Сервис «Бери заряд!» появился в 2018 году в Москве. Пользователи могли взять в аренду гаджет для зарядки смартфонов или ноутбуков в кафе, клубах и торговых центрах. В 2021 году стартап привлек 431 миллион рублей инвестиций и получил оценку в 1,35 миллиарда рублей.

Сейчас у компании в ассортименте есть уличные, всесезонные станции, оборудование установлено в ресторанах, аэропортах, детских садах и других общественных местах. Чтобы воспользоваться сервисом, нужно войти в приложение, привязать карту, отсканировать QR-код терминала и получить пауэрбанк с набором разъемов. Сдать его можно в любой другой точке, аренда списывается по часам и по суткам. До конца 2023 года число терминалов «Бери заряд!» достигнет 21 тысячи.

«Большой Город» поговорил с основателем сервиса Кириллом Кулаковым о том, как устроен шеринг и как меняются паттерны поведения пользователей пауэрбанков.

 

 

Об идее и сервисе

Я живу по принципу «вдруг получится». И в середине 2000-х на фестивале еды в Музее Москвы у знакомого попробовал такой опыт: распечатал в ближайшей дизайн-студии ролл-ап с изображением севшего мобильника с черным экраном и перечеркнутой батарейкой. Текст был такой: «Сел телефон — дам пауэрбэнк в аренду».

На входе число посетителей фестиваля обычно подсчитывают с помощью кликеров. На основе этой системы я провел свое исследование. Из 3 тысяч человек, пришедших на фестиваль, 30 взяли зарядки в аренду и вернули. Конверсия составила 1 % от всех посетителей.

Отзывы были положительными. Многие выразили желание видеть подобную услугу в городе. Этот отклик стал стимулом для дальнейших действий: масштабирования, автоматизации процессов, поиска оборудования, разработки программы и оценки экономической эффективности.

 

 

В начале пути стартапера все напоминает русские народные сказки, особенно про кашу из топора. Когда идет хорошо, все ясно. Например, добавишь чуть-чуть соли — и вуаля, готово. Но ведь бывают и другие моменты, когда ресурсов крайне мало. В этот момент множество гипотез нужно проверить и отработать.

Помню, как нам обещали разместить десять автоматов в одной из сетей, и это был первый намек на успех. Но многое могло пойти не так: программное обеспечение иногда лагало, клиенты оставались недовольны. Или, например, мы решили создать сайт на платформе Tilda, вложили 300 тысяч рублей, а он не заработал.

Теперь, оглядываясь назад, многие вещи я сделал бы по-другому. Не стал бы экономить на мелочах, не пытался бы решить большие проблемы с минимальными инвестициями. Вместо того чтобы привлекать маленькие суммы и тратить много времени на поиск финансирования, сразу сказал бы: «Нужен миллион долларов для проверки этих гипотез». Но кто знает, возможно, прошедший путь был именно тем, что нужно. И, возможно, мои советы сегодня — это не то, что действительно сработало бы лучше. Но именно так я поступил бы, если бы начал сейчас.

О производстве

— Мы задумали создать свои автоматы еще до покупки китайских. Первый заказ разрабатывался на базе моего эскиза. Сейчас у нас в ассортименте есть уличные, всесезонные станции, изготовленные в России на 80–90 %. Исключение — некоторые чипы и экраны. Наш продукт уникален на мировом рынке: он стоит дорого, но благодаря российскому производству и высокому качеству востребован. Эти станции успешно тестируются в городе уже год. Они устойчивы к внешним факторам: снегу, жаре, пыли, воде.

 

 

О городской инфраструктуре

 С самого начала основной целью было встроиться в привычки людей. Люди заряжали телефоны дома, и тут мы не могли помочь. Но когда аккумулятор садился на улице, люди искали кафе. Именно здесь мы увидели свой шанс.

Когда наступил период ковида и все заведения закрылись, наша деятельность приостановилась. Но у нас были средства, и мы решили сохранить всю команду, даже не зная, когда пандемия закончится.

Анализируя поведение людей в этот период, поняли: зарядка нужна не только в кафе. Больницы, супермаркеты, учебные заведения — везде, где люди проводят время или просто проходят мимо, возникает потребность в зарядке.

Начали активно развиваться в разных направлениях. Теперь можно встретить наши станции практически везде, где возможна потребность в зарядке. Конечно, есть места, где нам сложнее устроиться, например в школах — из-за отсутствия у учеников личных банковских карт. Но в частных детских садах, где родители ждут своих детей, мы присутствуем.

Что касается транспортной инфраструктуры, мы располагаем свои станции в аэропортах, на вокзалах. В новосибирском метро уже работаем, в московском и петербургском — пока думаем о сотрудничестве. Всего до конца 2023 года наших точек будет около 21 тысячи — часть оборудования только поступила, будем устанавливать. 

Точки прибыли же меняются в зависимости от разных факторов: сезона, времени суток, партнерских акций. Раньше наиболее прибыльными были рестораны и кафе, сейчас — продуктовый ретейл. Хоть индустрия гостеприимства и приносит высокую отдачу на входящий трафик, общий объем трафика у продуктового ретейла выше из-за большего количества посетителей. Так что все зависит от размера рынка и стратегии. Например, в некоторых странах СНГ ставят низкие тарифы или даже предоставляют услугу бесплатно для привлечения клиентов, а потом начинают взимать плату. Здесь нет универсального ответа.

Об аудитории

 Аудитория постоянно растет, при этом я не вижу конкуренции с возможностью зарядки в общественном транспорте, например. В Москве 20 миллионов жителей, но они живут в разных реальностях. Кто-то посещает дискаунтеры, а кто-то — только рестораны высокого класса. Эти группы редко пересекаются. Также молодежь и пожилые люди ведут разный образ жизни. Важно учитывать все эти различия и нацеливаться на конкретные сегменты. Например, люди, приходящие за средним оптом, ищут, как сэкономить деньги, в то время как моя целевая аудитория готова платить за комфорт и экономию времени.

Сейчас у нас два основных конкурента на рынке. У первого 3,5 тысячи станций, у второго — 1,5 тысячи. Первый нацелен в основном на Москву и Петербург, второй активнее развивается в регионах. У нас же сеть распространена в 100 городах. С учетом мелких игроков наша доля составляет около 75–80 % российского рынка. В Питере — 90 %, в Москве — около 70 %. 

Ядро у нас сейчас, если говорить про активных пользователей, 2 миллиона человек, и есть потенциал вырастить его в десять раз. Наша база — 3,5 миллиона авторизованных пользователей.

 

 

О паттернах поведения пользователей

 Люди стали более осознанными в своих желаниях. Часто они хотят признания, удивления от окружающих, новых функций от гаджетов. Люди хотят новый опыт, а не конкретную вещь. Например, не просто квартиру, а комфортное пространство для самореализации.

Наш сервис — это психологическая поддержка в офлайн-мире. Мы в «Бери заряд!» не просто заряжаем телефон — мы дарим спокойствие. Существует номофобия — страх остаться без мобильного. Это один из сильнейших страхов современного человека. Мы предлагаем решение этой проблемы, помогая людям не чувствовать себя отрезанными от мира. 

Мобильный телефон стал незаменимым. Люди не экономят на связи, даже если у них небольшие доходы. Телефон — это доступное средство для потребления контента. Два часа в электричке с сериалом дешевле, чем билет на киносеанс. Если телефон разрядится, время в пути потеряно.

Люди платят не за зарядку. Они платят «Бери заряд!» за свое спокойствие, развлечение, важные моменты в жизни. 

 

 

О новых проектах и партнерах

В наших планах есть развитие бизнеса в Дубае, Испании и Германии. Так, в Дубае успешно запустили компанию не под своим брендом. У нас был партнер, переехавший туда из России. Сделали для него white label, и компания вошла в топ-3 лучших по пауэрбэнк-шерингу. Позже их приобрела крупная китайская группа. В Испании и других странах предлагаем SААS-решения. Главный акцент — на нашем продукте. Недавно крупнейший в мире игрок в этой сфере, китайская Energy Monster, проявил к нам интерес.

Партнеры обращаются к нам за программой и платформой для пауэрбэнк-шеринга. Софт работает без сбоев, и мы гарантируем качество работы станций. На нашей платформе можно подключить станции четырех крупнейших производителей. Все это подобно системе менеджмента бизнес-процессов, но в области пауэрбэнк-шеринга. 

Мы работаем только с четырьмя типами оборудования — самыми популярными. Эти модели и сами используем, и предлагаем партнерам. Есть и другие ограничения в зависимости от рынка. Например, не в каждом банке есть опция рекуррентных платежей, что критично для нашего бизнеса. Такая технология нужна для автоматических списаний каждый час или день. Если в стране нет поддержки таких операций или используются только наличные деньги, работать там сложно. 

А вот эксперименты с беспроводной зарядкой в нашем сервисе показали неэффективность этого направления. Потери энергии достигают 50 %, проблемы возникают и при неправильном положении устройства на зарядке. Если устройство немного смещено, зарядка прекращается. Люди ищут удобство, а не дополнительные проблемы. Поэтому текущий формат остается без изменений.

В отношении партнерств и сотрудничества мы активно взаимодействуем с крупными игроками рынка. Занимаемся разработкой программ лояльности, помогаем привлекать клиентов для различных онлайн-сервисов. В планах — реализация крупных проектов и возможное сотрудничество на уровне покупки или объединения компаний. Также рассматриваем инвестирование через облигационные займы или IPO. Наша цель — быть еще ближе к пользователям и чаще приходить им на помощь.

 

Фотографии: «Бери заряд!»