«Каждый парящий камень — символ нерациональной, но регулярной победы жизни над смертью»
Михаил Бейлин — о монументе «Парящие камни» в память о жертвах Холокоста

Осенью прошлого года перед еврейским общинным центром «Синагога» в Екатеринбурге открылись обновленная площадь Спасения и монумент «Парящие камни» в память о жертвах Холокоста. Камни в основании монумента были заложены в феврале 2022 года. Удивительный памятник спроектировали в московском бюро Citizenstudio, а его реализацию поддержали правительство Свердловской области и целая группа частных спонсоров.
Главный раввин России Берл Лазар отметил, что не ожидал, что памятник жертвам Холокоста откроют «так быстро», а, по словам вице-спикера Свердловского заксобрания Аркадия Чернецкого, открытие монумента «полно символизма в силу того времени, когда оно проходит». В поддержку одиннадцатой Недели памяти жертв Холокоста «Большой Город» поговорил с соавтором памятника, архитектором Михаилом Бейлиным о камнях как символе памяти и работе над монументом.

Монумент «Парящие камни»
Адрес:
Екатеринбург, ул. Куйбышева, 38а
площадь Спасения у «Синагоги»
Авторы:
Архитектурное бюро Citizenstudio
Михаил Бейлин, Даниил Никишин
при участии Юлии Хомутской, Никиты Асеева
Камни у евреев — символ памяти, их оставляют на могилах в знак уважения.
Парящие в воздухе камни, побеждающие законы тяготения, олицетворяют преодоление силы тяжести зла и невероятную борьбу за жизнь. Силуэт этих камней имеет форму пламени: огонь — символ души человека.
В числе камней монумента есть десять специально привезенных из десяти мест массовой гибели евреев во время Второй мировой войны: Освенцима, Треблинки, Собибора и Майданека (Польша), Бухенвальда и Дахау (Германия), Бабьего Яра (Украина), Румбульского леса (Латвия), Ямы (Беларусь), Змиёвской балки (Россия).
Каждый парящий камень — память о миллионах жертв Холокоста.


Михаил Бейлин
архитектор, партнер бюро Citizenstudio
— Летом 2021 года мне позвонил незнакомый человек и представился: Зелиг Ашкенази, раввин синагоги в Екатеринбурге. Рассказал, что их община планирует реконструкцию прилегающей к синагоге территории. И он хочет, чтобы главным элементом будущей «Площади Спасения» стал мемориал жертвам Холокоста. Они увидели один из наших проектов в интернете и решили обратиться к нам.
Создать мемориал жертвам Холокоста для меня всегда было делом моей профессиональной чести, если так можно сказать. Есть еще несколько проектов мечты, которые мы хотели бы осуществить, надеюсь, когда-нибудь получится.
Эта тема, наверное, была одной из важнейших для меня. И у нас с моим партнером Даниилом Никишиным уже была на тот момент придумана основная концепция мемориала. Она лежала в наших головах и ждала своего часа. И дождалась. Поэтому нам удалось очень быстро ее сформулировать и адаптировать под конкретное место. Мы не стали тратить время на поиски альтернативных ходов, а постарались «заразить» этой идеей наших заказчиков.
Задачей было создать главный элемент мемориальной площади Спасения. Что-то, что станет не только физическим завершением площади, но и наиболее драматичным элементом ее пространственного сценария. И главное, наш мемориал должен был передавать трагедию Холокоста (или, как говорят евреи, Шоа) не только для прихожан синагоги, но и для людей далеких от иудейской веры и еврейской культуры. Стоит отметить, что в тексте, поясняющем памятник и расположенном на стеле рядом, сказано, что это не только монумент в память о жертвах, но и в благодарность Красной Армии, победившей нацизм, и труженикам тыла. Екатеринбург (Свердловск) — город, которого не коснулась напрямую Великая Отечественная война. Но он был одним из крупнейших городов, принимавших эвакуированных людей, бежавших от ужаса войны. И, наверное, главным промышленным центром страны, не затронутым боевыми действиями. Это все хоть и вербально, но надо было отразить в нашей работе.
В разработке проекта участвовала семья раввина. Эти люди жили идеей воплощения их замысла «Площади Спасения» и появления на ней мемориала жертвам Холокоста. Банальные слова, но здесь они очень подходят: без них не было бы ничего. Их пассионарность — всей общины — главная причина появления этого памятника.

Идея с камнями, привезенными с мест массовых убийств евреев, принадлежит раввину Зелигу Ашкенази или кому-то из его окружения, не нам. И это яркий пример авторской коллаборации нас как авторов и общины как заказчика. Очень гармонично дополнив образ мемориала, этот ход расширил его смысловую нагрузку. Идея камней-свидетелей, камней-артефактов очень понятна, легко считываема для простого горожанина. Знакомые раввина и члены общины привозили эти камни из тех памятных мест, в которые смогли добраться. А по нынешним временам не все локации легкодоступны. И тем не менее удалось эти камни собрать. Выражение «с миру по нитке» здесь превратилось в «из каждого очага катастрофы по камню».
Тема Холокоста занимает особое место в современной архитектуре. Всем известен Еврейский музей Даниэля Либескинда в Берлине, мемориал Холокоста Питера Айзенмана там же, мемориал Дэвида Аджайе и Рона Арада в Лондоне, музей Яд ва-Шем авторства Моше Сафди в Иерусалиме и многие другие. В России эта тематика редка в мемориальной архитектуре. Но тоже встречается. Нам точно не хотелось следовать распространенной у нас традиции скульптурных, весьма формальных ансамблей, превалирующих в России. Нам виделся этот монумент более абстрактной, архитектурной композицией. Но, самое главное, мы не хотели, чтобы этот памятник был исключительно про трагедию и смерть. Чтобы он был давящим и символизировал собой тяжесть трагедии, раздавившей людей. Мы видели свое послание в том, чтобы показать, что жизнь побеждает смерть, жизнь побеждает зло, жизнь все равно побеждает. При этом камни — общепринятый визуальный язык в теме памяти Холокоста, и мы посредством этого языка объединили этот мемориал с другими, разбросанными по всему миру.
В противовес общепринятой тяжеловесности мы хотели добавить в образ неожиданной для такого повествования легкости и парадоксальности. Так и родились «Парящие камни».

Как «читать» монумент
В еврейской традиции на могилы не кладут цветы, вместо них оставляют небольшие камни. Камни у евреев — символ памяти.
Монумент состоит из парящих в воздухе камней. Они, побеждающие законы тяготения, олицетворяют собой преодоление силы тяжести зла. И невероятную борьбу за жизнь.
Силуэт этих камней имеет форму пламени: огонь — символ души человека в иудаике.
В числе камней монумента есть десять камней — свидетелей катастрофы. Десять камней, специально привезенных из десяти мест массовой гибели евреев во время Второй мировой войны: Освенцима, Треблинки, Собибора, Майданека, Бухенвальда, Дахау, Бабьего Яра, Румбульского леса, Ямы, Змиёвской балки.
Каждый парящий камень — память о миллионах жертв Холокоста. Каждый парящий камень — символ нерациональной, но регулярной победы жизни над смертью.
Работа над проектом началась давно, в 2021 году. Концепция родилась быстро, но долгим был вопрос поиска денег на реализацию, потом решение формальных и технических вопросов, а также реконструкция самой площади. И здесь, насколько я понимаю, решающую роль наряду со спонсорами сыграл город и губернатор, поддержавшие общину. Но за время, прошедшее с рождения концепции, активное строительство в центре Екатеринбурга изменило окружающий пейзаж. В частности, исчезли токсичные для города, но красивые на вид тополя на заднем плане, создававшие ровный зеленый фон. И пространство за мемориалом стало более фрагментированным. Как мне кажется, это осложняет немного считывание образа пламени, но, надеюсь, не меняет принципиально восприятие мемориала.
Работая над монументом, я испытал радость от возможности выразить в творчестве то, что чувствовал, о чем думал с детства. Не уверен, что правильно употреблять термин «радость» в коннотации с трагедией. Но для художника высшая честь и невероятная удача преобразить свои переживания в творчество, для архитектора — реализовать драму, живущую внутри, в материальном воплощении. Это профессиональное и человеческое счастье — творчеством привнести хоть что-то в эту реку памяти об одном из самых чудовищных эпизодов существования человечества. В память о миллионах людей, которые были убиты только за то, что родились и жили.
Мне кажется, нам удалось передать то, что мы чувствовали. Я, как автор, могу много придираться и к реализации, и в первую очередь к нашей работе и задумке. Но главное мы смогли сказать. И за это я очень благодарен всем, кто имел отношение к задумке и реализации этой идеи.
Этот памятник не только про смерть и ужас. Он про жизнь. Про то, что жизнь преодолеет силу тяжести самого невероятного зла и все равно победит.
Фотографии: обложка — Законодательное собрание Свердловской области, 1, 2, 3, 4 — Максим Лоскутов