Бесконечный перезапуск: Как российские бренды живут в вечной турбулентности
Десять лет «Периодике», Setters, Studio 29, Dizengof99 и Divan.ru

В 2015 году мы листали ленты без рекламы, открывали новые сервисы и надеялись, что рынок наконец успокоится. Но за следующие десять лет изменилось буквально все: как мы работаем, покупаем, отдыхаем и строим бизнес. Время ускорилось, а жизнь стала онлайн по умолчанию — на этом фоне лишь немногие бренды в России смогли не просто вырасти, но и стать частью повседневности.
Мы собрали истории «Периодики», Setters, Studio 29, Dizengof99 и Divan.ru — брендов, которым в 2025 году исполняется десять лет. Основатели вспоминают, с чего начинали, что пришлось перестроить в процессе и как продолжать расти, когда рынок каждые пару лет заново меняет правила игры.

Варя Веденеева
Каким был рынок десять лет назад и что изменилось?
Варя Веденеева
основательница и CEO сервиса печати семейных фотокниг «Периодика»
— В 2015 году у молодых людей начали появляться деньги, и это сразу отразилось на рынке: стало нормой слетать за 100 долларов в Берлин, пить хороший кофе, ходить в барбершоп, заказывать клининг. Появилась уличная еда, маркеты местных мастеров в разных сферах, кофейная культура — город быстро учился потреблять по-новому.
Из-за этого очень сильно выросла конкуренция: сервис, визуальный язык, интерьеры, качество услуг — все поднялось до высокого уровня. Клиент привык к этому стандарту. Это классно для покупателя, но для нового бизнеса это уже вход не с нуля, а на перегретый рынок: нужно сразу соответствовать уровню и быть готовым к гонке с профессионалами.
Саша Жаркова
соосновательница рекламного агентства Setters
— В рекламной и креативной индустрии на российском рынке 2015 год был переломным. После кризиса 2014-го стало понятно, что как раньше уже точно не будет, и тогда появилось новое поколение агентств и креаторов. Мы начинали как агентство, которое работает с social media marketing, и я помню, с какой предвзятостью и несерьезностью к нам относились коллеги по цеху. Да и мы сами не очень понимали, как все это будет развиваться дальше.
Таня Фомичева
основательница бренда одежды Studio 29
— В моде это тоже было заметно: десять лет назад локальные бренды только появлялись, и люди хотели прийти в шоурум, потрогать ткань, примерить. Я много общалась с нашими покупателями, собирала обратную связь, учитывала пожелания по тканям, фасону, посадке.
Сейчас между брендом и клиентом появилась дистанция: большой процент покупок ушел на маркетплейсы и другие онлайн-площадки. И если раньше клиента можно было «дотянуть» личным контактом, то теперь все должно считываться через экран: ценности, визуальный язык, айдентика. Клиент изменился — он покупает быстрее, чаще онлайн, но ему по-прежнему важны смыслы. Только доносить их теперь нужно онлайн.
Антон Макаров
основатель бренда производителя мебели Divan.ru
— В ретейле главный перелом тоже случился благодаря росту популярности онлайн-шопинга. Десять лет назад покупка мебели в интернете была почти экзотикой, мы были одними из первых. Сегодня если тебя нет онлайн — тебя просто нет.
Маркетплейсы тоже внесли свои изменения в покупательское поведение и сервис: скорость доставки, удобство для клиента. Параллельно сам продукт стал разнообразнее: даже в массовом сегменте людям нужен дизайн и комфорт, потому что выбор вокруг огромный.

«Периодика»
Какие смыслы вы вкладывали в бренд вначале и как они изменились со временем?
Варя Веденеева
— Когда мы начинали, мне хотелось сделать все просто и удобно для клиента. Мы убрали полиграфические термины, подобрали материалы и размеры, сделали шаблоны и понятный интерфейс. Клиент подставлял свои фотографии — и видел, что они выглядят как журнал или арт-альбом. Тогда мы работали с новой аудиторией: для многих это были первые фотокниги в жизни.
Все поменялось в 2022 году: вопреки ожиданиям количество заказов не упало, а выросло. Я тогда каждую неделю отправляла нашей аудитории письма о том, как мы справляемся со всеми санкционными сложностями, а клиенты в ответ делились, почему они у нас заказывают.
Тогда я поняла, что «Периодика» не просто печать фотографий, бренд несет важную миссию для десятков тысяч семей. И что в мире, где все стремится разъединить людей, мы делаем услуги, которые людей соединяют.
Женя Давыдов
сооснователь Setters
— Честно говоря, никаких глубоких смыслов вначале не было. Мы просто хотели показать, как можно по-другому работать с соцсетями и креативом. Был драйв, молодость и желание выделиться. Со временем мы стали взрослее. Если раньше были про вдохновение, то теперь — про стратегию, сообщества и упрощение.
Мы учимся превращать эмоции в систему: за каждой идеей стоит логика, за каждым креативом — цель. Сейчас Setters — это экосистема, где проекты усиливают друг друга.
Евгений Цюпко
основатель сети ресторанов израильской кухни Dizengof/99
— Тогда, в 2015-м, мы просто хотели перенести атмосферу типичных городских кафе Тель-Авива в Москву — легкость, солнце, разговоры за столом. И это до сих пор основа бренда, а к ней мы добавили тотальное гостеприимство и заботу: хотим оставаться для наших гостей островком стабильности. Это уже не просто еда, а ощущение дома, которого иногда не хватает в большом городе.

Женя Давыдов, Саша Жаркова
Какие ошибки в процессе развития стали для вас уроками?
Варя Веденеева
— Наверное, самая показательная история — с маркировкой рекламы. Мы тогда не изучили детали и оказались среди первых, кто получил штраф от Роскомнадзора за неправильную маркировку. После этого наняли юриста, внимательно разобрали эту историю и теперь ко всем юридическим тонкостям относимся внимательно.
Еще один урок — зависимость от внешних сервисов. Резкий уход западных платформ показал, как важно хранить свои базы и иметь резервные каналы. Теперь мы дублируем подрядчиков и процессы, чтобы не зависеть от одного звена.
Женя Давыдов
— Наша главная ошибка — пытаться быть всем для всех. Мы росли быстро, брали новые направления, пока не поняли: без фокуса это путь в никуда. На четвертый или пятый год мы остановились, разобрали бизнес на части, закрыли лишнее, перестроили команду. Было болезненно, но именно тогда агентство стало зрелым.
Таня Фомичева
— Одна из самых важных — это отсутствие аналитики. Мы долго принимали решения на эмоциях. В тот момент, когда мы начали системно анализировать продажи, процессы и эффективность, бренд стал расти.

Setters
Кто поддерживал вас на протяжении этих десяти лет и как эта поддержка повлияла на развитие бизнеса?
Варя Веденеева
— Таких людей было много на всех этапах. Клиенты, которые верили, возвращались, давали второй шанс после каких-то косяков. Сотрудники, которые любили работу, даже когда мы были крохами и работали в офисе с туалетом на этаже. Мой бизнес-партнер Дима в моменты, когда я падала духом, всегда находил нужные слова, чтобы снова поверить в себя.
Друзья бренда, блогеры, журналисты — такое общение помогает аккумулировать энергию фаундера, на которой проект выезжает в первые годы. И конечно, наши акционеры, которые всегда находили нужные слова и помогали нам принимать решения.
А еще мама, конечно же! Она работала все эти десять лет со мной и помогала — и как профессионал, и по-человечески советом. Ведь если ты основатель, то тебе не на кого поныть или пожаловаться, кроме себя самого.
Саша Жаркова
— За эти годы поддержки было и остается так много, что она — один из главных источников топлива и энергии для нас и нашего бизнеса.
С первых дней появления Setters мы были публичными и открытыми. Мне кажется, многие знают наш путь становления, потому что мы с самого начала активно им делились. И вот эта открытость, честность и искренность в итоге притянула и продолжает притягивать большое количество интересных, талантливых и светлых людей, которые в нас верят.
А еще очень поддержала сама индустрия. Мы открыто обратились к рынку и сказали: «Ребята, мы не про конкуренцию, мы про коллаборацию. Хотим дружить, знакомиться, общаться и обмениваться опытом». И на это откликнулось огромное количество компаний и агентств! Оказалось, что в них сидят такие же люди, которым близка искренность и которые готовы взаимодействовать и создавать что-то вместе.

Таня Фомичева
Как вы находите баланс между работой и личной жизнью?
Варя Веденеева
— У меня нет баланса и никаких правил. Если чему-то сейчас нужно больше внимания, я отдаю его туда. Не стремлюсь к идеалу: я не идеальный руководитель, не идеальная мама и не идеальная жена — и никто от этого не умирает.
Пишу этот текст ночью, укачивая младенца. Бывают недели, когда я работаю по вечерам и выходным, а потом полностью переключаюсь на семью или здоровье. Для меня важно просто чувствовать момент и принимать неизбежное.
Саша Жаркова
— Баланс между работой и семьей у меня, наверное, получается держать потому, что я работаю со своей семьей: Женя Давыдов — мой муж и партнер по бизнесу. Мы с ним правда классная команда. Поддерживаем друг друга, усиливаем сильные стороны, помогаем справляться со слабыми.
Да, понимаю, что для многих это звучит рискованно. У такого формата есть свои сложности, но если подходить к нему осознанно и профессионально, слушать и принимать другую точку зрения, то потенциал у такого партнерства огромный.
Таня Фомичева
— Баланс — это то, чему я до сих пор учусь. Моя жизнь — это движение, а не тихая гавань, и мне это близко. Но я стараюсь сохранять личное пространство. У нас в семье есть правило: во время ужина телефоны лежат в стороне. Мы разговариваем, слушаем друг друга — это помогает не терять связь. В какой-то момент я поняла, что невозможно все контролировать. Делегировать стало проще, когда рядом появилась сильная команда, которой я доверяю.
Антон Макаров
— Мне удается уделять внимание и семье, и работе. Баланс — это всегда про движение. Иногда на работе все спокойно и можно больше быть дома. А когда нужно сконцентрироваться на проекте, семья понимает, зачем это нужно.
С делегированием у меня своя логика: я ищу не исполнителей, а единомышленников. Таких людей не нужно контролировать. С ними достаточно обсудить идею, вдохновить, и они сами подхватывают. Это не про управление, а про доверие.

Studio 29
Чему вас научил бизнес — как человека, не только как руководителя?
Саша Жаркова
— Бизнес точно сделал меня очень сильной и устойчивой. Он помог мой оптимизм по жизни превратить в инструмент, с помощью которого я взаимодействую с большим количеством людей. Бизнес усиливает и сильные, и слабые твои стороны. Начинаешь замечать, как твои навыки помогают людям и как к тебе тянутся за этим. А если что-то не получается, начинаешь над этим работать, прокачивать и формируешь из своей слабой стороны зону роста.
Таня Фомичева
— Я стала гибкой и не боюсь начинать заново. А еще теперь знаю, как важно сохранять человечность. Работая в индустрии, где все крутится вокруг внешнего, легко потерять внутреннее. Но я поняла, что именно эмпатия, внимание к людям и честность делают бренд живым.
Евгений Цюпко
— Благодаря бизнесу я теперь точно знаю, что сдаваться нельзя. Важно всегда идти своим путем и не бояться показаться странным. Иметь смелость идти против течения.
Антон Макаров
— Бизнес научил тому, что доверять людям гораздо приятнее и удобнее, чем не доверять. Я приглашал в свои проекты людей, давал им полномочия и ответственность, вовлекал их — и мы работали практически в партнерской модели. Это помогло нам добиться результата.
Если постоянно контролировать человека, пересчитывать каждую цифру, лично пересматривать каждую смету, то не получится вырастить большой бизнес и самому в этом бизнесе вырасти большим человеком. Ты всегда будешь находиться в этой парадигме гиперконтроля, микроменеджмента и недоверия.

Евгений Цюпко
Успех бизнеса — в чем он для вас измеряется?
Варя Веденеева
— Когда я начинала, мне банально хотелось сделать стартап: проверить гипотезы, найти те, которые работают, разобраться в бизнесе. Сейчас для меня успех — это кратно вырасти, сделать услуги доступными и сохранить высокое качество. Я хочу, чтобы в каждой семье печать фотокниги стала такой же традицией, как цветы на 8 Марта.
Женя Давыдов
— Тогда мы считали успехом, что нас замечают и обращают внимание: первые крупные клиенты, конкуренты, просто люди из креативных индустрий. А сейчас успех для нас — это возможность выбирать. Больше не нужно ничего доказывать, ты можешь сосредоточиться на сути: смыслах, больших идеях, людях и будущем.
Евгений Цюпко
— Тогда и сейчас полные залы в наших кафе — это главный критерий успеха. А еще успех — это наши гости. Они из уст в уста передают положительные эмоции, которые испытали в Dizengof99.
Таня Фомичева
— Для меня успех — это счастливые клиенты, когда мы закрываем их функциональные и эмоциональные потребности. А еще большая часть успеха — это то, что мы нашли те смыслы, о которых мы хотим говорить. Studio 29 сейчас — бренд одежды, которая призвана раскрывать уникальность, заложенную в каждом человеке.
Антон Макаров
— Наверное, тогда мы считали успехом обогнать конкурентов. На старте нас очень это драйвило: казалось, что если мы в этой конкурентной гонке победим, то это будет успехом. Сейчас я считаю успехом признание сообщества, клиентов, их благодарность. А еще приглашения на международные выставки и, конечно, награды, которые мы получаем.

Dizengof99
Как удалось сделать проект частью повседневной жизни людей?
Таня Фомичева
— Я всегда хотела, чтобы одежда Studio 29 была для жизни. Чтобы в ней можно было пойти на встречу, в офис, в кафе — и везде чувствовать себя уместно и комфортно. Именно поэтому мы очень внимательны к деталям — к посадке, тканям, к тому, как вещи ощущаются на теле. Каждая модель рождается из реальной потребности клиента. Именно поэтому наша одежда так легко вписывается в жизнь и становится ее естественной частью.
Антон Макаров
— Мебель и есть часть нашей повседневной жизни. Мы возвращаемся с работы, ужинаем за столом, потом садимся в любимое кресло. У меня есть любимый диван из нашего ассортимента, на который я залезаю с ногами, когда бываю дома во Владимире. И сижу, отдыхаю, потому что мне очень на нем удобно. И очень приятно осознавать, что наша команда создает вещи, которые доставляют такие эмоции.

Антон Макаров
Что вам кажется главным вызовом для бизнеса в России и в мире сегодня?
Варя Веденеева
— Самое важное — иметь свое неповторимое отличие, то, что невозможно скопировать крупным игрокам. У каждого бренда это может быть что-то свое, но оно должно быть по-настоящему весомым для клиентов. Без этого бренд не будет узнаваемым и живым.
Женя Давыдов
— Для меня главный вызов — сохранить человечность в мире технологий и постоянных кризисов. Это и про клиентов, и про команду. Даже когда тяжело, нельзя превращаться в машину, которая думает только о показателях. Удерживать баланс между эффективностью и эмпатией становится все сложнее, но именно в этом сейчас и есть рост.
Таня Фомичева
— Сегодня главный вызов — неопределенность. Новые законы, налоговые реформы, сбои в логистике и производстве происходят неожиданно. Выигрывают те, кто умеет быстро перестраиваться, быть гибким и не боится меняться. В турбулентности этот навык становится самым ценным.
Евгений Цюпко
— Полностью согласен: сейчас важно уметь адаптироваться. Отсутствие стабильности стало новой нормой. Тот, кто держится за старые схемы, рискует остаться в прошлом. Нужно учиться принимать перемены как часть процесса.

Divan.ru
Фотографии: обложка, 5 — личный архив Тани Фомичевой, 1 — личный архив Вари Веденеевой, 2 — «Периодика», 3 — личный архив Жени Давыдова и Саши Жарковой, 4 — Setters, 6 — Studio 29, 7 — личный архив Евгения Цюпко, 8 — Dizengof99, 9 — личный архив Антона Макарова, 10 — Divan.ru