Автор: Настя Щербакова

Все чаще, открыв ленту соцсетей и начав ее листать, нам хочется закинуть телефон куда подальше: реклама и проплаченные посты, рекомендованные видео незнакомых людей, ужасные новости; кто-то делает макияж, кто-то танцует, а вот фотографии друзей и их собаки из Амстердама, где они теперь живут. Лента кажется бесконечной, за самым важным никогда не угнаться, поэтому проще даже не стараться. Кажется, еще никогда соцсети не бесили нас так, как сейчас. Они ассоциируются с тревожностью, неуверенностью и думскроллингом, который сводит нас с ума.

Казалось бы, куда больше социальных сетей и платформ для нашего драгоценного мнения? Instagram*, Twitter, BeReal, TikTok, Telegram? Однако как раз для тех, кто устал от типичных социальных сетей, есть Substack, не новый сервис почтовых рассылок, внезапно объединивший на своей платформе инфлюенсеров.

Что такое Substack?

Substack — это бесплатный сервис почтовых рассылок. Основная форма контента — текст от определенного автора. Фотографии, иллюстрации и видео тоже есть, но они чаще всего идут в качестве дополнения. Substack в 2017 году создали разработчики Крис Бест и Джайрадж Хетхи и журналист Хэмиш Маккензи. Изначально площадка создавалась для писателей и журналистов, которые хотели высказывать свое мнение, не ориентируясь на алгоритмы соцсетей и требования рекламодателей. Аудитория может общаться с автором напрямую и поддерживать его деньгами, если он им нравится. Платный контент смешан с бесплатным, а некоторые авторы за деньги делятся только дополнительными материалами и наработками, оставляя основные статьи бесплатными для всех.

Почему нам так нравится?

Кажется, главная причина — олдскульный формат. Когда заходишь на Substack, сразу вспоминаешь Blogger или ЖЖ, но только здесь все организовано и оформлено гораздо приятнее. Рассылка может приходить на почту, чтобы вы могли прочитать ее в удобное для вас время и точно ничего не потерять. Если не хочется забивать ящик лишними письмами, то все можно читать внутри приложения.

Здесь нет алгоритмов или рекламы, а лента не может быть длинной. На написание новых статей и заметок уходит время, средняя частота постинга — раз в 1-2 недели. Контент не пытается нагло завладеть вашим вниманием в первые же секунды своего появления, он мирно дожидается, пока вы до него дойдете. Важно, что темы, дедлайны и оформление определяет для себя каждый отдельный автор. Нет редактора или жесткого модератора, который бы запрещал обсуждать ту или иную тему. Для создателей была важна свобода обсуждения. Так что никакого теневого бана за женские соски или поднятие острых тем. Перекрыть доступ к вашим читателям вообще практически невозможно, потому что коммуникация идет через почту. Любой автор может скачать базу данных с адресами своих подписчиков, чтобы точно оставаться с ними на связи. Почта вообще становится каким-то неожиданно уютным местом, а автор — хорошим знакомым, от которого всегда радостно получить новое письмо. В этом старомодном подходе есть свое очарование.

Какие минусы?

«Не хочется букавы читать», как сказал один русский режиссер. Объем текстов не такой большой, но все равно рассылки нужно будет именно читать. После шестисекундных рилс, сторис и мемов может быть непривычно. Понимаем и не осуждаем. Но если устали от мельтешения контента перед глазами, то это вариант для вас.

Также вам понадобится время для того, чтобы собрать пул любимых авторов. Придется покопаться, прочитать несколько рейтингов, которые составляют сами пользователи на Reddit или разные издания. На некоторые рассылки натыкаешься вообще случайно из-за смешного названия или забавного оформления, а в итоге они становятся любимыми. Контента на русском языке пока очень мало, но это скорее интригующая ниша для авторов из России. Мы собрали несколько каналов, через которые можно зайти на платформу, а дальше все уже будет зависеть от вас.

Garbage Day

Для тех, кто уже забыл, что в интернете бывает весело.

¡Hola Papi!

Рассылка журналиста Джона Бреммера, которая больше всего поразила автора статьи постом «6 предложений, которые я не смогу забыть». Попробуйте начать читать именно с него.

The Unpublishable

Просто спасибо этой рассылке за оду старому носу Беллы Хадид! Совсем другой подход к красоте, который напоминает, что она вовсе не про количество банок на полке.

The Cereal Aisle by Leandra Medine Cohen

Великая Леандра Медин, после ухода из своего же издания Men Repeller, решила делиться своим невероятным стилем и подходом к одежде в рассылке. Отдельное спасибо за съемки на айфон на улицах Нью-Йорка.

curiosity archives

Совсем молодая, но уже очень уютная рассылка от русской художницы и исследовательницы Нины Захаровой. О том, как искусство, дизайн и культура влияют на современность и возможности быть креатором и творцом, когда кажется, что весь мир рушится.

skirts & notes by Alina Grigalashvili

Еще одна рассылка на русском от Алины Григалашвили, экс-редактора моды Vogue и The Blueprint. Сама Алина входит в клуб классных девчонок и честно рассказывает, как не налезла юбка Ann Demeulemeester и почему ботокс в 24 года — абсолютная норма после пережитого нами 2022-го.

La Briffe

Возможно, лучшая рассылка про еду в широком смысле слова. Журналистка и критик Рут Рейчл поможет выбрать подходящие сковородки, а потом расскажет, почему закрытие «лучшего ресторана в мире» Noma — лишь начало революции высокой кухни.

Patti Smith

Просто Патти Смит читает стихи, поет и показывает котов.

Эми Оделл, модная журналистка, которая не побоялась написать книгу об Анне Винтур, а теперь делится своим мнением, не опасаясь гнева рекламодателей или редактора. Наши любимые посты — о кулинарной книге Карла Лагерфельда и серия интервью Retail Confessions с работниками магазинов люксовых брендов.

What to Cook When You Don’t Feel Like Cooking

Кажется, здесь название говорит само за себя.