Приложение «Лапка» — российский продукт для помощи в вопросах, связанных с домашними животными. Сервис помогает следить за здоровьем любимца и заботиться о его благополучии, а подписка «Забота» дает возможность консультироваться с ветеринарами, систематизировать документы питомца, отслеживать график приема лекарств и вести дневник питания.

Сервис оброс дружным комьюнити еще до начала монетизации, а в начале 2022-го усилил позиции за счет своевременной помощи пользователям во время перебоев с поставками корма и массовых вопросов, связанных с документами и правилами выезда. В интервью «Большому Городу» операционный директор стартапа «Лапка» Кристина Жихарева рассказала о состоянии PetTech-индустрии, опыте создания приложения для животных и планах проекта. 

 

 

Кристина Жихарева

операционный директор стартапа «Лапка»

Об индустрии ухода за питомцами

 Индустрия PetTech стала развиваться на фоне пандемии: люди во всем мире проводили время в четырех стенах, заводили пушистиков и хотели учиться правильно о них заботиться. Активный рост продолжается и сегодня: по прогнозам аналитиков из Euromonitor, рынок по уходу за питомцами ежегодно увеличивается, и в 2028 году его размер достигнет $ 216 миллиардов. 

Мы следим за индустрией и можем сказать, что больше всего денег на животных тратят в США и Великобритании. Во-первых, цифровизация в этих странах проникла очень глубоко. На Западе развита телемедицина, там тревожные родители вместо поездки в клинику могут взять первичную онлайн-консультацию у специалиста. Во-вторых, у местных предпринимателей больше финансовых возможностей тестировать свои бизнес-гипотезы. 

 

 

В России, несмотря на то, что более 72 % граждан являются владельцами как минимум одного питомца, PetTech-рынок все еще в стадии зарождения. Pet-компании только начинают проходить процесс цифровизации, и во многих ветеринарных клиниках медицинскую историю животного до сих пор пишут от руки.

Другим ограничивающим фактором является то, что в России, ввиду постоянных экономических и политических пертурбаций, сложно привлечь инвестиции. Кроме того, мало частных компаний и фондов, готовых активно инвестировать. В западных странах ситуация обстоит чуть проще, поэтому и цифровых сервисов в разных сферах там с каждым годом кратно больше. Тем не менее, я верю, что pet-tech индустрия в России имеет огромный потенциал. 

Практически все сервисы по уходу за животными фокусируются на предоставлении одной-двух услуг, например, оформлении медицинских страховок и телеветеринарии. Мы же захотели создать сервис, который закроет все потребности владельцев и объединит в одном месте нужные полезные функции — от медицинских и просветительских до развлекательных. 

На российском рынке больших игроков пока нет, но если посмотреть на опыт рынка США, то можем назвать 11pets, Pawprint — приложение с функцией трекера питания, прививок и других важных дат, PetAir и Pet first Aid фокусируются на телеветеринарии, BarkHappy и BringFido — развлечения, карты с пет-френдли местами и так далее. Наша главная цель — оптимизировать время людей, чтобы сэкономленные минуты они проводили со своими любимцами.

 

 

О создании «ЛАПКи»

 Наша команда и сами — собачники и кошатники, мы знаем, как тяжело бывает заботиться о питомце. Мысли часто забиты повседневными делами, и бывает трудно помнить о прививках, обработках от паразитов, приеме лекарств — это большой ментальный груз. Бывает, в жизни животного что-то резко идет не так: он погрыз обувь, начал странно дышать, ходить мимо лотка. Хватаешь питомца, несешься в ветеринарную клинику, платишь большие деньги, а оказывается, что ничего страшного не случилось. К тому же, когда появляется очередная проблема, непонятно, чьему мнению доверять и какой интернет-источник говорит правду.

Мы захотели изменить ситуацию с ветеринарией в России и унять тревогу владельцев и их питомцев, собрав верифицированную информацию и проверенных зооспециалистов в одном месте. Наши основатели имеют большой опыт в построении цифровых продуктов в области финансов, медицины и доставки еды, команду набирали из людей с подобным опытом: так у нас появились ребята, которые прежде работали над Рокетбанком, Pure, «Кухней на районе», Savetime и другими сервисами. 

В 2021 году к нам присоединились ветеринарные врачи, которые работают только с «Лапкой» и всегда готовы оказать поддержку нашим пользователям и дать необходимые рекомендации. 

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

«Я оставил управление электростанциями, чтобы стать кинологом»

На разработку MVP (минимально жизнеспособный продукт — продукт, обладающий минимальными, но достаточными для удовлетворения первых потребителей функциями. — Прим. ред.) ушло несколько месяцев. Мы достаточно быстро росли органически без каких либо вложений в маркетинг: возможно, потому, что изначально наше приложение никак не монетизировалось. Мы просто создавали хороший сервис и тестировали гипотезу, много ли людей сможет набрать наше небольшое идейное коммьюнити. И в то время как их количество росло, люди начали сами писать нам с готовностью задонатить. 

Донатов мы не брали, но с этой поддержкой поняли, что сервис нужен, и мы идем в верном направлении. Обращались к разным знакомым за советом, и в какой-то момент нам повезло: познакомились с нашими текущими инвесторами, которые также неравнодушны к животным и увидели большой потенциал в рынке petcare и в нашем приложении. 

Активное продвижение «Лапки» началось в конце 2021 года. В феврале хорошо показавшие себя рекламные инструменты запрещенных организаций быстро стали недоступными, расти было объективно не на чем, но мы росли и помогала нам в этом текущая повестка. Точнее то, как мы смогли помочь своим клиентам в это время.

Перебои с поставками корма, паника, которая заставляла людей делать запасы, непонятки с документами и правилами выезда — это вызывало массу вопросов, с которыми пользователи шли к нам. Привычных обращений к ветеринарам было объективно меньше, чем вопросов об очередности чипирования и прививок. 

Мы собрали свой собственный гайд по выезду во все открытые страны, нарисовали карточки с выбором переносок, прозванивали службы аэропортов и колл-центры авиакомпаний. В чате отвечали уже не только ветеринары, но и команда маркетологов.

 

 

 

 

О монетизации и функционале

Мы задумались о монетизации — введении ежемесячной подписки — параллельно с тем, как наши пользователи стали запрашивать добавление новых возможностей (дневник питания и веса, напоминания). Во время разработки этих функций мы поняли, что приложение уже превратилось в классный полноценный помощник для хозяев, за который уместно брать деньги.

Мы не были уверены, какая стоимость подписки является резонной, и не хотели отталкиваться от суммы, которая должна нас окупать, поэтому провели эксперимент — выбрали из активной базы несколько тысяч пользователей и предложили им разную стоимость: 129, 229 и 279 рублей. Так получили справедливую стоимость в 229 рублей, а все участники — бесплатную подписку. 

К тестированию подписки мы приступили весной 2023, а полноценно платный доступ запустили в июне. Часть функций мы оставили бесплатными, например, базу знаний, сервис проверки опасных продуктов, напоминания о прививках и обработках. В платную часть мы включили самые часто используемые функции: чат с ветеринаром, архив документов, напоминания и дневник питания.

Сегодня, если коротко, «Лапка» позволяет получить помощь ветеринара, следить за образом жизни хвостатого и экономить время хозяина. Есть три основных функции:

Медицинская. Таймлайн фиксирует ключевые события из жизни питомца, в архиве хранятся ветеринарные выписки, результаты анализов и другие документы, дневник питания помогает следить за рационом, а напоминания с push-уведомлениями — не забывать о прививках или визитах к грумеру. В чате с ветеринаром можно получить совет специалиста, показать анализы, выбрать корм, разобраться, как оформлять документы для путешествий и многое другое. 

Образовательная. База «Лапки» подсказывает, какие продукты и растения для питомцев могут быть опасны, а более 1 000 инструкций и гайдов обеспечивают владельцев полезной информацией на разные темы — от туториалов по созданию эко-когтеточки для кошки до советов по выбору шлейки для собаки.

Развлекательная. Пользователи могут посмотреть верифицированную карту pet-friendly мест в 11 городах России, мы проверили каждое заведение на возможность посещения с питомцем. В галерее можно поделиться фотографиями своих любимцев. Встроенная камера также позволяет во время съемки воспроизводить записанные нами забавные звуки (пищалки, хруст корма), которые привлекают внимание животных. 

Кроме того, камера приложения умеет узнавать породы питомцев, мы сами обучали систему на огромном количество фотографий. Определитель пород помог нам увеличить конверсию при регистрации новых пользователей. С этой функцией связана классная история: наша пользовательница познакомилась со своим молодым человеком с помощью «Лапки». Он попросил сфотографировать ее пти-брабансона, которого все часто путали с мопсом, и сразу с помощью нашей камеры определил породу. Мы обрели новую клиентку, а мир — пару. 

 

 

О пользователях и бирюзовой организации

 Наш стартап работает по принципу бирюзовой организации: нет CEO и сложной иерархии. Анастасия Чапурина и ее команда отвечают за маркетинг и поддержку клиентов, Глеб Железин со своей командой занимается разработкой продукта, а я — построением процессов и их оптимизацией. Пока мы маленький стартап. В штате также есть 4 ветеринара, мы все работаем удаленно.

В то же время типичный пользователь — это человек, который стремится сделать жизнь своего питомца лучше. Так вышло, что собачники чаще пользуются нашим сервисом, сейчас их 65 % от общего числа аккаунтов, а кошатников — 35 %. Еще одна интересная цифра: 16 % наших пользователей имеют больше одного питомца. Многие из них в отзывах с радостью отмечают, что благодаря приложению информацию о пяти животных наконец можно хранить в одном месте. 

Изначально мы предполагали, что наша аудитория будет состоять из «осознанных» жителей городов-миллионников. Но оказалось, что 40 % клиентской базы живут в регионах, где сервис оказался супер-актуален. За границами Москвы и Петербурга ветклиники далеки от цифровизации, где иногда врачи результаты анализов и важные направления пишут от руки. В регионах зачастую нет выбора, куда можно оперативно обратиться и где получить второе мнение. Некоторым нашим пользователям до ближайшей клиники нужно ехать 250 километров, их очень выручает первичная консультация ветеринара онлайн.

О планах

Сейчас мы развиваемся в направлении превентивной медицины. Владельцы питомцев делятся с нами огромным количеством информации: результатами анализов, медицинскими выписками и направлениями, рационом питания своего питомца и не только. Анализ этих данных помогает сервису персонализировать подход к заботе о здоровье конкретного питомца, а хозяину — предотвратить проблемы со здоровьем животного до их появления и продлить жизнь любимцу.

Кроме того, в наших планах — внедрить в сервис пользовательский контент и расширить карту pet-friendly-заведений. А в ноябре мы запускаем журнал Lapka Mag для владельцев домашних животных, на позицию главного редактора пригласили Зою Молчанову, хозяйку чудесной корги по имени Корица. Так что stay tuned!

 

Фотографии: обложка - личный архив героини, 1, 2, 3, 4 - «Лапка»