Со стороны модная индустрия выглядит узкой элитарной отраслью, в которую почти невозможно попасть, а если и получится, то только с помощью связей и больших вложений. Однако получить модное образование и войти в индустрию легче, чем кажется. В университетах есть специальные факультеты, на которых учат будущих фэшн-специалистов, а в вебе — множество курсов и лекций о моде.

«Большой Город» поговорил с академическим руководителем направления «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ Анзором Канкуловым и рассказывает о том, на кого пойти учиться в фэшн-сфере и как лучше подойти к обучению.

T

Дизайнеры, слева направо: Дарья Ряполова 1, 2, Дмитрий Ковалев

Как меняется индустрия

— Мода так или иначе связана с производством: одежду необходимо сшить, а перед этим разработать лекала и выкройку. С развитием технологий производственные мощности выросли. Если раньше одежду делали вручную или заказывали у кутюрье, то сейчас можно прийти в магазин и закупиться вещами на несколько сезонов вперед.

Несмотря на обилие массмаркета, теперь одежда — это больше не про практичность, а про смыслы и идеи. У современных художников появились новые способы самовыражения, которыми они цепляют покупателей — вспомним те же красные сапоги сатаны MSCHF или коллекцию Balenciaga, созданную нейросетью.

Российский рынок отличает появление огромного числа локальных марок после ухода западных компаний. По той же или чуть более высокой цене у них можно найти необычную одежду с новаторскими решениями. При этом в самой отрасли резких перемен не происходит: меняются подходы и технологические возможности.

Дизайнер: Дмитрий Селянин

Кому это подходит

Мода — требовательная и конкурентная сфера, в которую не приходят по настоянию родителей. Ей занимаются люди, горящие своим делом и готовые посвятить ему жизнь. Чтобы чувствовать себя уверенно в фэшн-отрасли, нужна высокая насмотренность и понимание культурного контекста.

Кроме того, представителям индустрии необходимо все время следить за тенденциями и разбираться или хотя бы иметь представление о смежных сферах — от конструирования одежды и эскизирования до 3D-моделирования и NFT. Яркий пример ухода от узкой специализации — тренд на коллаборации, который захватил креативные индустрии в последнее время.


Как научиться моде

В истории моды встречаются яркие фигуры, которые не получали профильного образования. Например, бельгиец Раф Симонс после Недели моды в Париже бросил работу мебельщика и переквалифицировался в дизайнера одежды. Он настолько впечатлился фэшн-показами, что решил связать с одеждой свою жизнь.

Однако так сюда приходят единицы. Индустрия все же требует структурированных знаний и долгой подготовки, которую сложно получить самостоятельно — одних книжек и документалок о моде будет недостаточно.

Желающим добиться успеха в отрасли стоит присмотреться к профильному образованию. Учеба поможет не только овладеть специальными навыками, но и обзавестись необходимыми связями и попасть в модное сообщество.


Сколько предстоит учиться

Хотя бы год. Это не касается тех случаев, когда у людей уже есть база, но не хватает определенных навыков — тогда можно ограничиться несколькими курсами.


Дизайнеры, слева направо: Полина Ушакова, Дмитрий Селянин, Анастасия Хащивская

Какие профессии в тренде

Дизайнер одежды

Современный дизайнер создает вещи, которые не только носят, но и о которых говорят. Специалисты этого профиля должны иметь понимание конструкции одежды, обладать знаниями о культурном и социальном мировом контексте.


где учиться


Магистерские программы «Дизайн одежды. Базовый уровень» и «Создание фэшн-бренда». На них студенты освоят инструменты и приемы современного фэшн-дизайна, а также научатся мыслить как дизайнеры.

Фотограф

Может звучать избито, однако именно фотография — одна из самых востребованных профессий в сфере моды и креативных индустриях. Если раньше фэшн-фотография ограничивалась съемками для журналов и рекламы, то сейчас каждому бренду, дизайнеру, магазину ежедневно нужны новые фото и видео.

где учиться


Магистерская программа «Фотография» и короткий курс «Фотография как профессия». Участники овладеют специальными навыками для работы в сфере модной фотографии, современным визуальным языком и технологиями.


Мерчандайзер

Человек, который отвечает за презентацию марки в выставочных и торговых пространствах, создает образ модного бренда. Мерчандайзер должен разбираться в психологии потребителя, маркетинге, рекламе и принципах построения фирменного стиля.

где учиться


Интенсив «Визуальный мерчандайзинг и дизайн выставочных пространств». Учащиеся на практике узнают о задачах и инструментах визуального мерчандайзинга, а также об основных принципах разработки дизайна выставочного пространства.


Арт-директор

Человек, который создает запоминающийся визуальный ряд, разбирается в общественных и культурных трендах. Арт-директор также должен понимать ожидания потребителей и умеет выразить все это на языке стиля, фотографии, сильного визуального образа. Объединяет профессии арт-директора бренда, стилиста, бренд-менеджера, креативного директора.

где учиться


Профиль магистратуры «Арт-дирекшн в моде». Студентам расскажут о том, как устроена и работает модная индустрия, а также о современных визуальных коммуникациях и практиках продвижения фэшн-бренда на рынке.


Специалист по рекламе

Один из основных двигателей фэшн-индустрии — реклама, поэтому связанные с ней профессии очень распространены. Востребованы креативные специалисты, работающие на стыке нескольких профессий, например объединяющие в себе функции цифрового дизайнера и маркетолога. Такие люди не только формируют визуальный нарратив бренда или издания, но и могут реализовать успешную рекламную кампанию.

где учиться


Профиль «Дизайн и продвижение цифрового продукта». Программа параллельно учит методикам веб-дизайна и диджитал-маркетинга и дает выпускникам целостное понимание рынка.


В фэшн-индустрии есть и другие вспомогательные профессии — например, стилист, модель, байер (человек, формирующий ассортимент магазина), специалист по AR (внедряющий технологии дополненной реальности), sustainability-консультант (консультант по устойчивому развитию и экологии), модный журналист, фоторедактор, маркетолог, конструктор одежды, бренд-менеджер и другие.

Подробнее узнать об образовании в сфере моды, а также оставить заявку на обучение можно на сайте Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Дизайнер: Полина Ушакова

Ольга Никитина

бакалавр моды в Школе дизайна НИУ ВШЭ, фэшн-иллюстратор

— В детстве мне нравилось рисовать девочек и придумывать для них стильные образы. Однако с модой поначалу не складывалось: на первом курсе я училась на дизайнера среды. Однажды на одной из пар нам долго рассказывали про виды ламината. В середине лекции я поняла, что не хочу связывать с этим направлением свою жизнь. Помню, как вышла из аудитории и направилась в учебную часть, чтобы перевестись на моду. Это было спонтанное решение, но я ему до сих благодарна.

Сейчас я работаю фэшн-иллюстратором в Катаре. Хоть я только в начале своего творческого пути, мне уже удалось посотрудничать с крупнейшими модными домами, например Gucci, Dior, Chloé и другими. Я бы не назвала свою работу работой — это скорее деятельность, в которую я влюблена и без которой не могу жить.


Начинающим в фэшн-индустрии я бы посоветовала найти свой источник вдохновения — для меня это, например, женщины и проекты любимых фэшн-фотографов. Также не стоит пренебрегать образованием. Специализированные учебные программы дают возможность взаимодействовать с ведущими специалистами и чему-то у них научиться.

Мне кажется, что попасть в индустрию без профильного образования могут только уникальные и очень уверенные в себе люди. С кураторами работать все же гораздо легче и приятнее. Если у вас действительно лежит душа к этому делу, то вышка превратится в увлекательное приключение, которое поможет больше узнать о себе и своих возможностях.


Катя Титова

магистр моды в Школе дизайна НИУ ВШЭосновательница бренда K / Titova


— Впервые я столкнулась с модой в три года. Тогда бабушка притащила домой вещи марки Dolce & Gabbana и, довольная, вручила их мне (в 2000-е о таких брендах можно было только мечтать). Почему-то обновки пришлись мне не по вкусу: я сочинила песню со строчкой «Ненавижу „Дольче и Габбана“». На этом, можно сказать, началась моя модная карьера.

В школе я интересовалась брендами и дизайном, но самой самовыражаться не получалось из-за строгой формы. Однако я все время мечтала одеваться стильно и заметно — наверное, это как-то повлияло на мое желание создавать вещи.

На первых курсах я вместе с одногруппницей поучаствовала в коллаборации с Uniqlo. Мы превращали известные рубашки бренда в пряжу, которую отдавали в проект «Авоськи дарят надежду». Там из нашего материала незрячие люди плели модные экосумки. Такая вот ресайкл-коллекция.


В магистратуре я задумалась о создании собственного бренда. Мне хотелось делать одежду для живых людей, которые гладят вещи, бегают в них, катаются по земле и не боятся, что где-то оторвется пуговица или отойдет молния. Так появилась марка K / Titova. Сейчас я все делаю сама: придумываю концепцию, текстильные разработки, рисую эскизы, принты.

На мой взгляд, если человек хочет делать одежду, ему не нужно никакое образование. Он приходит на фабрику и говорит, какие штаны ему сшить. Однако модная индустрия — это больше чем просто одежда. Профильное образование поможет раскрыть потенциал, найти свое место и стиль, обзавестись связями и понять, как работает индустрия.

Надо осознавать, что в этой сфере придется круглосуточно работать и учиться. Сегодня ты можешь пить шампанское на вечеринке с коллегами, а завтра весь день проторчать на производстве, контролируя процесс работы. В профессию дизайнера нельзя просто играть: чтобы чего-то добиться, нужно полностью посвятить себя индустрии.


ФОТОГРАФИИ: обложка, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 — Евгения Алейникова/Школа дизайна НИУ ВШЭ, 9, 10 — личный архив героини, 11 — Школа дизайна НИУ ВШЭ

{"width":940,"column_width":60,"columns_n":12,"gutter":20,"line":20}
default
true
827
940
false
false
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: PT Serif; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}
[{"caption":"Roboto","name":"Roboto","styles":{"Thin":"100, normal","Thin Italic":"100, italic","Light":"300, normal","Light Italic":"300, italic","Regular":"400, normal","Italic":"400, italic","Medium":"500, normal","Medium Italic":"500, italic","Bold":"700, normal","Bold Italic":"700, italic","Black":"900, normal","Black Italic":"900, italic"}},{"caption":"PT Serif","name":"PT Serif","styles":{"Regular":"400, normal","Italic":"400, italic","Bold":"700, normal","Bold Italic":"700, italic"}}]
https://fonts.googleapis.com/css2?family=Roboto:ital,wght@0,100;0,300;0,400;0,500;0,700;0,900;1,100;1,300;1,400;1,500;1,700;1,900&family=PT%20Serif:ital,wght@0,400;0,700;1,400;1,700