Cue: Как владельцы популярной фотостудии запустили стартап по автоматизации аренды
И обрабатывают больше 30 тысяч бронирований в месяц — от Владивостока до Стамбула
Cue (Creative, unique and easy) — молодой IT-проект для автоматизации арендного бизнеса. Его создатели, Катерина и Алексей Юткины, начинали с фотостудии Dvenadzat’ в Москве, и сейчас клиентами их сервиса в большинстве являются проекты из той же сферы. Каждый месяц Cue обрабатывает порядка 30 тысяч бронирований — из Уфы, Краснодара, Липецка, Москвы, Владивостока, Стамбула, Минска, Астаны, Якутска и других городов. «Большой Город» поговорил с Катериной о структуре международного проекта, глобальной идее, а также опыте запуска стартапа в непростые времена.
Идея и функционал
— Наш Cue — это простая и гибкая система для управления бизнесом, которая позволяет не только настраивать онлайн-запись, но и вести собственную базу клиентов, принимать платежи, анализировать продажи и многое другое. Клиенты могут записываться на услуги или арендовать пространства в любое время суток, а бизнес — автоматизировать свои процессы. Продукт идеально подходит для арендных бизнесов: лофтов, фотостудий, пространств для мероприятий, переговорных, кабинетов, спортивных площадок, сферы аренды оборудования (вейк, серф, велопрокат и так далее).
Модуль бронирования — это полноценный сайт, который можно использовать как отдельно, так и сделать частью существующей площадки. Основные функции — создание локаций и филиалов, создание тайм-зон, гибкая настройка стоимости услуг, управление онлайн-оплатой и создание правил предоплаты, база клиентов и список заказов, кастомизируемые уведомления, отчеты и статистика.
Такая платформа — отличный пример эры Human2Human-продуктов, цель которых — максимально упростить жизнь пользователей.
От фотографии до IT-стартапа
— Я всегда наблюдаю за проектами, которые в своем роде меняют мир: Notion, Dropbox, Intercom, Miro. Их примеры мотивируют и вдохновляют. Первый шаг в сторону IT-стартапа я сделала еще в 2015 году. Помимо работы в офисе (на тот момент в компании Diageo), я профессионально увлекалась фотографией, тогда же родилась идея создать агрегатор для поиска локаций — Open Space. До сих пор не встретила ни одного проекта, который реализовал бы что-то подобное, хотя в этой нише есть большие игроки.
В то время я совершенно ничего не знала ни о стартапах, ни о правилах венчурного рынка, не имела нужных контактов. Тем не менее в 2018 году под одну лишь идею агрегатора я нашла инвесторов и привлекла финансирование — миллион долларов, достаточно крупную сумму для стадии pre-seed. Однако в последний момент у инвесторов случились финансовые трудности, и мы были вынуждены закрыть проект. Я вернулась к фотографии и в то время познакомилась с моим будущим мужем и кофаундером Cue, Алексеем Юткиным. Алексей — классный специалист в growth & performance marketing, работал в нескольких крупных стартапах, среди которых «Шефмаркет». Его компетенции и опыт дополнили то, чего мне не хватало, чтобы успешно начать собственный бизнес.
В 2019 году мы с Алексеем и партнерами открыли фотостудию Dvenadzat’. В течение года проект вырос в два раза, а к началу 2021-го Dvenadzat’ стала большим креативным пространством с десятью залами общей площадью порядка тысячи квадратных метров, в которых снимают не только частные фотографы, но и крупные издания и бренды: Faberlic, 12 Storeez, Ushatáva, «Яндекс», Grazia, Harper’s Bazаar (с 2022 года выпускается под брендом The Symbol. — Прим. ред.) и многие другие. Параллельно с развитием студии мы начали активно консультировать другие проекты по вопросам бизнес-девелопмента, автоматизации процессов и диджитал-маркетинга.
Это и подтолкнуло нас к идее создания собственной платформы автоматизации для бизнеса с онлайн-записью. У многих коллег в сфере услуг были похожие боли, необходим был инструмент, который не только решает задачу онлайн-записи, но и позволяет управлять бизнесом гибко и all in one place.
Позже, начав работу над прототипом и проведя глобальный анализ рынка, мы обнаружили, что 70 % бизнесов в сфере аренды по всему миру не пользуются программным обеспечением, потому что продукты не отвечают их запросам. Так мы начали тестировать нашу гипотезу.
Запуск и философия
— Важно сказать, что мы селфмейд-проект, у нас нет грантов, внешних инвестиций и ничего, что облегчило бы наш путь на старте. Мы разрабатывали продукт для себя, для успеха собственного бизнеса. Искали разработчиков-фрилансеров, сами рисовали дизайн-макеты и, конечно же, сами инвестировали. За короткий промежуток времени нужно было вникнуть в специфику разработки IT-продуктов, ничего не зная, напряжение было огромным.
После первой встречи с фронтенд-разработчиком — мы просидели порядка четырех часов, обсуждали логику платформы — я плакала навзрыд из-за того, что плохо понимала вопросы, которые мне задают, не ориентировалась в терминах, на которых обычно разговаривают в продукте.
2022 год внес сильные коррективы в проект, нам пришлось переписать стратегию. Изначально мы хотели сделать акцент на российский рынок и далее, как только локальный продукт станет стабильным, выходить на международный. Последние события заставили нас пересмотреть позицию: мы сразу решили идти по венчурному пути, запуская проект параллельно и в России, и на рынке США.
Нам важно строить бизнес со смыслом, нечто больше, чем просто коммерцию. По статистике, выгорание предпринимателей происходит в том числе из-за того, что основатель поглощен операционкой: не видит картины в целом, уделяет недостаточно внимания новым идеям, недостаточно времени тому, ради чего изначально начинал свой бизнес. Средний срок жизни 70 % таких бизнесов в РФ не превышает пяти лет. Такой же тренд мы видим по миру в развитых странах вроде США, которые являются приоритетным рынком.
Сегодня важна простота. Эта идея заложена в интерфейс продукта: просто начать, просто использовать, просто забронировать. Она же зашифрована в названии Cue — Creative, unique and easy.
Отличия от конкурентов
— Мы позиционируем сервис как конструктор, который можно адаптировать к любому бизнесу в сфере услуг. Создаем экосистему функций и инструментов. Конкретный бизнес может создать свои условия для предоставления услуги, заложив их в календарь — это особенно актуально для бизнесов, где цена может варьироваться от даты или дня недели, длительности услуги.
У нас свой подход к ценообразованию. Мы хотим развивать малое и среднее предпринимательство, поэтому, во-первых, предусматриваем бесплатный тариф, на котором можно находиться достаточно долго до момента, пока бизнес не начнет масштабироваться. Во-вторых, фундаментальный функционал мы предоставляем из коробки сразу, а весь остальной можно набирать, как LEGO, по своему усмотрению и платить только за то, что действительно необходимо.
А еще делаем большой акцент на аналитике, потому что считаем, что без правильно подсвеченных метрик бизнесу сложно сориентироваться и понять, что он делает правильно, а что нет. Как и многие платформы, мы транслируем стандартные метрики по типу общего дохода, но сейчас у нас в работе функционал расширенной аналитики, а это развернутые данные в разрезе каждой мельчайшей детали бизнеса, который мы выпустим уже осенью.
География и клиенты
— Вначале мы запустили платформу в собственной фотостудии, следом подключили крупный съемочный комплекс Mayak Studios. В течение пары месяцев работы увидели, что скорость покупки возросла на 37 %, и мы начали обзванивать клиентов, которые бронировали услуги с помощью нашего сайта-виджета, чтобы собрать обратную связь. Она была беспрецедентно позитивной. Респонденты отмечали скорость работы, простоту оплаты и понятный путь от момента выбора пространства для аренды до подтверждения заказа.
Сейчас бóльшая часть клиентов сервиса — это фотостудии. Cue пользуются бизнесы из Уфы, Краснодара, Липецка, Москвы, Владивостока, Стамбула, Минска, Астаны, Якутска, и это малая часть городов, которые могу назвать по памяти. Но, помимо фотостудий, есть несколько банных комплексов, теннисный корт, клуб сапсерфинга, коворкинги и звукозаписывающая студия.
В привлечении первых клиентов очень сильно помогла репутация среди фотостудий. В период разработки я активно общалась с сообществом, как владельцы Dvenadzat’ мы всегда открыты к обмену опытом с другими игроками рынка. К моменту запуска Cue многие знали, что мы работаем над продуктом, который позволит автоматизировать онлайн-запись и решит проблемы, которые есть в конкурентных платформах. Именно так у нас появились первые лояльные пользователи, вместе с которыми мы тестировали гипотезу на нашем предпродуктовом прототипе.
Цифры и планы
— О прибыли говорить пока рано: главным приоритетом было выпустить продукт на рынок, завоевать любовь пользователей и понять, что наиболее ценно для них. Однако бизнес выстроен таким образом, что для планомерного развития хватает собственных средств.
Безусловно, мы коммерческий проект и будем работать по подписке, но вместе с тем у нас всегда будет бесплатная опция для поддержания небольших бизнесов или тех, кто только начинает свой путь. Нам важно построить качественный продукт, который будет жить долго.
Сейчас мы обрабатываем около 30 тысяч бронирований в месяц. К концу 2023 года планируем вырасти до тысячи клиентов и полноценно работать на нескольких рынках. В начале осени наши российские клиенты расширяются и открывают филиалы в Дубае, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, и Cue — главный инструмент для автоматизации их процессов. Для нас это репутационное партнерство.
В венчурном мире наблюдается сильный тренд по снижению объема инвестиций примерно на 47 %, и эта цифра продолжает расти. Фонды и ангелы придерживают свое финансирование для портфельных компаний, они не готовы инвестировать в новых игроков. Наши оптимистичные ожидания — привлечь инвестиции в первом квартале 2024 года.
Мы видим Cue существенно шире, чем один продукт. В перспективе это линейка разных продуктов, которые отвечают запросам бизнеса и его клиентов. Здесь мы говорим про мобильные приложения, агрегатор, работу с hardware и предоставление комплексных услуг. А развитие AI-технологий дает нам возможность смотреть в сторону функционала для оптимизации и прогностики.
Фотографии: Личный архив героев