Почему нашему мозгу сложно учиться долго и делать маленькие шаги, несмотря на очевидную ценность новых знаний? Вместе с Марией Панковой, руководителем учебно-методического отдела образовательной платформы «Нетология», отвечаем на этот вопрос и даем практические советы на основе современных знаний о мозге.

Мария Панкова

руководитель учебно-методического отдела «Нетологии»

— Мы живем в мире, где истории грандиозного успеха блогеров и молодых предпринимателей мотивируют, но вместе с тем добавляют тревожности. Кажется, если не стал миллионером в 15, не построил собственную бизнес-империю в 20 и не нашел новую профессию за месяц — ты почти провалился.

Желание быстрого результата в том числе провоцирует стремительно развивающийся рынок обучения — с обещаниями в стиле «Вы увеличите свой доход в несколько раз за три недели» или «Станете сеньором в новой высокооплачиваемой сфере сразу после курса». Многие исследователи, такие как Джен Ягер, Тереза Амабайл, Эдгар Фор, уверены, что длительное и даже постоянное обучение маленькими шагами дает гораздо большие результаты, повышает конкурентоспособность и помогает интегрировать полученные знания в реальные задачи.

Почему нам сложно идти к цели медленно

В том, что люди ждут мгновенного результата, зачастую винят клиповое мышление, социальные сети, маркетинг и темп жизни в больших городах. Отчасти они действительно влияют на наши предпочтения в учебе и постановке целей, но есть и более глубокие причины.

Мотивация

Мотивация бывает внешней и внутренней, от нее очень часто зависит не только начало действий, но и конечный результат.

Внешняя мотивация, самая доступная и повсеместная, — это воздействие извне, например через награды, место в рейтинге, обязательства перед кем-то. Такой тип мотивации здорово работает, но «заряжает» вас ненадолго. Внутренняя мотивация — например, предвкушение удовольствия от получения знаний или удовлетворение от решения поставленных задач — наоборот, действует на протяжении длительного периода времени. Поэтому для достижения результата нам нужна именно она. Выработать ее поможет четко сформулированная цель.

Эмоции

Эволюционно мозг боится нового, поэтому любые изменения мы подсознательно воспринимаем как опасность. В процессе освоения новых знаний также присутствуют моменты сопротивления и регресса — это хорошо демонстрирует кривая Альберта Бандуры. На ней психолог связывает время (количество попыток), компетентность и ожидания. Откаты нормальны, но они вызывают разочарование и фрустрацию, поэтому многие сходят с дистанции и не доводят дело до конца.

В случае с короткими обучениями эти периоды занимают меньше времени, а значит, не дают погрузиться в негативные эмоции. Быстрый результат действует как подкрепление — в мозге вырабатывается дофамин, и появляется чувство удовлетворенности.

Стресс и эмоциональный дискомфорт

При стрессе, тревоге и депрессии область мозга, которая контролирует решения, рабочую память и эмоции, уменьшается, поэтому учиться и концентрироваться становится сложнее. Эмоциональный дискомфорт провоцирует перескакивание внимания с темы на тему: именно из-за этого вы скроллите ленту в социальных сетях или прыгаете с пуша на пуш, когда расстроены или устали.

В стрессовом состоянии мозг просто игнорирует информацию, которая не связана с причиной переживаний. Поэтому знания в такой ситуации не будут вторично обработаны и не попадут в долгосрочную память.

Перегруженность внимания

По данным ученых из University of California, ежедневно мы потребляем порядка 34 Гб информации. Социальные сети, работа, новости, переписки с друзьями и коллегами — все это нагружает наш мозг. Когда задач, новых данных и нагрузки становится слишком много, длительно концентрироваться на сложных вещах становится все труднее.

Особенности запоминания информации

Герман Эббингауз, немецкий психолог, вывел закономерность и отразил ее на кривой забывания — наглядной схеме, согласно которой 70 % информации мы забываем в течение суток, а через месяц в лучшем случае помним всего 20 % изученного. Соответственно, при краткосрочном обучении мы быстро забываем информацию. Чтобы действительно прийти к цели и не растерять знания по дороге, эффективнее будет учитывать специфику работы мозга и подготовить себя к более длительному процессу усвоения новых знаний.

Что такое принцип маленьких шагов

У такого подхода много названий: кайдзен (ежедневное повторение действия в течение всего минуты), slow movement (принцип замедления), long life learning (обучение в течение жизни), «искусство маленьких шагов» и так далее. Суть одна: постепенное, пусть и медленное развитие приводит к большим результатам, дает возможность не выгорать и не перестраивать полностью жизнь ради грандиозной, но недолговечной цели.

Писатель и стратегический консультант Дори Кларк объясняет стремление к быстрому результату тем, что мы недостаточно знаем о сфере, в которой планируем развиваться. Представим, что вы хотите войти в IT и рассчитываете сделать это с помощью месячного обучения. Когда начинаете погружаться в тему, становится очевидно, что объем информации большой и учиться придется долго. Мечты сталкиваются с реальностью, и многие на этом этапе отступают.

Дополняет принцип небольших шагов понятие маленьких побед, которое ввел профессор Карл Вейк. Согласно его учению, путь к большой цели состоит из маленьких успехов — они помогают не сходить с дистанции, находить новые проблемы и их решения, попутно проверяя свои теории и экспериментируя. Одна победа запускает следующее действие и приводит к новому успеху, а их совокупность приводит к большому результату.

Для маленьких действий проще найти время и мотивацию: легче убедить себя делать короткое, но регулярное усилие, чем одно, но масштабное. Так работает, например, изучение языка в формате приложения, в которое играют по дороге на работу, или онлайн-курсы, где уроки разбиты на небольшие видео.

Как настроиться на медленное обучение и не сойти с пути

Наш мозг — сложный и умный механизм, но перехитрить его возможно. Следуйте простым инструкциям, и добиваться целей в обучении будет проще.

1. Определитесь с мотивацией и поставьте цели

В долгосрочном периоде лучше работает внутренняя мотивация: подумайте, зачем вам развитие и что оно даст. В этом поможет пирамида Дилтса: она состоит из шести уровней — для каждого свои вопросы. Ответив на них, начиная с нижней части пирамиды и двигаясь наверх, вы сможете разобраться, на какой ступени находитесь сейчас и куда хотите прийти. Большие цели можно разбивать на этапы, чтобы после достижения маленького успеха в мозге вырабатывался дофамин.

2. Отдыхайте, высыпайтесь и получайте приятные эмоции

Научно доказано, что информация лучше усваивается, когда вы высыпаетесь и находитесь в хорошем настроении. Все дело в серотонине. Постарайтесь оградить себя от стрессов, занимайтесь спортом и связывайте обучение с приятными ритуалами: можно награждать себя интересной книгой, медитацией — тем, что будет вызывать радость именно у вас.

3. Используйте техники тайм-менеджмента

Существует много приемов для борьбы с прокрастинацией: «помодоро», «съесть слона», «съесть лягушку», матрица Эйзенхауэра и так далее. Разбивайте задачи равномерно по всей неделе или месяцу, выделяйте время в календаре или ежедневнике, не пытайтесь сделать все за раз и отдыхайте между подходами.

4. Используйте приемы Well-being

Это программа, направленная на благополучие сотрудников в компаниях. Но в таком подходе есть много полезных приемов и для обучения. Например, яркий холодный свет бодрит, как чашка кофе, но этого заряда энергии хватает ненадолго. Температура 22 °C в помещении поддерживает максимальную продуктивность, а микровибрации освещения, наоборот, мешают сосредоточиться.

5. Помните о главной цели

Праздновать маленькие победы — важно. Но чтобы не потерять мотивацию, нужно иногда смещать фокус обратно на глобальную цель. Визуализируйте результат, подбадривайте себя, сверяйтесь с текущими ценностями и желаниями, чтобы финальная точка не теряла актуальности.

Продвигаться в обучении маленькими шагами — это искусство, которое требует самодисциплины и выдержки. Но если немного помочь своему мозгу — все обязательно получится.

обложка: George Milton — Pexels