Grow Food: Что изменилось во вкусах горожан и зачем нужен сервис доставки дешевой еды
Рассказывает основатель сервиса Даниэль Гальпер
Сервис доставки готовых наборов еды Grow Food появился в Петербурге в 2015 году. С тех пор его основатели Даниэль Гальпер и Павел Паскарь привлекли несколько раундов инвестиций, вышли на московский рынок, построили фабрику-кухню в Петербурге и готовят такую же в Москве. Недавно компания провела ребрендинг и запустила новый сервис «Прием» — с более дешевыми (от 330 рублей в день) наборами еды без возможности выбора блюд. «Большой Город» поговорил с основателем и СЕО Grow Food Даниэлем Гальпером о том, как живет компания и что изменилось во вкусовых предпочтениях горожан.
Автор: Анна Соколова
О переменах
— Как себя сейчас чувствует компания? Много ли заказов?
— Мы себя отлично чувствуем, в марте видели небольшую просадку, процентов на 20. Летний сезон у нас всегда чуть менее активный, чем осень-зима. Сейчас движемся к показателям прошлого года плюс 35 % в летний сезон. Но в целом видим, что к осени выйдем на наши обычные показатели — где-то 17–18 тысяч едящих, примерный оборот 350–400 миллионов рублей в месяц. Если говорить про показатели прибыльности, то мы тоже прекрасно себя чувствуем. Смогли перестроиться, сделать полное импортозамещение — сейчас по финансовым показателям бизнес хорошо себя чувствует.
— Что пришлось менять и импортозамещать?
— Мы были не слишком зависимы от западных поставщиков, на них приходилось около 20 % поставок. Почти никакие позиции из меню не выводили, просто поменяли этих поставщиков, искали местные аналоги. Так что в целом все прошло довольно безболезненно. Ситуация на рынке была неожиданной, но уже через две недели мы решили вопрос.
О продукте и аудитории
— Как сейчас устроена работа компании?
— У нас работает одна фабрика в Санкт-Петербурге, сейчас строим завод в Москве. Плюс есть какое-то количество контрактных площадок — заводов, которые производят часть рациона. С фабрики мы привозим готовые блюда в распределительный центр, там производится комплектация заказов, чтобы каждый человек получил свое персональное меню, которое он заказывал в приложении. После мы доставляем заказы. За годы работы в этой модели ничего не поменялось.
— Сколько человек у вас работает и сколько выпускаете блюд?
— У нас работает 1 200 человек. Grow Food продает примерно 27–30 миллионов блюд в год, более 60 % из них изготавливается на нашем собственном производстве.
— Каков примерный портрет клиента? Может быть, за последние пару лет он изменился?
— У нас есть разные сегменты аудитории. Мы начинали со спортивного питания — делали рационы для людей, которые хотели привести себя в форму, набрать мышечную массу или похудеть. Тренд последних двух лет — к нам стали чаще приходить люди, которые просто хотят правильно питаться, но у них нет какой-то конкретной цели с точки зрения своей формы. То есть мы стали предоставлять в более широком смысле правильную еду. Если раньше соотношение «спортсменов» и «обычных людей» было 70 на 30, то сейчас — 50 на 50. Половина наших пользователей заказывает рационы, просто чтобы не готовить и есть вкусную полезную еду.
— Вы работаете только в Москве и Петербурге?
— Да, и двух областях — Ленинградской и Московской.
— Соответственно, ваша аудитория — горожане, которые не хотят готовить?
— Я думаю, что есть несколько важных причин, почему пользователи к нам приходят. Да, некоторые хотят зааутсорсить процесс готовки. Они не хотят каждый раз заказывать еду, ждать курьера из сервиса экспресс-доставки, например. Наше главное преимущество в том, что мы сразу привозим еду на два дня. Человек может ее взять на работу, разогреть дома — у него всегда полный холодильник, он знает, что будет есть. Когда у тебя еда под рукой, не происходит ситуации, что ты забыл позавтракать, а потом в середине дня от голода заказываешь себе суши, пиццу или еще что-то. Ты всегда знаешь, что у тебя есть еда, ты ешь ровно столько, сколько тебе нужно, чувствуешь себя сытым и не переедаешь.
— пандемия как-то изменила эту модель поведения? Тогда говорили, что горожане вернулись к готовке как к некоему домашнему ритуалу. У вас был какой-то спад?
— В первые несколько месяцев, когда началась пандемия, среди людей чуть-чуть поменялись тренды. Но в целом, если говорить про рынок готовой еды в последние два-три года, скорее мы чувствуем рост. То есть, наоборот, люди все больше и больше доверяют сервисам. Они понимают, что за этим стоят довольно мощные, качественные, большие технологические производства с высокими стандартами проверки продукции на качество и условия хранения. Мы видим, что у людей уже не стоит вопрос: почему я должен готовить сам или заказывать готовую еду? Стало понятно, что второе удобнее. Готовка остается чем-то вроде хобби. Мы ни в коем случае не декларируем, что не нужно готовить вообще никогда. Просто говорим о том, что если не хочется готовить каждый день, то можно поручить это нам и готовить только по выходным или по праздникам что-то вкусное из своей любимой еды.
О новых проектах
— Недавно вы запустили сервис «Прием» в более низкой ценовой категории. Что вас заставило и какие первые успехи?
— Ничего не заставило. В целом мы давно хотели двигаться в этом направлении — чтобы для любого сегмента аудитории еда была доступна. Мы нашли способ, как это сделать: поставили в меню чуть более простые блюда, такую домашнюю кухню на каждый день. За первые два месяца число пользователей сервиса уже выросло в два раза.
— Но там меньше еды — примерно на тысячу калорий в день. То есть человек уже не может полностью забить холодильник вашей едой и ему надо что-то докупать?
— Когда мы делали «Прием», мы много думали об этом и поняли, что на самом деле многим людям нравится возможность некой свободы, чтобы можно было еще что-то съесть. «Прием» — это как база, а дальше ты можешь это добить чем-то — кто-то покупает хлеб или шоколадку. Многим как раз нравится что-то добавлять к рациону и при этом оставаться на каком-то адекватном калораже.
— А аудитория «Приема» примерно такая же, как у Grow Food?
— Мне кажется, это разные сервисы, они для разного созданы. В «Приеме» нет возможности кастромизировать меню, там более домашняя, простая еда. В Grow Food очень много изысканных блюд, поэтому и ценовая категория чуть выше. Там можно выбирать позиции, убирать какие-то ингредиенты — в этом плане мы единственный на рынке сервис, который умеет делать полную кастомизацию и персональное меню. Аудитория у двух сервисов все же разная — мы не почувствовали какой-то каннибализации, перехода аудитории из одного сервиса в другой.
— У вас еще был проект в Испании, он как-то развивается?
— Он пока в замороженном режиме.
— Недавно вы провели ребрендинг Grow Food. Почему вы решили его сделать? И чего это коснулось — только логотип либо еще что-то перестраивали?
— Нам, наверное, в целом хотелось донести концепцию, что Grow Food — это широкий бренд. В прошлый раз мы проводили ребрендинг, когда компании было два года, сейчас нам уже шесть лет — мы явно выросли из тех решений, которые были раньше. Нам очень нравится наш слоган — «Время есть». Мне кажется, он очень нас характеризует. С одной стороны, мы действительно кормим людей, с другой — освобождаем им время для созидания, креатива, спорта, чего угодно.
— Как вы в целом оцениваете рынок готовой еды и конкурентов? Сейчас, помимо сервисов доставки рационов, есть еще и экспресс-доставка продуктов и готовых блюд.
— Мы очень рады, что рынок так развивается. И мы все еще в самом начале пути. Рынок готовой еды в России в три-четыре раза меньше, чем в Великобритании, и в десять раз меньше, чем в Южной Корее. Человек употребляет еду тысячу раз в год — мы все боремся за то, чтобы люди больше доверяли сервисам и меньше готовили сами. Например, «Прием» — это дешевле, чем готовить самому. То есть это еще и история про оптимизацию бюджета. Мы хотели, чтобы человек мог полностью контролировать свои расходы на питание.
— Но ты не можешь выбирать, что именно.
— Мы хорошо понимаем, что людям нравится и что не нравится, мы делаем сервис для широкой аудитории. У нас заказывают и синие воротнички — люди, которые на заводе работают с меньшей зарплатой, чем офисные работники. Это такая база, похожая на тот набор блюд, который готовила мама на три-четыре дня. Ты не ешь одно и то же и при этом экономишь.
— Вы думаете о каких-то коллаборациях с другими компаниями?
— Мы в целом видим себя широко, хотим в перспективе десяти лет построить самый большой проект готовой еды в стране. Сейчас активно выходим в ретейл, в онлайн-ретейл. Будем запускать несколько пилотных проектов с разными партнерами. Видим, что есть конкуренция, что мы все производим контент, а еда — это контент. И это нормально, что человек меняет этот контент, как рестораны. Нет такого, что люди ходят только в один ресторан, они ходят в разные. У каждого есть свое позиционирование: человек поест у нас, потом может пойти к конкуренту, потом может приготовить сам, потом снова вернуться. То есть мы скорее вот так это воспринимаем.
— То есть вы будете поставлять в ретейл конкретные блюда, которые можно взять с полки?
— Да.
— А почему вот к этой идее пришли?
— У нас мощный, сильный бренд. Почему не выходить в новый канал дистрибуции? Мы видим, что это еще одна ниша, и это в синергии прекрасно работает. Можно какое-то время посидеть на правильном питании с нами. А если плотная неделя и вы будете передвигаться много по городу, удобно просто купить несколько блюд и положить в холодильник. Потом можно заказать подписку.
— Можете рассказать, какие это будут магазины, сайты?
— Пока без имен, все в стадии обсуждения, запуск планируется на осень. Я думаю, это будет в первую очередь онлайн-розница.
Фотографии: Grow Food