Дьявольские вилки, или Как технологии помогали нам есть 1,5 миллиона лет до доставки
А мы оказались в мире, где курьер доставляет еду за 30 минут
Сначала мы научились управляться с огнем, затем всерьез боролись с вилками, позже поняли (и простили) автоматы с сэндвичами. Теперь еда оказывается дома за пару кликов и каких-то 30 минут, хотя когда-то на ее добычу могли уходить дни. Прошло примерно 1,5 миллиона лет — вы находитесь здесь. Вместе с Яндекс Едой мы оглянулись назад и рассказываем, как менялись и эволюционировали технологии еды, а вслед за ними и наши привычки.
Огонь, иди со мной
Приблизительно 1,5 миллиона лет назад человек сумел добыть огонь, и все завертелось. Еду начали обрабатывать термически, что позволило расширить меню — жевать приготовленное мясо намного проще сырого. А еще оно лучше усваивается.
Кстати, есть версия, что использование термической обработки привело к изменению строения черепа. Вероятно, зубы и челюсть уменьшились, так как нам больше не требовалось столько усилий для пережевывания пищи.
Тарелочка к тарелочке
Трудно поверить, но первая посуда появилась всего 7 тысяч лет назад — долгое время после освоения огня люди готовили прямо в яме, вырытой в земле. Даже использовать огнестойкие материалы научились не сразу. Известно, например, что индейцы изобрели способ приготовления горячих блюд в котлах из сплетенных веток дерева, коры и кожи.
После введения в обиход посуды для приготовления появилась и привычная нам столовая посуда. Сначала ее делали из глины, позднее стали использовать чугун, медь, керамику и другие материалы. Посуду из золота и серебра клеймили семейными гербами и выставляли напоказ, так она и стала предметом гордости и статуса.
Дьявольские вилы
Столовые приборы еще моложе: первым, примерно 5 тысяч лет назад, изобрели нож, и он стал важным личным аксессуаром — его всегда носили с собой, использовали для еды, а еще как инструмент и, разумеется, оружие. Тогда же появились и ложки — например, в Греции их делали из ракушек.
Внезапную неприязнь вызвала вилка — прибор долго не приветствовала католическая церковь, мотивируя это ее излишним удобством и ненужной роскошью. Кто-то даже находил сходства с дьявольскими вилами, но дело было еще и в родине вилки: ее придумали в Византии, главной противнице Рима.
Современный мир вилку принял — теперь она есть дома у каждого. И если вам импонирует идея об ответственном потреблении, то в Яндекс Еде есть функция отказаться от приборов, чтобы сократить использование пластика или прессованной бумаги.
Первые фабрики-кухни
С развитием городов и торговли людям понравилось (и потребовалось) есть за пределами дома. Уже в Древнем Риме существовали термополии, которые можно считать родоначальниками современного фастфуда. Там подавали простую горячую еду и вино с пряностями, которые готовили в больших чанах, встроенных в прилавок. Большая часть населения жила в небольших пространствах без кухонь, поэтому термополии были во всех районах города.
И первый ресторан
Затем были трактиры и таверны в Европе, где кормили чем придется — чаще всего домашней кухней от хозяйки. А первым рестораном в современном понимании — с меню, красивым интерьером, отдельными столами и обслуживанием — стал «Гран-Таверн-де-Лондр» (Grand Taverne de Londres). Его открыли в 1782 году в Париже.
В России же рестораны высокого уровня стали появляться в XIX веке — в 1826 году заработал первый ресторан «Яр» при одноименной гостинице на Кузнецком Мосту в Москве. Позже открылись другие филиалы и «Яр» стал сетью. А в конце XIX века был открыт первый отдельно стоящий ресторан «Славянский базар» на Никольской улице. Несмотря на славянские названия, в России бытовала мода на все европейское, включая еду. Французская кухня, вино и светские кутежи — вот за чем шли в рестораны.
Пицца и доставка — вместе с 1889 года
Первая зарегистрированная доставка еды состоялась в Неаполе в 1889 году. Король Умберто I и королева Маргарита Савойская захотели попробовать местную пиццу знаменитого пиццайоло Рафаэле Эспозито. Пиццу господа выбирали не сами. Эспозито подал три вида, и та, что с сыром моцарелла, помидорами и свежими листьями базилика, особенно понравилась королеве. Так появилась пицца «Маргарита».
Пока в Европе доставки ограничивались частными случаями, в Индии начала развиваться целая система доставки еды родом из Мумбаи. Ею занимались даббавалы — так и сегодня называют разносчиков. Они готовили дома и возили людям на работу еду в многоразовых контейнерах.
В отличие от первой доставки сегодня сервисы доставки умеют наверняка предугадывать желания пользователей. В Яндекс Еде алгоритмы машинного обучения на основе множества факторов (их порядка 100) формируют индивидуальную ленту ресторанов: кто-то чаще видит стейк-хаусы и бургерные, а кто-то — веганские кафе. Учитывается и время суток, и день недели, и множество других факторов.
Умные алгоритмы проникли и в сам процесс доставки: чтобы минимизировать время и стоимость доставки заказа, алгоритм с учетом множества факторов подбирает оптимальные пары «заказ — курьер». Например, на заказ назначается курьер, который приедет ровно к концу приготовления еды, а не просто тот, который находится ближе всех к ресторану на момент поступления заказа.
Доставка и сериальчик
А в ХХ веке на Западе появление массового телевидения кардинально изменило поведение людей. В 50-х, когда люди начали проводить больше времени дома за просмотром фильмов и сериалов, рестораны опустели. Последние были вынуждены активно развивать доставку еды на дом и рекламировать ее по телевизору.
Так, в 1952 году пиццерия Casa D’Amore из Лос-Анджелеса начала предлагать бесплатную доставку при заказе на сумму более 2,50 доллара — в то время как средняя пицца стоила в ресторане 2,25 доллара.
Сегодня вопрос стоимости доставки — это всегда про баланс спроса и предложения. В плохую погоду — в грозу или снегопад — количество заказов резко возрастает. Тогда в район нужно привлекать дополнительных доставщиков — для этого Яндекс Еда передает разницу в выросшей стоимости доставки курьерам. Таким образом сервис восстанавливает баланс, чтобы у каждого заказа был свой курьер!
Роботы в деле
XIX и XX века в США и Европе стали эпохой массового производства и автоматизации. Замена ручного труда машинным, развитие транспорта — в обществе приняли и полюбили новый темп и технологии, упрощающие жизнь. Тогда и появились первые автоматизированные рестораны Horn & Hardart, где посетители получали блюда и напитки в специальных автоматах — да, это те самые вендинговые машины.
Позже появились рестораны White Castle с пятицентовыми бургерами, и только потом — «Макдоналдс». Отказ от официантов, самообслуживание, открытая кухня и возможность есть буквально на ходу стали ключевыми технологиями, укрепившими позиции фастфуда. А опция заказать и получить еду, не выходя из машины, стала следующей и повсеместной.
В наше время роботы-доставщики Яндекса могут сами привезти вам еду — от быстрого перекуса до роскошного ужина. Роботы научились объезжать препятствия и прохожих, передвигаться не медленнее курьеров и могут работать в любое время года.
Первые dark kitchen
В России первые попытки развития доставки предпринимались в 90-х — новую нишу начали осваивать рестораны и пиццерии dark kitchen. Помните эти наклеенные возле входных дверей меню с номером телефона? Это оно! Да-да, для заказа нужно было звонить и после этого долго ждать свою еду, а платить — наличными.
Интернет ускорил развитие заказов еды онлайн. На первых порах заведения просто делали раздел «Доставка» на своем сайте и осуществляли ее сами. Выбор стал больше — помимо прежней пиццы, стали доступны суши и роллы, готовые обеды, рационы на неделю, пироги, торты и даже кейтеринг. То, что раньше надо было идти и заказывать за несколько дней, стало реально получить день в день без особых усилий.
Вы находитесь здесь
Будущее наступило с появлением сервисов-агрегаторов. Буквально за несколько лет (в этом году Яндекс Еда отметила пятилетие) заказывать еду на каждый день стало нормой: это экономит время и вносит разнообразие в повседневность. Сегодня заказать еду — от фастфуда до fine dining — можно в один клик, а получить заказ — уже через 30 минут.
Сейчас агрегатор — это гораздо больше, чем предложение всех ресторанов на одной площадке. Множество команд работает над тем, чтобы нам было удобно и легко заказывать еду: изучает тренды и поведение пользователей, анализирует потребности и предпочтения, ищет взаимосвязи и тестирует гипотезы. В результате сервис чаще всего знает, что вам предложить. Живительный суп фо после вечеринки или ароматный треугольник онигири в разгар рабочего дня? У каждого своя собственная Яндекс Еда.
Материал подготовлен при поддержке
04.09.2023
Реклама
ООО Яндекс.Еда.
ИНН 9705114405.
erid:4CQwVszH9pUkKkGNojV