Курьеры сервиса доставки «Яндекс Еда» устроили забастовку в Москве и Санкт-Петербурге — она продлится с 20 по 25 декабря. Их не устраивают низкий уровень оплаты и отсутствие трудового договора.

Всего на смену могут не выйти около 600 курьеров «Яндекс Еды». В пресс-службе компании уверяют, что не получали жалоб от доставщиков и сервис работает в штатном режиме, в то время как сами курьеры утверждают обратное.

«Большой Город» узнал у представителей профсоюза курьеров, «Яндекс Еды» и самих доставщиков, почему произошла забастовка, какие требования выдвигают ее участники и как она повлияет на клиентов сервиса.

Что произошло

Во вторник, 20 декабря, профсоюз «Курьер» объявил о пятидневной забастовке. Доставщиков «Яндекс Еды» призывают не только отказаться от смен и выполнения заказов, но и саботировать работу ресторанов и кафе, а также задерживать очереди на кассах.

По словам представителей профсоюза, причиной забастовки стало то, что сервис доставки еды Delivery Club стал частью бизнеса «Яндекса». С 1 ноября курьеры перешли на приложение и тарифы «Яндекс Еды», из-за чего оплата стала заметно меньше. Организаторы связывают это с тем, что сервис теперь является главным игроком на рынке доставки еды.

Что требуют курьеры

В профсоюзах «Курьер» и «Рабочий Союз Курьеров» (РСК) рассказали «Большому Городу», что сейчас минимальный размер оплаты заказа в «Яндекс Еде» в Москве и Петербурге составляет около 70 рублей, а в регионах — 50 рублей.

«Это ничтожная сумма, а ради нее курьер должен пройти большое расстояние при плохой погоде. Но даже и этих денег курьера лишают: если при выполнении планового слота он не берет хотя бы один заказ, то минимальной оплаты за плановый слот уже не будет», — поделилась с нами активистка одного из профсоюзов, пожелавшая остаться анонимной.

В чем заключаются требования курьеров:

  • Вернуть тариф 110 рублей за доставку заказа;
  • Уменьшить зону доставки до двух километров;
  • Отменить штрафы;
  • Доставлять несколько заказов одновременно только по согласованию с курьером и платить за них полную ставку;
  • Ввести дополнительную оплату при ожидании курьером заказа от 20 минут;
  • Отменить автоприем заказов;
  • Ввести обязательный трудовой договор.

В нынешних погодных условиях чисто физически невозможно передвигаться по всей Москве с той скоростью, которую требует «Яндекс Еда», при этом работать заставляют по всему городу, а не только в своем районе, добавили в профсоюзе.

Автокурьеров отменили, пеших произвольно переводят в велокурьеры, а у тех постоянные проблемы с ДПС — их штрафуют и на дороге, и на тротуаре, словом, в любом месте без велодорожки.

«Если курьер часто отказывается от заказов, более 5-10 раз, то его ставят на автозаказ, то есть, в рабское положение, когда он обязан принять любой поступивший заказ, а отказ грозит штрафом. Есть система поощрений за доносы на курьера курьером, что еще больше их разобщает», — отметила активистка.

Кроме того, «Яндекс» не признает себя работодателем и не хочет вводить трудовые договоры для курьеров. Они работают как самозанятые, не получают социальные и пенсионные отчисления от компании, а также не могут официально оформить больничный.

При этом многие курьеры являются мигрантами, а получить регистрацию они могут только при наличии трудового договора. Без регистрации доставщиков штрафуют и депортируют из России, заключила представительница профсоюза.

Как ответил на забастовку «Яндекс»

Сейчас компания ощущает тотальную нехватку доставщиков в Москве, Воронеже, Санкт-Петербурге и Чебоксарах. Чтобы исправить ситуацию и вернуть курьеров в строй, «Яндекс» поднял расценки до 600−800 рублей за заказ, отметили в профсоюзе.

В самой компании «БГ» заявили, что информация об уменьшении зарплат курьеров и забастовке не соответствует действительности. Представители «Яндекса» уверяют, что к ним не поступало жалоб от доставщиков, так как в Москве и Санкт-Петербурге им платят 350–400 рублей в час, а в среднем заработки курьеров за год выросли за год на 30 %.

«Сегодня на слоты в Москве вышло на 12 % больше курьеров чем неделей ранее. Сервис работает штатно, сделать заказ можно из ресторанов и магазинов продуктов», — сообщили нам в «Яндексе».

В пресс-службе добавили, что декабрь — время самого высокого спроса на доставку, когда курьеры зарабатывают больше всего за счет бонусов и повышающих коэффициентов. В среднем доход доставщиков может составлять от 75 до 160 тысяч рублей в месяц.

Чего хотят добиться в профсоюзе

Порядка 600 курьеров «Яндекс Еды» намерены не выходить на работу в Москве и Петербурге в течение пяти дней. Участники забастовки хотят оставлять рабочие слоты не разобранными, что неминуемо снизит скорость выполнения заказов и повысит стоимость доставки, говорят наши источники.

«Мы рассчитываем если не на выполнение требований в полной мере, то на проведение второго этапа забастовки, которая планируется не только в Москве и Петербурге, но в других городах России», — поделился в разговоре с нами представитель профсоюза «Курьер».

По словам собеседника, «Яндекс Еда» не признает профсоюз как переговорщиков и не решает проблемы курьеров по снижению зарплат, невыплате бонусам или штрафам.

«Поддержка сервиса изобилует шаблонными ответами и многие курьеры просто не видят смысла спорить с „Яндексом“. Во Владивостоке один мужчина более семи раз составлял обращения по невыплате бонусов: с ним связывались, обещали, что все сделают, но безуспешно», — добавили в профсоюзе.

Что говорят сами курьеры


Василий (имя изменено по просьбе героя)

Курьер «Яндекс Еды», Москва

— Участвовать в забастовке однозначно не буду. Высосанные из пальца требования, выполнение которых навредит и компании, и самим курьерам. Я работаю как самозанятый. Сейчас я получаю выплаты так: часть каждый день, вторая часть по средам. При трудовом договоре я буду получать аванс и зарплату раз в месяц — это смешно.

В среднем у меня выходит 150-250 рублей за доставку, иногда больше, иногда меньше. На плановых слотах минимальная оплата в час достигает 350 рублей. Я считаю, что это просто прекрасно, учитывая бонусы, вознаграждение за которые идет сверху.

С невыплатами в «Яндексе» я не сталкивался. Все всегда приходило в полном объеме и стабильно, только один раз выплата перенеслась на следующий день из-за технических проблем. Отсутствие 600 человек на слоте никто даже не заметит. В чате курьеров Москвы все только и делают, что смеются над забастовкой и хвастаются отчетами с огромным доходом.

Александр (имя изменено по просьбе героя)

Бывший курьер «Яндекс Еды», Ставрополь

— Работал курьером в «Яндекс Еде» с февраля по май 2022 года. Ушел из-за объединения с «Яндекс Доставкой». Как нам поясняли в офисе, заказов в доставке больше, соответственно больше оплата. Правда, нас предупредили, что расстояния могут увеличиваться.

В результате условия кардинально поменялись. Просто для сравнения — в «Еде» мне давали заказы не дальше четырех километров. В доставке же мне пешему (по факту на велосипеде) один раз упал заказ на десять километров, за которые я получил всего 140 рублей. Коллега рассказывал, что ему дали заказ на 16 километров. Сам не верил, пока не столкнулся с этим лично.

Помимо ухудшения условий труда, платить стали гораздо меньше. Бывали смены, когда я за пять часов в «Еде» умудрялся уносить 900 рублей в плохую погоду. В «Доставке» же я работал две смены, по восемь часов каждая, за которые получал те же деньги.

Если раньше мне платили 80 рублей в час и я гарантированно каждый день мог унести домой хотя бы 400 рублей, то с новыми условиями я мог четыре часа бродить по городу в поисках заказов и так ничего и не получить. Разумеется, что с такой зарплатой даже себя нельзя прокормить, не говоря уже о семье.

Купив Delivery Club, «Яндекс» не оставила никакого выбора курьерам. Без разницы, куда ты устроишься: в обоих сервисах доставщики столкнутся с тяжелыми условиями труда, отсутствием каких-либо бонусов, а также низкой зарплатой. Сильно сомневаюсь, что забастовка сможет что-то изменить, поскольку найдутся те, кто захочет заработать лишнюю копейку в карман в эти дни.

обложка: Ruslan Gilmanshin — stock.adobe.com