и научным консультантом которой был Юрий Рыбчинский. В 2007 году более 2 тысяч произведений из этого собрания были переданы Юрием Рыбчинским музею. Выставкой «Дар музею. Памяти Юрия Рыбчинского» здесь отдают дань фотографу, передавшему музею и свое творческое наследие, в том числе тысячи негативов. 

 

Фотографии: обложка, 3 — МАММ, 1, 4, 5, 6 — Антон Галецкий, 2, 7, 8 — Анна Екомасова