В Москве сразу тремя выставками открылся музей «Зиларт» — новый культурный организм на территории бывшего завода, где сегодня соединяются архитектура, городская память и современное искусство. Здание с медным фасадом, которое, по задумке авторов, будет меняться с течением времени, стало точкой входа в пространство наблюдения, личного опыта и диалога. Расширенная просветительская программа объединяет художников, архитекторов, психологов и музыкантов, превращая взаимодействие с искусством в живой процесс.

 

Архитектурный облик музея разработало бюро «Спич» под руководством архитектора Сергея Чобана. Фасад выполнен из меди — материала, который со временем меняет цвет и фактуру. Эта идея отражает ключевой принцип музея: как живого организма, который развивается, постоянно меняется с течением времени и вступает во взаимодействие с окружающей средой.

 

 

Главные поводы зайти внутрь

На четвертом этаже музея разместилась крупнейшая в России выставка традиционного искусства Западной и Центральной Африки — собрание из более чем тысячи артефактов, созданных мастерами десятков народов. Проект рассказывает о том, как устроен мир образов, ритуалов и пластики Тропической Африки, а также о том, какое влияние он оказал на художников европейского модернизма Пабло Пикассо, Анри Матисса, Амедео Модильяни и художественные направления — кубизм, экспрессионизм и фовизм в целом. Пространство создано архитектором Евгением Ассом.

Пятый этаж занимает новая инсталляция Гриши Брускина, одного из самых значимых художников, вышедших из среды советского неофициального искусства. Название Dies Illa («Тот день») отсылает к строке средневекового гимна Dies Irae («День гнева») и задает эмоциональный масштаб работы: инсталляция становится размышлением о судьбе человека перед лицом истории. Она формирует особое пространство — почти театральное, где зритель становится частью действия, получая уникальный телесный и сенсорный опыт. Оставляя любую связь с внешним миром на входе, выключив телефон, зритель вступает в диалог с работой, окружением, темпом, тенями. Архитектором экспозиции выступил Игорь Чиркин.

На террасе пятого этажа музея представлена инсталляция Александра Бродского — художника-архитектора мирового уровня, одного из основателей «бумажной архитектуры». Вслед за спроектированным для квартала «Зиларт» «Дома с голубями» художник создал здесь «Приют невинных». На первый взгляд, это покосившийся, покрытый рубероидом деревянный сарай, приросший к зданию музея и словно живущий собственной жизнью. Внутри него скрыт крошечный бар со столиками из окаменевшего рома и шумом прибоя в характерной атмосфере «бодрого уныния», присущей произведениям Бродского.

 

 

Что унести с собой

На первом этаже музея работает концептуальный магазин, переосмысляющий привычный формат музейной лавки. Ассортимент формируется по кураторскому принципу: здесь представлены лимитированные серии авторских объектов, предметы промышленного дизайна, книги и коллекционные издания, подобранные в диалоге с художниками, дизайнерами, издателями и лайфстайл-брендами. Магазин задуман как гибридное пространство с собственной галереей и библиотекой, а также событийной программой.

Отдельный раздел составляют коллаборации с современными художниками. Первую серию создали авторы, чьи практики связаны с темами памяти и наследия — Саша Браулов, Таисия Короткова, Дмитрий Кавка и Ксюша Ласточка. Например, специально для магазина Саша Браулов создал шесть ручных вышивок — часть его серии документальных работ, где личные наблюдения, детские воспоминания и сцены повседневности превращаются в визуальные истории. Каждую работу художник сопровождает короткой фразой-акцентом, которая пересобирает сюжет и добавляет новое измерение смысла.

В дизайн-направлении представлены украшения Alexander Karpinsky и бренда Recoulage, подготовивших специальные объекты, работающие с фирменным стилем музея.

В магазине также работает корнер консультационного агентства Dot Comms — меняющаяся капсула предметов, созданных различными креативными командами специально для музея. В первом выпуске участвуют Ívolga, Inshade, Mikita Kunitsky, Grasser, Alvaar, Recycle Object, Patissoncha и Holynose.

 

 

Чем живет музей

Форматы для просветительской программы создаются в сотрудничестве с искусствоведами, психологами, музыкантами, архитекторами и художниками — специалистами, представляющими разные области знаний и практик. Лекции-диалоги, медиаторские туры, театральные постановки, концерты и мастер-классы дают возможность углублять восприятие искусства внутри. Кураторами программы выступают руководитель просветительского направления Юлия Григорьева и его программный директор Евгения Барановская.

По пятницам музей приглашает на концерты, театральные постановки, хореографические перформансы. Первое мероприятие — «Вечер. Пятница» — состоится 5 декабря. Творческое объединение Персимфанс под руководством Петра Айду вместе с художником Ярославом Шварцштейном представят графический балет «Трапеция» на музыку Сергея Прокофьева, мультимедийную интерпретацию камерной партитуры 1925 года.

Также уже в декабре стартует цикл архитектурных встреч «Жизнь по плану», который откроется лекцией Юрия Григоряна, пройдут лекции искусствоведа Кирилла Светлякова «История искусства — история про тебя. Опыты самопознания» и встречи по психологии искусства на основе исследований нейрофизиолога Натальи Бехтеревой.

Семейная программа музея выстроена вокруг идеи искусства как пространства телесности, игры, звука и исследования среды. Для самых маленьких работает сенсорная «Музейная песочница», для семей с детьми шести-девяти лет — арт-терапевтический курс «вМЕСТЕ» (совместно со студией «САМО»), а подростковая лаборатория «Ателье-медиа» под руководством медиаисследовательницы Аси Тереховой исследует музей и район через подкасты, авторские малотиражные издания и аудиогиды.

 

Фотографии: обложка — Дмитрий Чунтул/«Зиларт», 1 — Даниил Анненков/«Зиларт», 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 — Илья Иванов/«Зиларт»