«Еврейский авангард» и «Архитектура конструктивизма»: 20 выставок весны в Москве
А также «Огонек» в ЦСИ «Винзавод», «Драконы Востока» в Музее Востока и многие другие
«Раздизайн и Прототека»
Выставка, представляющая собой вторую часть многосерийного выставочного проекта «Актуальная книжная графика». Экспозицию создали совместно с архитектурным бюро «Раздизайн» и приурочили к 60-летию ее сооснователя Евгения Корнеева.
В экспозиции — книги, оформленные Корнеевым и его единомышленниками, рабочие материалы дизайнеров, а также подборка работ студентов профиля «Искусство книги» магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ.
«Друг друга»
Выставка двух друзей-художников Олега Кузнецова и Паши Безора, которые переосмыслили процесс творческого взаимодействия и общения. Независимо друг от друга авторы создали серию работ — о себе и втором художнике.
Благодаря структуре экспозиции на нее можно посмотреть глазами двух художников, а также понять, как один человек воспринимает другого и дружбу с ним.
«Я вижу с закрытыми глазами»
Коллективная выставка, посвященная размышлениям современных художников о понятии реальности и ее границах. Авторов объединяет интерес к наблюдению за повседневностью и самобытная оптика восприятия реальности через гипертрофированность художественных образов.
Среди представленных художников, работы которых можно увидеть на выставке, — Саша Святоi, Даня Соболев, Ольга Калинина, Маргарита Варакина, Алексей Васильев, а также Евгения Малышева.
«Не могу вспомнить»
Персональный проект художника Максима Ксуты, посвященный теме вдохновения, которое иногда находится в неожиданных местах. Для художника подобным источником послужили цветовые композиции, остающиеся на стенах и заборах после закрашивания арт-объектов безымянными работниками муниципальных служб.
Часто вместо того, чтобы полностью уничтожить следы уличного искусства, сотрудники оставляют пятна, напоминающие ландшафты. Это навело Ксуту на размышления о природе памяти и зыбкости воспоминаний.
«РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ»
Выставка, на которой с помощью средств современной художественной фотографии рассматриваются процессы и проблемы окружающего мира. В экспозиции можно увидеть работы из проектов художницы Ольги Мичи «Уязвимые» и «Лицо божества», а также творческой группы «Гром».
Название «Род человеческий» позаимствовали у знаменитой одноименной выставки художника Эдварда Стейхена, которую впервые продемонстрировали в 1955 году в нью-йоркском Музее современного искусства. В центре внимания автора были простые человеческие эмоции, через которые художник стремился показать единство народов Земли.
«Русский стиль. Взгляд из XXI века. Текстильные истории»
Выставочный проект, который призван стать мостом между прошлым и настоящим русского текстильного искусства. В экспозиции находятся работы как заслуженных мастеров, так и молодых дизайнеров, желающих поделиться идеями.
Среди художников, чьи работы можно увидеть на выставке, — Вера Щербакова, Марина Белькевич, Александра Грузинова, Елена Дорогая, Инна Литвин, Лариса Лукьянова, Галина Красникова, Александр и Марина Ильины, а также многие другие.
Happy End Trailer
Персональная выставка художницы Евы Аракчеевой, которая изобрела понятие «дереализм». Автор деконструирует стиль, разделяет на составляющие, чтобы затем пересобрать по-своему.
Важный источник вдохновения для художницы — кинематограф, в особенности работы режиссеров Дэвида Линча и Дэвида Кроненберга с их симпатиями к загадочному и гипнотизирующему искусству.
«Огонек»
Персональная выставка художника Сергея Зарвы, в основе произведений которого лежит фотография. В работах из серии «Огонек» автор поверх обложек популярного советского журнала 50–60-х годов пишет лица, искаженные эмоциями.
Любовь художника к флагманскому советскому печатному журналу во многом объясняется тем, что многие граждане украшали обложками «Огонька» стены своих квартир.
«Цвет как форма»
Персональная выставка американской художницы Кристи Липпайр, в которой она отразила результат пребывания на учебе в Москве, когда изучала работы советской художницы-авангардистки Варвары Степановой.
Липпайр собрала архив черно-белых фотографий архитектурных объектов и добавила на снимки цвет. В работах художница также осмысляет ранние графические и текстильные эксперименты Степановой.
«Драконы Востока»
Совместный проект Музея Востока и Музея парка Горького, благодаря которому посетители могут узнать, как представляли драконов в разных странах мира: Мьянме, Лаосе, Камбодже, Непале и других.
Экспозиция также дает возможность узнать больше о значении дракона в жизни и культуре народов Востока — это помогают проиллюстрировать около 130 изображений мифических существ.
«Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»
Первая выставка итальянского натюрморта в России, где можно познакомиться с новыми художниками. В экспозиции представлены 70 произведений из крупнейших российских собраний: ГМИИ, Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Пермской государственной художественной галереи и других.
«Chronopolis: phygital-гостиная»
Коллективный проект, представляющий собой гостиную в воображаемом космическом жилом комплексе, наполненную изобретениями будущего и артефактами прошлого.
Выставка исследует сложное взаимодействие человечества с постоянно меняющимися ландшафтами будущего. Экспозиция, созданная как коллаж из технологических реликвий и фрагментов забытых воспоминаний, напоминает о постоянном движении прогресса и временном характере человеческого существования.
«Выпуск. История. Суриковский»
Выставочный цикл, посвященный наследию ведущих художественных учебных учреждений Москвы. В экспозицию вошло более 200 работ преподавателей и студентов ХХ–ХХI веков, которые внесли большой вклад в отечественную культуру и искусство.
Среди представленных художников — Аристарх Лентулов, Игорь Грабарь, Таир Салахов, Эрик Булатов, Вячеслав Забелин, Константин Юон, Дмитрий Жилинский, Михаил Переяславец и многие другие.
«Музыкальная эволюция от камней до нейросети»
Выставка, представляющая историю и эволюцию взаимоотношений человека и музыки. Посетители узнают, как столетиями эволюционировали музыкальные инструменты и музыкальные произведения, как изменилось человечество с изобретением звукозаписи, а также о том, куда движется и какой может быть музыка будущего.
Экспозиция состоит из четырех зон — «Зарождение музыки», «Концертный зал», «От граммофона до смартфона» и «Музыка будущего», в которых представили 33 интерактивных экспоната со встроенными мультимедиасистемами.
«Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»
Выставочный проект, который прослеживает зарождение и развитие еврейского модернизма как нового уникального явления в искусстве XX века. Экспозицию посвятили периоду в культуре российских евреев, когда после отмены черты оседлости еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важную роль в формировании и развитии советского авангарда.
На выставке можно посмотреть более чем на 100 живописных и графических работ Марка Шагала, Натана Альтмана, Давида Штеренберга, Эль Лисицкого, Роберта Фалька, Иосифа Чайкова, Александра Тышлера, Соломона Никритина, Якова Паина, Ниссона Шифрина, Иссахар-Бер Рыбака и других художников.
«Политехнический музей: приближая будущее»
Выставка, на которой можно узнать об истории Политехнического музея. Героями экспозиции стали отцы-основатели учреждения, а также выдающиеся ученые и изобретатели: Анатолий Богданов, Дмитрий Менделеев, Игорь Сикорский, Павел Яблочков и многие другие.
Среди экспонатов — барельеф «Георгий Победоносец», изготовленный методом гальванопластики, коллекция камертонов ростовского священника Аристарха Израилева, самолет «Илья Муромец», редкие автомобили, первые счетные и вычислительные машины.
«РАБОТАТЬ И ЖИТЬ. АРХИТЕКТУРА КОНСТРУКТИВИЗМА. 1917–1937»
Выставка-исследование, которая рассказывает об истории архитектурного направления конструктивизм. В экспозицию вошло свыше 500 экспонатов, хранящихся более чем в 30 музеях, фондах и личных собраниях коллекционеров.
Выставка поделена на девять разделов, которые связаны с двумя этапами становления новой архитектуры в 20-е годы прошлого века. Первый этап включает в себя зарождение и формирование конструктивизма, а второй знаменует смещение фокуса внимания общества, власти и архитекторов с человека на государство.
«Москва без окраин. Очаково-Матвеевское»
Новая выставка проекта «Москва без окраин», на этот раз посвященная району Очаково-Матвеевское. Он включает в себя семь территорий, которые отделены друг от друга реками, дорогами и железнодорожными путями. История одних локаций связана с сельскими и природными ландшафтами, а других — с промышленными предприятиями.
В 60-е годы территории района начали активно застраивать и развивать, и процесс продолжается в наше время — промзоны сменяются новыми кварталами, инфраструктура которых призвана собрать Очаково-Матвеевское в единое целое.
«Олег Янковский. Во сне и наяву»
Выставочный проект, приуроченный к 80-летию со дня рождения актера Олега Янковского, который одновременно освещает судьбу артиста и его главные экранные образы.
Экспозиция поделена на два раздела. В первом акцент сделали на ключевых главах жизни актера — детстве, начале карьеры в Саратове, первых ролях в театре и кино, отношениях в семье. Второй раздел целиком посвятили фильмографии артиста и его главным образам в фильмах «Щит и меч», «Тот самый Мюнхгаузен», «Полеты во сне и наяву» и других.
«Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век»
Выставочный проект, который познакомит зрителей с творчеством художественной династии Васнецовых. В экспозицию войдут лучшие произведения Виктора Михайловича, Аполлинария Михайловича и Андрея Владимировича.
Выставку приурочат к 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и к 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова. На выставке можно будет увидеть более 200 произведений живописи и графики, а также театральные эскизы.
Фотографии: обложка, 5 — центр «Зотов», 1 — центр Вознесенского, 2 — Béton, 3 — ЦТИ «Фабрика», 4 — «Зарядье»