«Я узнал о жестоком обращении с животным. Можно ли что-то сделать?»
Спросили у экспертов, как действовать и куда обращаться
К сожалению, каждый может стать свидетелем жестокого обращения с животным — увидеть, как сосед во время прогулки избивает собаку, или случайно услышать от знакомых, что они собираются удалить кошке когти. Рассказываем, как поступать в таком случае.
Что по закону считается жестоким обращением с животным?
Не всегда то, что кажется нам негуманным, подпадает под законодательное определение жестокого обращения с животным. Главный критерий, который предусматривает закон, — это последствия действий человека. Если они привели или могли привести к гибели, увечью или повреждению здоровья животного, то это жестокое обращение. Также к нему относятся нарушение требований к содержанию животного, но только если оно причиняет вред его здоровью, и неоказание владельцем помощи своему питомцу, находящемуся в опасном состоянии. В законе есть примеры жестокого обращения — побои, истязание голодом и жаждой, но в то же время некоторые люди используют физические наказания для дрессировки (хотя такие методы менее эффективны, чем оперантные). Как объясняет юристка Алена Борисова, провести грань между дрессировкой и жестоким обращением бывает сложно, и в каждом конкретном случае придется смотреть, какие методы применялись и какие были последствия.
В начале года пользователи соцсетей заметили, что на Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркет» продаются ошейники-электрошокеры. Если животное подает голос, устройство автоматически бьет его не сильным, но весьма ощутимым разрядом тока. Также ошейник можно привести в действие по нажатию кнопки. Маркетплейсы сначала отреагировали на посты в соцсетях и низкие оценки товаров и даже пообещали удалить устройства с площадок. «Конечно, запретим продажу таких ошейников — вот-вот начнем оповещать об этом продавцов, в течение двух недель товары исчезнут с витрины (это время нужно, чтобы изменения в оферте вступили в силу)», — ответили представители Ozon. Тем не менее ошейники и другие аналогичные устройства до сих пор можно найти на «Яндекс.Маркете», Ozon и Wildberries.
Несмотря на негуманность такого устройства, его использование по закону не считается жестоким обращением с животным, если оно серьезно не пострадало или не погибло. Но даже в этом случае привлечь человека к ответственности будет очень сложно: устанавливать связь между ударами током и смертью должна судебно-ветеринарная экспертиза, и придется добиться разрешения хозяина на ее проведение.
Помогут ли уговоры?
Если к питомцам негуманно относятся ваши знакомые, попробуйте начать с простого разговора. Иногда люди не понимают, что их действия причиняют вред. Например, онихэктомию — операцию по удалению когтей — в ветклиниках называют милым и безобидным словосочетанием «Мягкие лапки» и описывают процедуру как легкую и безболезненную. Хотя на самом деле это травматичная и опасная операция, а в прошлом году онихэктомию даже хотели запретить. О вреде электронных ошейников «Антилай» и «Антимяу» хозяева тоже могут не знать. Продавцы на маркетплейсах описывают устройства как эффективные и безвредные и не предупреждают о рисках.
Если же с животным жестоко обращается незнакомый вам человек, действовать уговорами будет сложнее. «Можно попробовать пообщаться с владельцем в частной беседе, но, во-первых, помните, что он не обязан вас слушать. Во-вторых, большая часть владельцев, ненадлежащим образом содержащих животных, имеют и другие антисоциальные наклонности, поэтому не забывайте о технике безопасности и лишний раз не рискуйте своим здоровьем и жизнью», — говорит Наталья Расстегаева, эксперт ассоциации «Благополучие животных», заместитель председателя комиссии по экологии и окружающей среде Ассоциации юристов России.
Стоит ли обращаться в полицию?
Поскольку жестокое обращение с животным предусматривает административную или уголовную ответственность, то любой человек, ставший свидетелем таких действий, может обратиться в полицию. Алена Борисова объясняет, что заявление должны принять и зарегистрировать в книге учета сообщений о правонарушениях, провести проверку, опросить владельца животного, очевидцев. Человеку, который увидел факт насилия над животным, перед походом в полицию стоит снять действия на видео — это может стать важнейшим и неопровержимым доказательством. Директор благотворительного фонда «Дарящие надежду» Светлана Сафонова советует также заручиться поддержкой свидетелей, хотя это может быть непросто: многие не хотят иметь дело с правоохранительными органами и бюрократией.
Алена Борисова говорит, что полиция должна вмешаться и в случае, если сосед уехал из квартиры на несколько недель и оставил дома запертое животное без еды и воды. В этом случае полицию нужно вызывать на место предполагаемого преступления. Заявление можно написать, даже если вы всего лишь увидели в интернете видеоролик с издевательствами над животным, из которого понятно, что действия происходят на территории России (например, ролик выложен в тематической группе вашего города в социальных сетях). Чтобы сообщить о правонарушении, не обязательно идти в отделение полиции — заявления принимаются и в электронной приемной МВД.
Обращения граждан по поводу жестокого обращения с животными в полиции встречают с неохотой — такие заявления или просто игнорируют, или заявителям отказывают в возбуждении уголовного дела под каким-нибудь формальным предлогом. По данным ассоциации «Благополучие животных», в 2021 году полицейские отказали возбудить уголовное дело в 74 % случаев. Алена Борисова уверена, что для доведения дела до суда придется постараться — обжаловать отказы в возбуждении дела, жаловаться на волокиту. Как говорит юристка, в год за жестокое обращение с животными в России все же осуждают несколько десятков человек, и обычно такие дела начинаются с заявления в полицию именно от очевидца преступления.
С Борисовой согласна и Светлана Сафонова: «Статью о жестоком обращении с животными в нашей стране еще долго не будут воспринимать всерьез, поэтому нужно проявлять настойчивость и терпение. Отказали? Надо написать заявление еще раз, что-то добавить, настаивать на его принятии и проведении проверки». Если удастся добиться результата, Сафонова рекомендует обязательно дать этому огласку. «Чем больше будет известно про возбужденные уголовные дела, про наказания, тем больше люди начнут задумываться и бояться себя так вести», — считает Светлана.
Можно ли забрать животное, если хозяин с ним плохо обращается?
Как рассказывает Алена Борисова, работа по принятию закона, который бы позволил конфисковать животное у владельца при жестоком обращении или нарушении условий содержания, ведется давно, но не слишком эффективно. В одной из редакций законопроекта Кодекса об административных правонарушениях такую норму ввели, но потом почему-то убрали. Так что сейчас законно изъять животное у хозяина нельзя.
Часто кошек и собак пытаются вывозить из квартир собирателей, но занимаются этим не государственные органы, а благотворительные фонды, приюты и волонтеры. «Приходится объединяться с местными жителями, привлекать участкового, договариваться с собирателями. Изначально это люди, которые искренне хотели помочь животным и не могли пройти мимо, но переоценили свои возможности. Есть те, кто соглашается отдать животных, но бывают и не совсем адекватные. Никого отобрать у них мы не можем. Надо понимать, что эти люди имеют право вообще не открыть дверь в квартиру, это их частная собственность», — объясняет Светлана Сафонова.
Животное, с которым обращаются негуманно, у владельца допустимо выкупить. Цену определяют либо сами участники сделки, либо суд. Но, как говорит Наталья Расстегаева, желающему забрать животное придется доказывать свою позицию в суде, и если судье доводы покажутся неубедительными, то животное останется с прежним хозяином. У выкупа животных есть и противники. Так, Светлана Сафонова рассказывает, что часто животных выкупают у «разведенцев» — недобросовестных заводчиков, не следящих за здоровьем родителей и потомства и стандартами породы. Сафонова уверена, что выкуп животных будет только способствовать деятельности таких заводчиков: «Их цель — это заработок, и мы им его обеспечиваем».
обложка: popp_photolia — stock.adobe.com