Как читать современную архитектуру: Тактильность, сомасштабность и красивое старение
И почему она становится все ближе к человеку

Архитектура — язык, на котором говорит город. Сегодня она говорит с нами на более личном уровне: о комфорте, заботе и нашем месте в окружающей среде. В дни юбилейной выставки «Арх Москва», которая идет до 24 мая включительно, мы попросили ведущих архитекторов, экспертов и исследователей специально для «Большого Города» рассказать, как читать современную архитектуру и почему она становится все ближе к человеку.
Диалог с пространственно-временным континуумом
Никита Дудниченко
архитектор, партнер бюро GA
— Города, в которых мы живем, формируются слоями, каждая эпоха добавляет свой пласт, отражающий ожидания современников. Сегодня в центре внимания — человек с его потребностями.
Впечатление от здания зависит от ясности заложенной в него информации: идея, которую автор вкладывает в объект, изначально нацелена на восприятие горожан. Образ архитектуры — не только сам объект, но и его восприятие зрителем. Сильный образ помогает зданию запоминаться и одновременно вписываться в существующую среду, если он обладает целостностью и работает как информационный сигнал. В условиях исторического города это еще и результат диалога с пространственно-временным континуумом.
Нейтральная «никакая» архитектура, никак не выделяющаяся из окружающей застройки, еще недавно считалась синонимом качества. Ее роль соединительной ткани была преувеличена 30 лет назад. Сегодня архитектор, отталкиваясь от контекста и задачи, может регулировать силу воздействия, как слайдером изменяя громкость. Нейтральность при этом становится реакцией на другой тип контекста.
Динамика городской культуры и колоссальный скачок в развитии урбанизированной среды сменили постсоветское безразличие к окружающему их поселению. Интерес к его пространству и соединительной ткани сформировал у городских жителей чувство ответственности. Это крайне важное изменение парадигмы объединило город и его обитателей в систему, элементы которой связаны между собой. Единая система «город — жители» является гораздо более гармоничной и устойчивой.
Один из ключевых критериев — способность здания красиво стареть
Анастасия Семенченко
партнер проектного бюро М.К.3
— Современную архитектуру важно читать не только глазами, но и в контексте: понимать, как она работает с окружающей застройкой, как вписывается в город и как будет восприниматься со временем. Иногда архитектура стремится не выделиться, а поддержать визуальную гармонию — в этом тоже есть ценность. Один из ключевых критериев — способность здания красиво стареть. Это означает, что архитектура создается не ради момента, а с расчетом на долгую жизнь в городе, например дом со зверями на Чистопрудном бульваре, дом Перцовой, здание Большого театра и многие другие.
Оценить продуманную архитектуру может каждый
Юлия Наполова
выставочный архитектор, основатель бюро PSCulture
— Мы живем в архитектуре, она формирует нашу среду, что безусловно влияет на образ мыслей, мировоззрение, собственно саму жизнь. Поэтому влияние архитектуры невозможно недооценить. Любой проект начинается с функции. Удобные квартиры, офисы, общественные пространства, городская среда — все качество нашей жизни. Я уверена, что оценить продуманную архитектуру может каждый, потому что любовь и забота чувствуется всегда: созданная для людей, архитектура делает их жизнь лучше. Хорошие примеры из недавних — Дворец водных видов спорта в «Лужниках» и филиал Третьяковской галереи в Калининграде.
Филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Фотограф: Виктор Гусейнов
«Эффектный не значит яркий» — главный, на мой взгляд, манифест здания. Выразительными будут и Сиднейская опера, и храм Василия Блаженного, который похож скорее на сказочную игрушку — они являются символами своих городов. Но в то же время суперлаконичное здание Нового музея в Берлине Дэвида Чипперфильда будет не менее эффектным: сдержанный, но тонкий и умный проект. Важны и детали — с этим у нас традиционно беда: откосы, стыки, примыкания часто выполнены грубо. В хорошем дизайне все аккуратно и деликатно. Из «ярких» зданий мне очень нравится достаточно новый Центр гимнастики Ирины Винер-Усмановой, элементы фасада которого напоминают гимнастическую ленту — красивая метафора.
Даже рядовая застройка может формировать цельный образ — как в Италии или на Санторини. В России — архитектурные слои, как в матрешке: Москва, Петербург, Казань. Сегодня приятно видеть, как среда меняется: появляются удобные улицы, люди выходят гулять. Появился диалог — нас спрашивают, и это меняет отношение к архитектуре. Люди включаются, обсуждают, предлагают — и среда вокруг действительно начинает отвечать на эти запросы.

А. В. Щусев, Д. Б. Савицкий. Проект восстановления и реконструкции Новгорода.
1943–1947, из коллекции Музея архитектуры
Архитектура формирует нас
Наталья Шашкова
директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева
— Архитектура определяет нашу повседневную жизнь и, следовательно, формирует нас. И мы не можем отделить влияние «современной» архитектуры от влияния «несовременной». Формирование городской среды — непрерывный процесс, и ее качество напрямую зависит от умения и желания архитекторов выстраивать диалог между прошлым, настоящим и будущим. Если мастер талантлив, образован и творит, опираясь на гуманистические ценности, он создаст архитектуру комфортную и гармонизирующую человека.

Центр международной торговли на Краснопресненской набережной в Москве Общий вид от угла Краснопресненской набережной и улицы 1905 года. Фотография. Около 1980. из коллекции Музея архитектуры
Музей архитектуры — место притяжения для людей, размышляющих об архитектуре и требовательных к архитектурному окружению. Наблюдая, как расширяется наша аудитория и сообщество заинтересованных людей вокруг музея, мы можем утверждать, конечно, что интерес общества к проблемам архитектуры в последние годы растет.
Наиболее острую и солидарную реакцию вызывают ситуации, связанные с утратой наследия, неважно, идет ли речь о сносах 30-х, разрушениях периода Великой Отечественной войны или уничтожении зданий эпохи модернизма. А самый любимый нашей публикой материал — архитектурные зарисовки зодчих — живые, эмоциональные свидетельства уважения к памятникам прошлого и преемственности в творчестве.
Архитектура с нами каждый день — на улице, во дворе, в музее, в окне напротив. И чем внимательнее мы ее читаем, тем лучше понимаем себя и то, каким может быть город, в котором хочется жить.
В. С. Кубасов, Эскизный проект интерьера клуба. 1960–1970-е. из коллекции Музея архитектуры
Материалы «разговаривают» с нами на языке тактильных ощущений
Алексей Щенников
руководитель отдела архитектуры и развития архитектурного продукта ГК ФСК
— Хорошая архитектура — это та, которая думает о психологическом и физическом комфорте человека. Такой подход проявляется на всех уровнях — от общего облика здания, его формообразования до мельчайших деталей и нюансов, спроектированных с учетом принципов нейроурбанизма. Например, дом должен быть сомасштабен человеку, даже если это уникальное здание выше 100 метров. Это достигается за счет деления фасада на верхний и нижний уровни, пропорционирования объема, ритма и пластики, которые воспринимаются с уровня взгляда пешехода. Материалы тоже «разговаривают» с нами, но на языке тактильных ощущений. Фактурный кирпич, натуральный камень, применение структурных решений, работа с формой будут вызывать подсознательное доверие, тогда как однотонный, однородный фасад, излишне гомогенный, — ощущение отчуждения.
ЖК Sydney Prime. фотограф: Даниил Анненков
Принципы соотнесения акцентной и рядовой застройки позволяют формировать дифференцированную, визуально комфортную среду. Она подчеркивает важные видовые точки, оформляет и закрепляет пространство, создает композиционность восприятия. (Кстати, это не значит, что здание обязательно должно быть ярким — в архитектуре дело всегда в более тонких вещах: тектонике, формообразовании, работе с нюансами фактур и цветов.) Рядовая, нейтральная застройка фактически создает среду, не бросаясь в глаза. Все это делает пространство жилого комплекса живым.
И эта жизнь начинается там, где есть точки спонтанного соприкосновения объемной архитектуры и окружающего пространства — игровые площадки, места для отдыха или занятий спортом, коворкинги и даже удобные, просторные переходы. Таким образом, мы получаем не набор зданий, построенных в одном месте, а городскую среду, в центре которой находится человек и его потребности.

ЖК «Режиссер»
Именно гуманистичность и человекоцентричность позволяют сместить фокус восприятия людей с архитектуры как деятельности девелопера на внимание к среде, которая реализуется в последние годы. Такой подход, конечно, формирует у горожан запрос на качественную среду, делает ее обсуждаемой и повышает вовлеченность в конечный результат.
Фотографии: обложка, 1 — «Арх Москва», 2 — Виктор Гусейнов/Третьяковская галерея, 3, 4, 5 — Музей архитектуры, 6 — Даниил Анненков/ЖК Sydney Prime, 7 — ЖК «Режиссер»