В конце октября мессенджер Telegram запустил площадку Fragment для аукционов по продаже имен пользователей. На сайте доступны красивые юзернеймы с A до H, остальные (от I до Z) появятся в течение года.

Продаются и короткие ники из четырех букв, недоступные при обычной регистрации (юзернейм нового пользователя должен составлять минимум пять символов).

Никнеймы можно использовать для каналов и личных профилей. Пользователи делают ставки — желанный юзернейм достанется тому, чья ставка не была перекрыта в течение недели.

Заплатить за красивый ник можно только в криптовалюте Toncoin (1 TON сейчас стоит около 100 рублей). По данным на 31 октября, минимальная ставка на аукционе — 475 TON, а максимальная — 787 500 TON за ник @auto (почти 80 миллионов рублей!).

Можно приобрести и юзернеймы брендов, например @dior, @adidas, @fifa и @amazon. «Большой Город» спросил IT-юриста Анну Рязанову и диджитал-юриста Дарину Лисецкую о том, насколько законно продавать названия брендов в мессенджере и может ли торговая марка подать в суд на пользователя, который выкупил ее название в Telegram.

Законно ли продавать никнеймы, совпадающие с названиями брендов, без их согласия?

Короткий ответ: Да, это законно.

Почему так: Никнейм — это общедоступное имя пользователя в Telegram. Покупка, продажа и регистрация свободных юзернеймов не противоречит закону, утверждает IT-юрист Анна Рязанова.

Иными словами, пользователи самостоятельно выбирают ник и решают, как его использовать. При этом юзернейм не наделяет владельца исключительными правами на сочетание букв, цифр и знаков (в отличие от товарного знака, который охраняется законом и дает возможность защититься от конкурентов и мошенников), добавила Рязанова.

С экспертом согласна диджитал-юрист Дарина Лисецкая, которая считает, что продажа никнеймов, совпадающих с названиями брендов, не нарушает исключительных прав фирм на товарные знаки, так как под обозначениями вроде @nike, @adidas и подобными Telegram не производит товары и не предлагает услуги. Таким образом, вся ответственность за деятельность канала с купленным никнеймом бренда лежит не на мессенджере, а на конкретном пользователе.

Допустим, кто-то купил себе ник @adidas и начал продавать товары в своем канале. Может ли в таком случае бренд подать на пользователя в суд?

Короткий ответ: Да, может.

Почему так: Согласно закону, нельзя использовать в коммерческих целях зарегистрированный товарный знак без согласия владельца (например, при продаже товаров или рекламе на странице). В противном случае правообладатель может вас засудить.

Telegram утверждает, что вправе удалить учетную запись, если она нарушит законодательство какой-либо страны (в нашем случае — РФ).

«Мне неоднократно приходилось блокировать аккаунты в инстаграме*, которые содержали в себе обозначения брендов без разрешения. Правда, заблокировать такой контент возможно только тогда, когда на странице продвигаются схожие товары и услуги. Блокировка недобросовестных пользователей предусмотрена правилами площадки», — заявила Рязанова.

Судебная практика по защите никнеймов еще не устоялась. Если проводить аналогию с доменными спорами, то уже много лет Amazon, Alibaba, HeadHunter, Xerox, Apple и другие известные бренды выигрывают дела, когда на российских сайтах используются доменные имена, идентичные или схожие до степени смешения с упомянутыми выше товарными знаками (например, суд признал домен Hh-hr.ru собственностью компании HeadHunter, хотя ее основной сайт — Hh.ru).

Какое наказание может грозить: Ответственность за незаконное использование товарного знака может быть гражданско-правовой, административной и даже уголовной. Правообладатели товарных знаков обычно требуют выплаты компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

Хорошо. А может ли бренд подать в суд на пользователя, который от его имени пишет негативные посты?

Короткий ответ: Да, может.

Почему так: Представители бренда могут защитить деловую репутацию в судебном порядке, если на странице с купленным юзернеймом будут распространяться недостоверные и порочащие сведения о компании.

Впрочем, на практике установить личность пользователя, который пишет негативные посты, крайне сложно. В FAQ мессенджера о том, как убрать с площадки незаконный контент, говорится, что все чаты и каналы в Telegram являются частной собственностью для участников.

Просьбы к администрации Telegram предоставить сведения о пользователе или удалить размещенную в канале или чате информацию, как правило, не приносят результата, а также игнорируются владельцами платформы, заявила в разговоре с «Большим Городом» диджитал-юрист Дарина Лисецкая. По ее словам, мессенджер не выдает никаких данных силовым структурам.

Какое наказание может грозить: Возмещение убытков и компенсация морального вреда (конкретные суммы в законе не прописаны).

Что можно сделать, если от имени бренда или вашего имени публикуются негативные посты:

  • Обратиться в суд с доказательствами факта распространения порочащих сведений в Telegram (это могут быть заверенные нотариусом скриншоты из канала).
  • Когда судебное постановление вступит в силу, нужно будет обратиться в Роскомнадзор с требованием блокировки канала и добиваться исполнения решения.
  • Кроме того, можно написать сообщение в поддержку Telegram с просьбой проверить страницу или отправить жалобу на почту abuse@telegram.org или dmca@telegram.org. Мессенджер обещает провести юридические проверки и удалить контент, если сочтет это целесообразным.

За никнейм @dior просят 10 500 TON (около миллиона рублей). Может ли бренд получить его бесплатно по товарному знаку, а не покупать на аукционе?

Короткий ответ: Нет, не может.

Почему так: В законах отсутствуют указания, позволяющие бесплатно передать бренду юзернейм. Однако в случае, если пользователь зарегистрирует никнейм на себя и будет использовать его неправомерно, у компании появятся основания обратиться в суд.

Telegram вправе сам устанавливать правила передачи тех или иных никнеймов на площадке.

«Пока никнеймы не противоречат действующему законодательству (например, как было сказано ранее, другой пользователь под юзернеймом известного бренда не занимается продвижением тех же товаров и услуг), никнейм принадлежит тому, кто первый его занял», — подчеркнула Лисецкая.

Впрочем, Telegram обещает помочь в приобретении занятого никнейма для аккаунта или канала, при условии, что у пользователя есть такое же имя, по крайней мере, в двух из этих сервисов (Facebook*, Twitter, Instagram*). Будет ли это обещание выполняться и для брендов, пока неясно.

* Meta Platforms Inc., которой принадлежат Facebook и Instagram, признана в России экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.