Сегодня в московском лофт-квартале «Товарищество Рябовской Мануфактуры» располагаются крупные IT-компании, топовые креативные и рекламные агентства, образовательные проекты, кафе, бары и рестораны, фитнес-студии и салоны красоты, коворкинги, шоурумы, типографии и мастерские — например, офисы и пространства креативной студии Rodnya, Timepad, универмага украшений Poison Drop, брендингового агентства «Супрематика».

До революции здесь располагались цеха красильно-набивной фабрики «Товарищества Рябовской Мануфактуры» промышленника и купца первой гильдии Петра Рябова, а в советский период площади фабрики занял завод по производству промышленной аппаратуры «Измеритель». Почему бывшие фабрики, депо или склады так популярны для работы и как влияют на жизнь и бизнес, рассказывают четыре резидента «Товарищества».

В XVII веке в Серпуховском уезде Московской губернии находился Канатный двор — он процветал и рос на протяжении столетия, пока крупный пожар не прервал его деятельность. В 1757 году землю передали купцу Петру Носыреву для строительства суконной фабрики; уже в 1840 году ткацкое производство, вмещавшее 50 ручных станков, выкупил промышленник Петр Рябов. С его подачи на фабрике запустили красильное и отделочное производства, затем механизированный ткацкий цех. В 1881-м «Товарищество» пополнилось бумагопрядильной фабрикой, а после реорганизации в начале XX века в Холодильном переулке возник завод по производству промышленной аппаратуры «Измеритель».

В 2018 году команда бюро «Функция» взялась за проект лофт-квартала на индустриальной площадке — площадь корпусов составила 11 250 квадратных метра, общая площадь участка — 20 тысяч. Проект был реализован за 1,5 года и окончательно запущен в 2020 году.

Как через теорию рукопожатий фабрике вернули старое имя и дали новую жизнь


Владимир Гарев

партнер рекламного агентства Grape


Когда наши друзья-девелоперы сказали, что хотят купить где-то площади для создания кластера, мы посоветовали им район «Тульской». Через неделю они вернулись с новостью, что нашли старый завод «Измеритель», и предложили нам съездить и посмотреть. Мы сразу же выбрали себе отличное помещение в два этажа в старинном здании с огромными окнами.

Для обустройства офиса мы привлекли наших друзей из дизайн-бюро «Функция», которые нарисовали эскизы. Они понравились не только нам, но и новым владельцам. Настолько, что наших друзей привлекли к переосмыслению и оформлению всего пространства завода. Параллельно нас попросили помочь с брендингом и названием. Мы позвали ребят из агентства «Супрематика», которые вернули заводу историческое название «Товарищество Рябовской Мануфактуры» и создали фирменный стиль.

«Товарищество...» — это совершенно авторское пространство, в котором авторами являются все, кто в нем работает. Мне самому это место подарило удивительное знакомство с миром виниловых пластинок и старой винтажной аудиотехники. Часто захожу в местные бары и рестораны, а в открытии одного из них мы с партнерами приняли самое деятельное участие.

Как исторические интерьеры стали поводом для мифотворчества


Дарья Кудашева

управляющий директор винного ресторана Pipndrop


Мы оказались в «Товариществе...» в 2019 году, когда ремонтные работы были в разгаре. Увидели будущий проект и загорелись идеей владельцев оставить как можно больше аутентичных деталей. В нашем помещении сохранились сводчатые потолки и кладка, и мы обустроили ресторан, стараясь это подчеркнуть. И уличное мощение, и само пространство создают ощущение, будто действительно заходишь в винный погреб. Это определило концепцию бара и даже мифологию нашего заведения. Мы придумали Пипендропов — духов, живущих в пустых бутылках и винных погребах. Пипендропа можно увидеть в отражении винного бокала, а еще они любят выпить и поэтому всегда в приподнятом настроении.

Среди наших клиентов есть местные, сотрудники мануфактуры приходят на обеды и ланчи. Есть и те, кто приезжает специально из других районов, потому что у нас большой выбор вина, в том числе редкого. А еще у нас стоит винный диспенсер, которых всего два в Москве. Сами мы дружим с местным грумингом, потому что любим собак и всегда ждем их в гости, и участвуем в активностях самой мануфактуры. Например, прошлым летом выходили со своей едой и закусками во время маркетов.

Как груминг-студия и кофейня придумали напиток для владельцев собак


Вероника Миронова

руководитель груминга Penny & Sheldon


До мануфактуры у нас был небольшой магазин аксессуаров для собак на «Белорусской». Три года назад мы захотели переехать в какое-нибудь интересное пространство, где есть комьюнити, классные соседи, возможности досуга. Все решило идеально подошедшее помещение. Здесь был барбершоп, и многие детали уже были в нашем стиле. Как только я зашла, сразу подумала: «О, я знаю, как тут все будет устроено!» Лишь немного доделали пространство, уложившись в небольшой бюджет на переезд.

Мы дружим с одной из кофеен и сделали с ними очень классную коллаборацию. Придумали свой спешелти-напиток — банановый латте с розовой посыпкой в виде лапки. Пока песик находится на процедурах, хозяин может прогуляться за кофе и обменять специальную карточку на любой напиток, в том числе этот авторский. Все в восторге от этой активности. Также тут работает моя подруга, с которой мы учились в институте. У нее студия свадебных колец с мастер-классами по их созданию. Мы с ней снимали совместное видео про любовь и собачек. В общем, у нас тут большая тусовка. Чувствуешь себя как дома, но дом большой и много соседей.

Как философия горизонтальных связей повлияла на выбор локации


Андрей Фролов

собственник коворкинга «Соль»


Наш бизнес — сдача в аренду небольших офисов на трех-восемь человек с общей инфраструктурой. И для этих целей здания заводов и фабрик идеально подходят по планировке. Но у этих площадей очень часто старые, почти прогнившие инженерные системы. Для нас было удачей и решающим фактором, что на этой фабрике электрика, трубы и остальная начинка были новыми. Мы только-только открылись во второй очереди проекта, поэтому еще не заполнены на 100 %. Среди потенциальных арендаторов много местных. Возможно, это связано с привязкой к налоговой или с желанием не тратить время на дорогу.

Честно говоря, даже если бы мне предложили на таких же условиях арендовать помещение в каком-нибудь бизнес-центре, я все равно выбрал бы пространство в кластере. Потому что в бизнес-центре я бы жил вертикальную жизнь, когда ты на лифте едешь к себе, потом на лифте же спускаешься в ресторан… А мне нравится, что здесь есть возможность выйти из офиса и пойти, например, обедать на Даниловский рынок. Холодильный переулок, по которому я часто хожу, напоминает мне не Москву, а какой-нибудь европейский город. Такая прогулка переключает меня с рабочих задач, позволяет отвлечься. Еще мне нравится, что мы с коллегами заходим в одну и ту же кофейню и знаем ребят, которые там работают. Так как здания не очень высокие, я узнаю людей, которые там сегодня, и приветствую их по дороге. Мне это напоминает не мегаполис, а небольшой уютный город. Такой образ жизни как раз и нужен современному человеку.

Фотографии: «Товарищество Рябовской Мануфактуры»