Автор: Соня Глухова

«Мой аккаунт относят к категории „Юмор“, но я никогда не шучу в своих роликах — просто показываю все как есть». Вероятно, вы видели скетчи Лизы Савчихиной с ситуациями, которые в детстве возникали дома с мамой, в школе или магазине. «Большой Город» пообщался с блогером Лизой Савчихиной о том, как снимала первые скетчи еще в 12 лет, но не выкладывала, потому что боялась, что ее засмеют, а также  как сбылись предсказания родителей о том, что блогерство — нестабильная работа.

Как поступила в университет из-за зарубежного ютьюба

Я не помню себя до восьми лет, но мама рассказывала, что я была довольно закрытым ребенком. У меня была максимум одна подруга, и если в процессе игр к нам присоединялся кто-то еще, то я говорила, что наигралась, и уходила от компании. Родители хотели меня раскрепостить, поэтому отдали в музыкальный театр, где я занималась с 8 до 14 лет и проводила там большую часть дня: приходила днем после школы, а уходила домой после девяти вечера. Я благодарна театру за то, что стала социально активной и креативной, но еще он нанес мне определенную психологическую травму. Ко всем детям там относились как ко взрослым актерам и требовали, например, оставлять все негативные эмоции за стенами театра, а позитивные сублимировать в работу на сцене. Мы находились под постоянным психологическим давлением, но, когда ты ребенок и постоянно находишься в такой обстановке, ты не понимаешь, что что-то идет не так. У меня это проявлялось в том, что было важно заслужить похвалу режиссера, и с того времени осталась привычка пытаться заполучить чье-то одобрение.

@lisav_

зарисовка, которая вообще не воплощается в реальности, ведь платья я не ношу ?? да и живу я отдельно, некому реагировать ?

♬ Carmen Habanera - Gnossienne

Мое детство прошло в Пензе, и в 15 лет после ухода из театра я не видела в этом городе следующих ступеней для развития, поэтому стала готовиться к ЕГЭ и поступила в Санкт-Петербург на лингвистический факультет. Интерес к языку у меня появился благодаря зарубежному ютьюбу. Я выросла на видео Дэна Хауэлла, Фила Лестера, Каспара Ли и других британских, австралийских и американских блогеров, у которых также было большое комьюнити, как в русскоязычном ютьюбе у Кати Клэп, Саши Спилберг и прочих. На фоне увлечения ютьюбом в 17 лет мне казалось хорошей идеей стать лингвистом-переводчиком. На деле это направление больше подходит тем, кто хочет погрузиться в науку, а я пришла в университет только с интересом к языкам, поэтому в процессе поняла, что это не мое.

@lisav_ ох уж эти застолья! ? сегодня в кадре с @tosha_che ♬ оригинальный звук - ну лиз

Как начала снимать скетчи еще в 12 лет, но выкладывать в интернет стала только в 20

Благодаря тому, что я все детство смотрела ютьюб, поняла, что можно зарабатывать на том, что нравится. Я хотела творчески реализоваться, но не понимала как. Первые мысли о блогерстве у меня появились еще в 12 лет: тогда же я впервые попробовала снять несколько видео для ютьюба. Я подходила к делу серьезно: для каждого прописывала сценарий, делала монтаж на компьютере. Это были полноценные скетчи — очень похожие на те, которые я снимаю сейчас. Например, был ролик про ситуации, которые меня раздражают. В нем была подборка сценок о том, что кто-то копошится на кассе и тому подобных. Но ни один ролик так и не попал в интернет, потому что я боялась попасть в «Школоблоггеры» к Андрею Нифедову, где он комментировал подборки различных видео, которые снимали дети. Причем я переживала, хотя сама любила смотреть его видео и даже не думала, что в своих скетчах делаю что-то кринжовое.

@lisav_

коротенькое видео, которым я хотела передать вайб отдыха на наших курортах ? эх, сейчас бы в Сочи, да погулять по набережной!

♬ Carmen Habanera - Gnossienne

Со временем я забросила идею снимать скетчи, а когда переехала в Санкт-Петербург, решила попробовать снимать видео, где я пою. Тогда мне казалось, что если от природы есть музыкальные способности, то их надо развивать — и неважно, сколько удовольствия приносит это занятие. В итоге я купила профессиональный микрофон и наушники, стала смотреть видеоуроки по звукосведению и звукозаписи — и начала снимать каверы в инстаграме*. Могла потратить на создание одного кавера около восьми часов, но так как я горе-звукарь, мои старания были слышны только в наушниках, а без них получалась какая-то каша из звуков. Я даже покупала рекламу, но раскрутиться на каверах у меня так и не получилось — было только 150 подписчиков. Мне нравилось то, что получается, но в целом не было чувства удовлетворения.

@lisav_ вот такой вот коллабус с @itisanastasiz ♬ Carmen Habanera - Gnossienne

В 2020 году во время пандемии я скачала себе тикток, хотя, как и многие, изначально очень скептически к нему относилась. И, кроме просмотра, начала раз в неделю выпускать свои видео. Это были шутки, ролики, записанные на трендовые звуки, но эти видео не набрали много просмотров. Потом я придумала историю и сняла видео в жанре POV (от английского выражения point of view — точка зрения, где повествование ведется от первого лица, то есть зритель как бы сам оказывается в роли главного героя. — Прим. ред.), и пост набрал 200 тысяч просмотров, однако другие похожие ролики так не залетали. А однажды я посмотрела гиперболизированный ролик про поход в российскую больницу и подумала: почему бы не снять видео об этом без преувеличений — показать, как я вижу походы в поликлинику, собрать все ситуации, которые повторялись из раза в раз. В итоге это видео за два дня собрало больше миллиона просмотров, и я стала дальше снимать скетчи. Мой аккаунт относят к категории «Юмор», но я никогда не шучу в своих роликах — просто показываю все как есть.

Про идеи из жизни и коллаборации

Сначала я снимала ролики с ситуациями в семье, потом — в школе. Впервые я серьезно отнеслась к созданию видео, когда каждый ролик стал набирать большие просмотры, потому что, по сути, я наконец-то материализовала свою детскую мечту и стала блогером. Раньше я могла потратить три-четыре часа на создание скетча длиной в минуту. Например, иногда мы собирались компанией друзей и пять-шесть часов снимали видео с различными ситуациями в семье на много ролей.

У меня очень поддерживающее окружение. Друзья всегда поддерживали блогерство, родители тоже никогда не ограничивали меня в творческих поисках. Все родственники, коллеги и знакомые родителей смотрят мои скетчи, родители часто комментируют видео, выделяя то, что их особенно порадовало. Мама вообще в шутку говорит, что мой аккаунт в тиктоке — на самом деле наш с ней, потому что многие фразы и ситуации в моих видео взяты именно из семьи.

@lisav_ симулятор школы ? 2 часть нашего нашумевшего видео с @nfedkoo ♬ Mud Flow "the Sense of me" ( Soundtrack Life is Strange) - DOLKINS

Спустя полгода мне впервые предложили интегрировать рекламу в ролик. Не описать, какое счастье мне принесли первые 1,5 тысячи рублей за интеграцию. Сначала ко мне обращались мелкие рекламодатели, а примерно через год стали приходить крупные бренды, например звали на выездные съемки для авиакомпании. А еще через год получилось начать жить только за счет денег за творческую деятельность.

Мои скетчи показывают ситуации, которые происходили со мной в школе, университете, при общении с родственниками, а еще у меня есть свои внутренние переживания и тараканы в голове, о которых я тоже рассказываю в роликах. Каждый считает, что мы все живем разные жизни, но на деле у людей из одной страны за плечами очень похожий опыт: мы попадаем в одинаковые ситуации, проходим через одинаковые социальные институты. Поэтому на деле придумывать темы, которые откликаются у каждого, оказывается просто. У меня нет лайфхаков по генерации идей для видео. Мне важно просто всегда получать новый опыт. Я очень внимательно наблюдаю за другими людьми, слушаю их истории и запоминаю сюжеты или фразы. Например, меня может зацепить одна фраза, вокруг которой я потом построю целый ролик.

@lisav_

чего это ты там так странно улыбаешься ??

♬ Ginseng Strip 2002 - Yung Lean

Первый кризис идей у меня появился только спустя год. Тогда я стала добавлять в свои скетчи трендовые звуки и скетчи — мой контент совмещался с известной фишкой. Затем я сделала два больших коллаба: в первом дистанционно участвовали 14 крупных блогеров, а во втором — 19. Суть коллаборации заключалась в том, чтобы подстроить разных блогеров со своими уникальными стилями и подачей в одну ситуацию, которая всем знакома — это были магазин и поезд. При создании каждого ролика я прописываю сценарий, поэтому и тут прописывала примерные фразы, снимала референсы того, как человек должен выглядеть в кадре. Еще однажды мы запустили тренд снимать действия человека, если бы он был персонажем какой-то игры. Тогда Настя Федько предложила мне приехать к ней и снять скетч, но при этом в формате игры.

Благодаря тиктоку я начала общаться с блогерами, на которых раньше была подписана несколько лет. Например, помню, как вначале мне казалось невероятным, что мне написал Тема Вотерфорк, предложил познакомиться и снять совместные видео. Но за два года я познакомилась со всеми, за кем сама слежу и с кем в принципе хотелось пообщаться. Я стараюсь со всеми поддерживать хорошие взаимоотношения. Знакомиться с другими блогерами оказалось очень просто — кажется, что вы уже друг друга знаете, и поэтому проще строить общение. Когда я сама стала медийной, поняла, что все даже самые популярные блогеры на самом деле обычные люди. Поэтому у меня нет кумиров, но меня вдохновляет K-поп-группа Stray Kids — они меня подстегивают так же много работать.

Блокировка социальных сетей и выход в китайские соцсети

После событий 24 февраля я поняла, насколько страшно, когда предсказания родителей сбываются на все 100 %. Они и раньше предупреждали о том, что блогерство — это нестабильная деятельность, но я думала, что если столкнусь с упадком, то он будет постепенным и медленным, в связи с выгоранием и постепенной потерей популярности. Но этот упадок случился в один момент: в первые месяцы доход упал в два раза. Было очень страшно, потому что я сама себя обеспечиваю, а зарабатываю только на рекламе в своем блоге и развитии аккаунта магазина бытовой техники Kitfort в тиктоке. Поэтому в первое время я вообще не понимала, куда направлять свой фокус внимания: активно развивать новые соцсети, искать работу по специальности, начать учиться, возвращаться в Пензу. Спустя несколько месяцев вроде бы постепенно получается снова получать деньги от блогерства, и никто еще не выгнал меня из квартиры за неоплату аренды.

@lisav_ вы просили больше видео в таком составе, и мы сняли для вас что-то странно-приколдесное ? @neposlushny @paulinerocksx @gera.reballe @waterfork ♬ оригинальный звук - ну лиз

Я потеряла контакт с большой частью своей аудитории после блокировки социальных сетей. Но продолжаю снимать скетчи, поддерживать людей и рассказывать, как я сейчас живу. Правда, стала использовать для этого теперь не только инстаграм* и тикток (социальная сеть приостановила работу в России из-за закона о фейках. — Прим. ред.). Сейчас выкладываю скетчи во «ВКонтакте», на YouTube Shorts, в «Яндекс.Дзене». А еще стала переводить ролики и выкладывать в китайскую социальную сеть, но пока понимаю, что воспринимать мой контент трудно из-за большого количества субтитров. Другая ментальность тоже влияет, но думаю, что они такие же люди, которым знакомы все ситуации из роликов с родственниками, очередями в магазинах и школой.

@lisav_

для меня не жиза, но, как я поняла, у многих была такая ситуация ? грустно это, конечно… но со словами Куплинова веселее

♬ оригинальный звук - Kuplinov_64

Сейчас я поняла, что мне хочется обладать какими-то ощутимыми и измеримыми навыками, кроме создания креативов. Поэтому прохожу обучение на дизайнера интерфейсов. Еще начала изучать китайский и корейский языки, а дальше собираюсь уезжать учиться в Китай. Вообще, все весенние события подтолкнули меня к болезненному, но нужному моменту роста. Страшно пытаться планировать что-то долгосрочное, но я пытаюсь представить себе хотя бы на год вперед. Например, много думаю о том, чем заниматься дальше как блогер, потому что устаешь много лет снимать похожие видео. Поэтому в ближайшее время собираюсь разобраться в том, чего я хочу и что для меня важно. А в связи с переездом в другую страну, возможно, станут актуальны форматы более длинного хронометража, поэтому начну делать видео и для ютьюба.

* Meta Platforms Inc., которой принадлежат Facebook и Instagram, признана в РФ экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.

обложка: из личного архива Лизы Савчихиной