Автор: Степан Бальмонд
С октября 2024 года в России заметно вырос размер утилизационного сбора — по разным оценкам, он увеличился на 70–80 %. Эксперты рынка уверены, что это приведет к росту цен на автомобили, стоимость которых и так ощутимо выросла с 2022 года. «Большой Город» разбирается, что такое утильсбор и как его новые размеры повлияют на российский автомобильный рынок.
Блокировка «зеркал» и QR-коды для оформления ДТП: Что поменяется в России в октябре
Утильсбор — что это?
Утилизационный сбор простыми словами — это налог, который платится за каждый произведенный или привезенный в Россию автомобиль. Полученные за счет утильсбора деньги впоследствии государство тратит на переработку машин после истечения срока их службы.
Утильсбор ввели в России в 2012 году, когда страна стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). С тех пор он несколько раз повышался, а очередная индексация произошла 1 октября 2024 года.
Кто платит утильсбор?
Утильсбор — это единоразовый платеж, который платится один раз. Утильсбор могут платить:
-
импортер (за ввезенный автомобиль на территорию РФ);
-
производитель (за автомобиль, произведенный внутри страны);
-
покупатель (если за автомобиль ранее не был уплачен утильсбор).
Ставка утильсбора рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретного вида автомобиля.
Как изменятся цены на новые автомобили?
Цены на новые автомобили изменятся в зависимости от их характеристик — в частности, объема двигателя. Директор по развитию департамента продаж автомобилей «Рольф» Сергей Мозгунов приводит следующие размеры налога на разные категории машин:
-
до 1 литра — ставка выросла на 69 тысяч рублей и составила 150 200 рублей;
-
от 1 до 2 литров — ставка выросла на 255 600 рублей и составила 556 200 рублей;
-
от 2 до 3 литров — ставка выросла на 718 тысяч рублей и составила 1 562 800 рублей;
-
от 3 до 3,5 литра ставка выросла на 824 600 рублей и составила 1 794 600 рублей;
-
свыше 3,5 литра — ставка выросла на 1 050 000 рублей и составила 2 285 200 рублей.
«Средний рост цен, на данный момент зафиксированный аналитиками компании „Рольф“, составляет 7–8 %. Речь идет обо всех автомобилях, ввезенных по схеме параллельного импорта, люксового и премиального сегментов», — поделился с «Большим Городом» Сергей Мозгунов.
Как утильсбор отразится на цене подержанных автомобилей?
Изменение ставок отражается и на вторичном авторынке, так как значительное влияние на ценообразование оказывает рыночное регулирование. «Это связано с тем, что большую часть продавцов составляют частные лица, которые ориентируются на похожие предложения, — объясняет директор сервиса автозаймов Caranga Аркадий Бакушкин. — Так, индексация ставок утилизационного сбора опосредованно повлияет на ценообразование вторичного рынка из-за постепенного повышения спроса».
С этим согласен и генеральный директор компании «Мой автопрокат» Дмитрий Матвеев. «Повышение стоимости новых авто подстегнет спрос на подержанные машины, и цены на них тоже поползут вверх. А как поведут себя владельцы б/у авто — большой вопрос, — делится он. — Кто-то выставит ТС на продажу, пока это выгодно, а кто-то отложит планы по замене машины на новую».
«Важно отметить, что тенденция увеличения объема продаж авто с рук сохранялась на протяжении летнего сезона и на данный момент предпосылок для спада нет», — говорит, в свою очередь, директор Caranga.
При этом Аркадий Бакушкин обращает внимание, что небольшое увеличение цен на автомобили с рук стало заметно уже с середины сентября. «Важно, что стоимость как подержанных, так и новых автомобилей будет увеличиваться постепенно. Многие дилеры и автопроизводители заранее готовились к возможной индексации и пополняли склады на протяжении летнего сезона, — рассказывает Бакушкин. — Новый размер налога будет сказываться на ценообразовании моделей, ввезенных уже после 1 октября 2024 года. Именно поэтому значительного увеличения цен стоит ожидать уже в январе следующего года — в этот период запасы ввезенных в страну до изменения ставок авто закончатся».
Как изменится авторынок после повышения утильсбора?
По словам Дмитрия Матвеева из «Моего автопроката», цены на новые автомобили «вырастут до 15 % точно». «На марки из Китая, которые официально поставляют к нам в страну, — до 10 %. Производители из КНР вряд ли начнут переносить заводы в РФ, потому что последние очень долго окупаются. Хотя есть надежда, что китайцы будут удерживать цены даже себе в убыток, чтобы поддержать такой объем продаж, который позволит им выполнить изначально завышенные планы на 2024 год», — говорит Матвеев.
Самым недоступным, по мнению Матвеева, станет представительский сегмент, который сейчас везут по параллельному импорту, а рост на бюджетные авто будет самым небольшим.
«Не вступившие еще в силу изменения уже отражаются на интересе наших соотечественников: в автосалоны потянулись даже те, кто в ближайшей перспективе не планировал замену железного коня на нового, — рассказывает гендиректор компании «Мой автопрокат». — Результат такого спроса — автосалоны потихоньку начали отменять специальные предложения. Поэтому, если здесь и сейчас есть необходимость в личном транспорте, тянуть с покупкой не стоит, дешевле точно не будет».
Что будет с электромобилями после повышения утильсбора?
Новые ставки утильсбора, введенные с 1 октября, не коснулись электромобилей и гибридов, а потому не оказали влияния на изменение их стоимости.
«В данный момент утилизационный сбор для электромобилей и последовательных гибридов составляет 32,6 тысячи рублей за машины до трех лет и 122 тысячи рублей за автомобили старше трех лет. Это относительно низкие ставки по сравнению с бензиновыми и дизельными авто», — рассказывает Владислав Мазов, СЕО компании Artis.
Однако с 1 января 2025 года ситуация изменится: для электромобилей младше трех лет утилизационный сбор возрастет до 667,4 тысячи рублей, а для машин старше трех лет — до 1,17 миллиона рублей. Этот рост, как отмечает Владислав Мазов, неизбежно отразится на стоимости электромобилей из-за увеличения общих расходов на их ввоз и регистрацию. «Например, если электромобиль стоил 2–3 миллиона рублей, то итоговая цена может увеличиться на более чем 25 %», — прогнозирует он.
«Хотя основной удар придется на новые электромобили, это подтолкнет вверх цены и на подержанные, — говорит СЕО компании Artis. — Из-за значительного подорожания автомобилей модели со вторичного рынка станут более доступной альтернативной, что спровоцирует рост спроса на них и, как следствие, стоимости в пределах 10–15 %».