«Яндекс Маркет» и аналитический центр НАФИ провели исследование среди предпринимательниц и выяснили, почему они занялись интернет-торговлей, какие каналы онлайн-продаж используют, какие товары предлагают покупателям и в каких регионах страны. Из него следует, например, что 36 % респонденток идут в электронную торговлю для дополнительного заработка, что большинство — 39 % — торгуют одеждой, обувью и украшениями, и что
14 % женщин занялись продажами, будучи в декрете.

Опрос проводился среди женщин, которые работают в сфере торговли — владелиц собственного бизнеса, руководительниц компаний, исполнительных и финансовых директоров. Респондентки живут в российских городах с населением от 100 тысяч. человек.

Онлайн vs. офлайн

Больше половины предпринимательниц из сферы торговли (57 %) продают товары и услуги через интернет. Из них каждая третья (33 %) работает только в интернете, а каждая четвертая (24 %) сочетает онлайн- и офлайн-торговлю. Абсолютное большинство (88 %) считает интернет-продажи прибыльным делом.

Почти половина респонденток (40 %) начали торговать в онлайне, так как думают, что это проще, чем открыть магазин в офлайне. Интересно, что многие женщины создали интернет-бизнес во время коронавирусной пандемии (70 %).

Мотивация

Большинство предпринимательниц занимаются онлайн-торговлей, чтобы работать на себя (64 %). Чуть меньше половины — для собственной финансовой независимости (43 %), каждая третья — для дополнительного заработка (36 %).

Каналы продаж

Самые популярные у женщин каналы для торговли в интернете — это маркетплейсы и соцсети. Каждый из них назвало одинаковое количество опрошенных — 50 %. Это самый большой показатель по всем каналам онлайн-продаж, среди которых также сайты с объявлениями и, например, мессенджеры. Большинство предпочитает маркетплейсы, потому что они охватывают широкую аудиторию (72 % респонденток), помогают торговать в разных регионах страны (63 %), берут на себя доставку заказов покупателям (55 %).

Ассортимент

Для продаж в интернете многие предпринимательницы выбирают товары, у которых внешний вид — одна из важнейших характеристик. Первые три строчки среди самых популярных товаров, которыми женщины торгуют в онлайне, заняли одежда, обувь и аксессуары (39 % респонденток), товары для дома, дачи и сада (25 %), детские товары (19 %). В топ-10 категорий вошли также продукты питания (13 %), товары для животных (9 %) и, например, товары для строительства и ремонта (7 %).

География

По федеральным округам страны количество предпринимательниц в сфере онлайн-продаж распределяется неравномерно. Больше всего их в Центральном округе (20 % опрошенных). На втором месте — Приволжский округ (16 %), на третьем — Южный и Северо-Кавказский (в сумме — 13 %). А вот Северо-Западный округ оказался только на четвертой строчке (11 %).

Возраст

Средний возраст предпринимательниц в электронной торговле — 36 лет. Большинство респонденток замужем (73 %), и у многих есть дети (59 %). Каждая седьмая занялась интернет-продажами, когда была в декрете (14 %).

Планы на будущее

Почти все опрошенные предпринимательницы (97 %) хотят профессионально развиваться — получать новые знания и навыки в интернет-бизнесе. Самые востребованные направления, которые женщины стремятся лучше освоить, — это онлайн-маркетинг (44 % респонденток), продажи на маркетплейсах (31 %), создание и запуск интернет-магазина (28 %), ведение страниц в соцсетях (25%), торговля на международных онлайн-площадках (22 %).

источник: Пресс-служба «Яндекс Маркета»