В конце октября стало известно, что испанская группа Inditex, владеющая брендами одежды Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Oysho, Bershka и Stradivarius, продаст бизнес в России ливанскому холдингу Daher Group (управляет розничной компанией Azadea).

Позднее Inditex сообщила, что не все магазины компании вернутся в Россию, а те торговые точки, которые все же возобновят работу в стране, откроются под другими названиями.

«Большой Город» выяснил, чем занимается Daher, а также как сделка Inditex и ливанского холдинга повлияет на российский рынок одежды.

История Daher Group

В 1978 году молодой ливанец Вассим Дахер открыл на центральной улице Бейрута небольшой магазин одежды. Позднее его братья — Хасан и Саид — присоединились к компании в качестве управляющего и исполнительного директоров. С этого и начался семейный бизнес братьев Дахер — Azadea Group.

В те времена в Ливане шла гражданская война между мусульманскими и христианскими общинами. Этот конфликт считается одним из самых кровавых второй половины XX века. Война продолжалась 15 лет, в ней погибли порядка 120 тысяч человек.

Несмотря на разруху и кризис, Azadea Group уверенно развивалась и в 1983 году начала управлять франшизой итальянского бренда MaxMara, а спустя десять лет семья Дахер открыла компанию D Group в Эмиратах. В 1998 году братья приобрели права на бренды испанской Inditex Zara и Massimo Dutti для использования в странах Ближнего Востока.

Не создавать своего, а зарабатывать на уже успешных бизнес-моделях — в этом успех Azadea Group.

«Зачем создавать вертикально интегрированную бизнес-модель, на совершенствование которой у вас уйдут годы и годы, если вы можете вмешаться в конце цепочки поставок и начать открывать точки продаж на перспективных рынках за считанные месяцы?» — говорил в интервью Саид Дахер.

Сейчас Azadea Group управляет франшизами брендов Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Oysho в Алжире, Египте, Омане, Катаре, Иордании, Бахрейне, Кувейте и Ливане. Компания также является франчайзи американских Gap и Urban Outfitters, итальянской марки Tezenis и спортивных брендов Adidas, Reebok и Decathlon.

Почему Inditex решила передать российские активы ливанской компании?

В 2021-м доля прибыли Inditex от российских активов составляла 6 %. Для компании это большие деньги, поэтому работа в России — приоритетное направление для Inditex, отметил в беседе с «Большим Городом» директор практики «Стратегия продаж и маркетинга» компании «Рексофт Консалтинг» Кирилл Малышев.

Azadea уже управляет франшизой Inditex в странах Ближнего Востока и Африки. По мнению Малышева, сотрудничество Daher и испанского холдинга в России выглядит закономерным, поскольку сделка позволит Inditex вернуть часть прибыли после ухода с российского рынка.

Кроме того, российские власти считают Эмираты (в них и базируется Daher Group) дружественной страной, поэтому компании будет легко вести бизнес в России.

Какие бренды Inditex вернутся в Россию и когда это произойдет?

По информации источников издания Forbes, магазины четырех брендов компании — Zara, Pull & Bear, Bershka и Stradivarius — откроются в России уже весной 2023-го. Все они будут работать под новыми названиями. Например, как рассказали собеседники «Известий» и Mash, продукция Zara будет продаваться в России под брендом «Новая мода».

Другие бренды Inditex — Massimo Dutti, Oysho и Zara Home — полностью уйдут из страны.

Как сделка Inditex и Daher Group отразится на рынке одежды в России?

Inditex была лидером продаж в России: компания занимала около 4 % рынка. Возвращение брендов испанского холдинга заставит подвинуться компании, которые остались в стране и за последние полгода стремительно выросли, считает Малышев.

Однако Inditex вряд ли сможет занять первоначальную долю рынка, поскольку в Россию вернутся не все бренды группы, а те, которые все-таки вернутся, будут работать под другими названиями — покупателям потребуется время, чтобы к ним привыкнуть.

Почему магазины Inditex будут работать под другими названиями?

Если товары под брендами Inditex (например, Zara, Bershka и другие) продолжат продаваться в России, это скажется на репутации фирмы и отразится на стоимости ее акций.

«При этом сам факт, что Inditex будет представлена на российском рынке через посредника, а не напрямую, никого волновать не будет. Поэтому самым логичным решением будет продажа продукции под другими брендами», — указал Малышев.

Какие торговые точки появятся на месте магазинов Zara и остальных брендов Inditex?

Некоторые магазины Massimo Dutti, Oysho и Zara Home, которые не возобновят работу в России, переоборудуют под возвращающиеся бренды, остальные торговые точки отдадут другим производителям, полагает Малышев.

Также, по мнению эксперта, Daher закроет убыточные магазины Zara, Pull & Bear, Bershka и Stradivarius. «Последние годы мы наблюдали стремительный рост продаж одежды онлайн (с 2016 года этот канал растет в среднем на 30 %), что делает содержание физических точек продаж менее прибыльными, соответственно, убыточные точки будут закрыты», — рассказал Малышев.

обложка: Yulia — stock.adobe.com