Издательство Ad Marginem запускает новый издательский проект Hide Books. Он задуман как платформа для коллабораций с институциями и независимыми исследователями, занимающимися изучением, переводом и интерпретациями культур Восточной Азии.

Идея проекта

На русском языке практически не представлена современная критика или философия этого региона за исключением древних и классических текстов. Это формирует искаженное и однобокое представление о так называемом Востоке, отмечает команда издательства.

Освещение интеллектуальных процессов, прямо сейчас происходящих в Азии, поможет переосмыслить привычные западноцентричные взгляды на мир, культуру и природу мышления, а также дополнить карту современной критической мысли, считают создатели.

Картографируя интеллектуальный ландшафт так называемой Orientalia, Ad Marginem надеется скорректировать взгляды на мир, культуру и природу мышления, а также создать новую территорию для воодушевляющего диалога традиций.

Название и айдентика

Hide — «хидэ», латинская и кириллическая транскрипции двух иероглифов хи (日, солнце) и дэ (出, выход). Это их кунные чтения. Когда они пишутся вместе, получается слово 日出, оно произносится не по кунъёми, а по онъёми чтению и получается ниссюцу.

Чтобы сохранять кунное чтение, нужно между ними добавлять японскую связку. Получается 日の出 и произносится: хинодэ (ударение на каждый слог).

То есть 日出 — ниссюцу, а 日の出 — хинодэ — оба этих слова означают «заря», «восход», «рассвет». Если взять первое написание (日出), но прочесть иероглифы как отдельные, получится «хидэ». В словаре этого слова нет, но в нем безошибочно угадывается «восход».

Дизайн обложек для всех книг серии Hide Books сделал Степан Липатов. Каждая из серии — это какое-то конкретное место в городе, связанное с автором или книгой, переработанное в абстрактную графику.

Книги

Первые три — японская хроника «Это не случайно» эссеистки Рёко Секигути, «Пост-Европа» гонконгского философа Юка Хуэя и «Философия туриста» японского культурного критика Хироки Адзумы — будут выпущены совместно с владивостокским независимым книжным магазином «Игра слов».

Рёко Секигути «Это не случайно»

Отчет о событиях в Японии и во всем мире после тройной катастрофы 11 марта 2011 года. Это размышление о времени и памяти, о случайном и закономерном: возможно ли предсказать то или иное переломное событие? Почему у людей возникает искушение сравнить Хиросиму и Фукусиму? Как для одних бедствие становится чем-то обыденным, а для других повседневность — катастрофичной?

Юк Хуэй «Пост-Европа»

Взяв за основу понятие «пост-Европа» чешского феноменолога Яна Паточки, первым предположившего, что после Второй мировой войны Европа перестала быть центрообразующей силой, в своей новой работе гонконгский философ Юк Хуэй обращается к проблеме «преодоления модерна», вокруг которой сто лет назад в Японии сформировалась Киотская школа.

Вместо мечты о невозможном преодолении хайдеггеровской Heimatlosigkeit «Пост-Европа» предлагает набросок мышления, которое, осознав свою «безродность», стремится обрести новую форму, но не путем нейтрализации различий, а через индивидуацию, направленную на преодоление оппозиций между logos и technē, Востоком и Западом, домом и бездомностью.

Хирока Адзума «Философия туриста»

Независимый японский философ видит в фигуре туриста метафору Другого, символ незавершенности, случайности и открытости — того способа бытия, который может стать ответом на вызовы мира, где глобализация и национализм не столько противостоят друг другу, сколько странным образом сосуществуют.

Автор соединяет философский анализ, эссеистику, математику, поездки в Чернобыль и наблюдения за повседневной жизнью. Через рассуждения о туризме, семье, феномене «жуткого», вторичном творчестве, интерфейсах и Достоевском Адзума выстраивает спекулятивную карту современности, где случайность становится не угрозой, а условием рождения нового.

Какие еще книги выйдут в 2025 году:

  • Накадзима Ацуси «Атоллы»;
  • Юк Хуэй «Фрагментация будущего»;
  • «Вопрос о технике в Китае»;
  • Роман Ким «Три дома напротив, соседних два и другие тексты» (совместно с магазином «Желтый двор»);
  • Юрико Миямото «Через Новую Сибирь» (совместно с центром современной культуры «Смена»);
  • Франсуа Жюльен «Невозможная нагота»;
  • «Великий образ, или Через живопись — к не-объекту».

14 и 15 июня на летнем книжном фестивале «Смены» в Казани пройдет фестиваль Дальнего Востока «Заря», приуроченный к запуску Hide Books. Там же ожидается серия презентаций первых трех книг проекта.

Источник и иллюстрации: пресс-служба Ad Marginem