Россияне все чаще сталкиваются с телефонными мошенниками, которые представляются сотрудниками полиции, называют ваши данные и говорят, что на вас завели уголовное дело.

Далее лжесотрудник органов, как правило, утверждает, что человек стал объектом мошеннических действий и должен помочь полиции выявить преступников. После этого звонящий просит вас сообщить ему свои банковские данные.

«Большой Город» поговорил с представительницей Ассоциации юристов России Евгенией Примечаевой о том, как не попасться на удочку злоумышленников, а также что делать, если это все же произошло.

Евгения Примечаева

юристка, член Ассоциации юристов России


Как распознать ложный звонок из полиции?

Вычислить, что звонок не из полиции, довольно легко. Сотрудник обязан представиться, уточнить ваше имя и пригласить в отделение полиции, согласовав с вами время. Именно в такой последовательности.

Ничего другого сотрудник делать не будет. Оперативные и следственные действия с гражданами по телефону не проводятся. Причем звонок должен поступить исключительно с рабочего телефона, полиция не использует мессенджеры. Все, что выходит за рамки короткого разговора, должно насторожить.

Чтобы пригласить гражданина в отделение полиции, одного звонка будет недостаточно. Обычно отправляются письменные запросы под поспись в соответствии с положениями закона «О полиции» или закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Стоит ли вступать в разговор с мошенниками?

— Если вы поняли, что звонок исходит от мошенников, как можно скорее положите трубку. Вступать в долгий разговор с ними точно не стоит: злоумышленники работают по готовым сценариям, а работа с возражениями все время совершенствуется.

Иногда лжеполицейские даже пытаются произвести впечатление, пытаясь привести статьи из кодексов и законов. Редко они их называют правильно. Если при поднятии трубки вы случайно сказали «да», то пугаться не стоит, банки не одобряют кредиты по коротким словам и не дают доступ к банковской тайне по аудиозаписи.

Что делать, если вы повелись на уговоры мошенника и дали ему свои банковские реквизиты?

— Никому и никогда не сообщайте личную финансовую информацию (банковские реквизиты, номера карт, ПИН- и CVV-коды). Помните, что сотрудники полиции не имеют права их спрашивать по телефону ни при каких обстоятельствах.

Если вы все же стали жертвой мошенников и сказали секретные слова, пароли, ПИН-код, коды доступа, то сразу заблокируйте карту. Сделать это можно в мобильном приложении банка.

Как можно наказать мошенников?

Обратитесь в полицию. Сотрудники отделения обязаны принять и зарегистрировать ваше заявление.

В случае кражи денег полиция должна обязательно завести уголовное дело, но поймать таких мошенников сложно: они звонят с подменных номеров, часто находятся за рубежом или уже отбывают наказание в местах лишения свободы.

Чек-лист по тому, как не попасться на уловки мошенников:

Не ведите длительные переговоры с теми, кто звонит с незнакомого номера. Настоящий сотрудник полиции может пригласить вас только на очную встречу и тем более не будет использовать WhatsApp, чтобы с вами связаться.

Перепроверьте личность звонящего — уточните должность, звание, рабочий телефон и руководство подразделения, в котором он служит.

Пробейте номер по базам данных, например, в приложении GetContact. Обычно мошенников записывают в контакты, чтобы знать, что принимать от них звонки не нужно.

Не пытайтесь обмануть мошенников, не смейтесь в разговоре и не указывайте им на ошибки — они их с радостью исправят.

Сбросьте звонок, если вы заметили подозрительное поведение звонящего. Мошенники стремятся вызвать у вас сильные эмоции и хотят напугать. Не поддавайтесь этому.