Как на Урале придумали торговый автомат с вином по бокалам
Как советскую газировку: создатель «Виномата» — о системе распознавания лиц и индикаторе наполненности бутылок
Специалисты екатеринбургской компании «Недремлющее око» занимаются разработкой систем наблюдения и распознавания лиц. А еще они придумали «Виномат» — первый в мире автомат, который разливает по бокалам вино, и оснащен системой распознавания лиц, чтобы купить алкоголь могли только совершеннолетние. Летом прототип такого автомата представили на «Вин Фесте» в Волгограде, а уже в декабре будут готовы пять моделей, которые установят в разных ресторанах и винотеках. «Большой Город» пообщался с его создателем Леонидом Стариковым о том, как устройство может избавить от ошибочных покупок в винном магазине, а также как создавался винный автомат: от идеи до патента и предзаказов по всей стране.
Автор: Соня Глухова
Система антипролива и азотные пробки на бутылках: Как устроен вендинговый аппарат с вином по бокалам
— Я пью вино, а еще занимаюсь разными системами безопасности и распознавания лиц, номеров, визуальных образов. В процессе размышлений о том, где еще можно применить такие технологии, мы с командой поняли, что нигде в мире нет автоматов, которые распознают человека и наливают вино. Поэтому мы решили попробовать совместить наши технологии и вендинговый аппарат.
Чтобы воспользоваться «Виноматом», нужно установить специальное приложение на телефон и предоставить ему доступ к документу, подтверждающему совершеннолетие. После авторизации пользователь попадает в базу данных «Виномата» и может им воспользоваться. Если оставлять свои личные данные не хочется, достаточно показать паспорт персоналу заведения, где находится устройство, и воспользоваться им после этого.
Внутри «Виномата» находится холодильник под восемь бутылок, разделенный по температурным режимам, а также компьютер с системой распознавания лица и приема платежей. То есть «Виномат» — это полностью укомплектованное устройство, и его владельцу достаточно ставить туда бутылки вина. Процесс замены бутылок тоже простой и занимает около 30 секунд: нужно открыть дверцу, достать старую бутылку, поставить новую и заново присоединить шланг, идущий к ней из автомата.
Когда появилась идея устройства, то все детали стали приходить в голову сами собой. Например, «Виномат» оснащен датчиком наличия бокалов — для системы антипролива; азотными бутылочными пробками — чтобы напиток хранился герметично и при нужной температуре; системой промыва — чтобы в устройстве не смешивались остатки красного и белого вина; сигналом о том, что вино в какой-то бутылке закончилось, — для уведомления персонала о том, что позицию нужно заменить.
Промышленный образец «Виномата» отличается от прототипа, который мы представили на «Вин Фесте» в Волгограде, потому что нужно было сделать модель устойчивее к эксплуатации. Мы нашли в Екатеринбурге подрядчика, который взял на себя весь процесс сборки «Виномата», а больше половины комплектующих мы делаем сами.
Зачем «Виномат» нужен магазинам с вином и почему он не заменит сомелье
— Обычно в винотеках нет возможности попробовать вино — и выбор делается только исходя из этикетки и советов кависта. А «Виномат» может позволить посетителям магазинов пробовать напиток перед покупкой, чтобы точно не ошибиться в выборе. Еще его можно интегрировать в разные маркетинговые процессы, например, устроить с его помощью дегустацию или сделать в автомате тематическую подборку вина.
Также устройство может помочь оптимизировать работу в ресторанах и на винодельнях. Представьте: Ялта, лето, веранда ресторана на береговой линии и «Виномат», где продается холодное шардоне по 300 рублей за бокал. Думаю, что люди постоянно бы бегали с пляжа до автомата и обратно. И все в плюсе: у заведения выручка, а у посетителей — быстрый сервис. При этом сомелье не исключаются из процессов, они также могут помогать определиться с вином, но наливать его будет автомат.
Еще «Виномат» позволит расширить ассортимент вина по бокалам в заведениях. В ресторанах обычно по бокалам продают недорогое и питкое вино, которое представлено в скромном количестве позиций, потому что иначе это убыточно: если за несколько дней не продать всю бутылку, то вино испортится. А в «Виномате» созданы идеальные условия для хранения вина.
Уже к концу 2022 года мы должны выпустить первую линейку «Виноматов», но их будет только пять штук, и они сразу отправятся к своим заказчикам. Изначально мы думали, что нашими ключевыми клиентами станут дистрибьюторы, которые поставляют разную технику в рестораны, но вместо этого к нам пришли дистрибьюторы самого алкоголя, которые теперь будут поставлять в заведения не только свои напитки, но и «Виноматы» с ними. Я думаю, что со временем такая инициатива будет идти и от самих заведений, а пока они о нас просто не знают — мы даже ни разу не давали рекламу. При этом один из первых пяти «Виноматов» отправится в винотеку во Владивостоке, где с его помощью хотят проводить дегустации.
Еще до нас по отдельности существовали системы распознавания лиц и советские автоматы, в которых за монетку можно было налить себе стакан газировки, но никто в мире не совмещал этого в одном устройстве и тем более не приспосабливал его к подаче вина; сколько бы мы не гуглили — не получилось найти аналог устройству во всем мире. Получается, что это уникальное изобретение. Поэтому мы запатентовали «Виномат» и потенциально хотим вывести его на экспорт.
Фотографии: личный архив Леонида Старикова