«Амбассадор добра». Кто такой Николай Василенко
И чем раньше был известен «человек-антидепрессант»
На блог Николая Василенко в запрещенной соцсети подписан миллион человек — каждый день блогер делится с аудиторией видео, в которых улыбается и желает счастья своей аудитории. «Большой Город» разбирается, как к Василенко пришла популярность и чем он занимался до того, как получить звание главного «человека-антидепрессанта» в соцсетях и одного из культовых мемов 2024 года.
В публикации использованы материалы фан-сообщества в Telegram
Автор: Степан Бальмонд
Как выглядит блог Василенко
На личной странице Василенко, девиз которого — «Добро спасает мир», более 5 тысяч постов: в многочисленных видео мужчина носит брендовую одежду и дорогие аксессуары, ездит на спорткарах (один из них — алый Ferrari Testarossa середины 80-х), посещает кафе и бары и всегда желает своей аудитории «чаще улыбаться» и «не унывать». Дорогие солнцезащитные очки и белоснежная улыбка — наиболее яркие детали: благодаря им образ Василенко легко запоминается и, как показывает неутихающая популярность, пользователи соцсетей возвращаются к нему снова и снова.
При этом в блоге Василенко есть и личные истории — ими мужчина делится сам, например, во время езды на Ferrari F430 вместе с лабрадором по кличке Николь или сидя дома в уютной гостиной в окружении цветов, сервизов, картин и свечей. «Я улыбчивый, добрый человек. Я так живу. Моя страничка — мой роман, история о том, что я должен дать миру, о моей мечте, — рассказывает Николай в одном из видео. — Моя мечта — чтобы большее количество людей было счастливо хотя бы на мгновение». Своих подписчиков он называет «друзьями», уверяя, что «своей улыбкой мы заглядываем в жизнь других и помогаем себе и миру человека».
Жизнь Василенко до популярности
На роскошный образ жизни 55-летний Николай Василенко, если верить старым интервью с ним, сумел заработать сам. Еще задолго до популярности в социальных сетях он работал в сфере алкогольной торговли — об этом Василенко сам рассказал в 2006 году в беседе с журналистами «Ведомостей». Уже тогда Николая называли «крупным производителем водки» и совладельцем дистрибьюторской компании «Регата».
Заниматься бизнесом Василенко, по его же словам, решил вскоре после распада СССР. Николай из семьи потомственных военных: в 1991 году он окончил училище ракетных войск, однако, видя «всевозможные сокращения, в том числе и в армии» и понимая, что профессия офицера уже не так престижна, мужчина решил заняться предпринимательством. Карьеру в бизнесе он начал с должности обычного бармена — в бюджетном ростовском кафе «Регата», название которого Николай впоследствии дал и своей фирме.
После его закрытия в начале 90-х Василенко вместе с друзьями «скинулся понемножку» и начал заниматься торговлей — например, жвачками и сигаретами. Бизнес постепенно шел в гору: вскоре Николай и его коллеги перешли от розничной к оптовой торговле, став «первым дистрибьютором чего-либо в Ростовской области», а затем занялись и собственным производством водки.
Русская водка в Голливуде
Статус водочного магната Василенко обрел благодаря успешному сотрудничеству с зарубежными брендами, например Pepsi, Martini и Wrigley. После дефолта 1998 года Николай, понимая, что в России начал расти спрос на отечественные товары, начал собственное производство спиртного — и главная ставка в продажах была сделана на водку.
«Тогда же мы создали водку Red Army для американского рынка, и заказ на нее надо было где-то размещать. Мы пытались на московском заводе „Кристалл“, но не получилось — условия были очень сложные, — делился Василенко в интервью 2006 года. — Поэтому решили спроектировать свой завод. К тому времени мы посетили многие иностранные заводы и знали, каким должно быть идеальное производство. В конце 1999 года завод „Южная столица“ был сдан в эксплуатацию».
Производство было налажено за миллион долларов — эти деньги Василенко заработал благодаря компании «Регата», занимавшейся дистрибуцией. При этом сам напиток — водка премиум-класса — вышла не только на российский, но и на американский рынок под торговой маркой Red Army, а также появилась в одном из голливудских фильмов и поставлялась на вечеринки зарубежных звезд. «Американский рынок крупный — там продается около 40 миллионов коробок водки в год. В России, по разным оценкам, продается до 200 миллионов коробок в год, а всего в мире — до 270 миллионов коробок в год», — рассказывал об объемах продаж Василенко.
Алкогольным бизнесом «амбассадор добра» Василенко занимался как минимум до 2011 года — как пишут ростовские СМИ, в середине 2010-х мужчина перестал быть частью «Регаты», продал завод и начал работать в сфере недвижимости и издательства. Так, на вырученные от продажи фабрики деньги Василенко запустил несколько журналов, а также открыл ресторан «Онегин Дача» с атмосферой «дворянского поместья XVIII века» и русско-французской кухней.
При этом «Дачей» владеет не только Василенко — заведением также занимается Вадим Кисляк, ростовский ресторатор и совладелец сети кафе «Кекс».
Личная жизнь Николая Василенко
Как пишут СМИ, Василенко был женат лишь один раз — в 2001 году он заключил брак с Екатериной. Позднее у пары родился ребенок: сына Николая зовут Марк, сейчас он проживает в ЮАР, где занимается торговлей марганцевой рудой. В отличие от отца у Марка закрытый профиль в соцсетях. В 2009 году Николай и Екатерина развелись.
О сыне Николай периодически упоминает в своих постах — и признается, что Марк для него «самый добрый, смелый, надежный и солнечный друг». В публикациях Василенко уделяет внимание и другим своим близким — в частности, маме Алле Константиновне, которой он часто признается в любви и даже посвящает стихотворения.
«Если бы лавандовый раф был человеком»
Популярность к Василенко пришла в октябре 2024 года — до этого его профиль в запрещенном в России Instagram* был приватным. Всего за несколько недель количество подписчиков Николая достигло миллиона. На его блог обратили внимание федеральные СМИ и даже крупные компании — так, «Сбер» заключил с ним рекламный контракт для услуги «Плати улыбкой», а гонорар блогера за это сотрудничество, как пишут некоторые издания, может достигать 10 миллионов рублей.
Видео Василенко всегда вызывают восторг у аудитории — подписчики регулярно благодарят его за позитив и «создание прекрасного настроения»:
-
«Человек-улыбка! Вы так были нужны в такое время! Спасибо, что вы есть!»
-
«От улыбки Николая Анатольевича вечная мерзлота тает еще стремительнее».
-
«Благодаря вам я не замечаю в людях злость и зависть».
-
«Сдавала кровь после ваших видео — витамин D после ваших видео в три раза выше нормы».
При этом, как и любого другого популярного блогера, у Василенко есть и свои хейтеры, однако их критика теряется на фоне сотен положительных комментариев. «Продай все свое имущество и раздай бедным, улыбок станет больше», — пишет, к примеру, один из пользователей. Другие же упрекают Николая в «женственности», «самолюбовании» и «натянутости улыбки». Сам Василенко на подобный негатив в свой адрес не отвечает, продолжает благодарить подписчиков за внимание и каждый день напоминает им о важности добра, «красоты и чистоты».
Причина такой славы, как полагают психологи, в умении Василенко вести блог активно — регулярно общаться с аудиторией и публиковать новые посты, делиться своими эмоциями, а также в общем развлекательном контенте Николая. Кроме того, популярность блогера связана и с высокой потребностью россиян в эскапизме на фоне тревожных событий в стране и мире.
* Meta Platforms Inc., которой принадлежат Facebook и Instagram, признана властями России экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.
Обложка: Николай Василенко