От пробежки до удаления ненужных фото: Как выглядит забота об экологии сегодня
Плогинг, плалкинг, пликинг: Что это такое и как помогает заботиться об экологии
Забота об экологии стала нормой: наверняка у каждого найдутся знакомые, которые сортируют мусор, отдают одежду на свопах и используют многоразовые стаканчики вместо бумажных. Но одна лишь частная инициатива не в силах кардинально изменить ситуацию, поэтому снижением углеродного следа озаботился и бизнес. Предприятия стремятся не просто уменьшить выбросы: теперь эта деятельность охватывает и работу с сотрудниками, клиентами и партнерами, позволяет объединить команду и подружиться с локальными экоактивистами.
Как превратить корпоративные экоинициативы в тимбилдинг и нетворкинг, рассказываем вместе с одним из лидеров в этом направлении — компанией «Вкусно — и точка».
«Вкусно — и точка» стала первой в России сетью общепита, которая разместила в залах баки для раздельного сбора мусора. Компания уже четыре года знакомит жителей разных городов по всей стране с культурой ответственного обращения с отходами в рамках акции #МойЭкоДень. В этом году в ней приняли участие 78 городов, а на раздельную переработку — и шанс получить вторую жизнь — отправилось 45,409 тонн отходов.
От субботников к осознанному экоповедению
Первое крупное событие в экологической повестке России случилось в 2017 году, который был объявлен Годом экологии. К волонтерскому движению впервые начали подключаться предприятия. Тогда 47 компаний начали переход на новые технологии, чтобы снизить свой углеродный след. А в результате модернизации оборудования существенно сократились выбросы загрязняющих веществ и сточных вод.
В то же время многие люди впервые задумались о реальных зеленых проблемах. В очистке парков от мусора, поиске стихийных свалок, высадке деревьев и других экологических акциях приняли участие больше 20 миллионов человек.
В последние годы даже появился новый термин — экоповедение. Он подразумевает, что забота об экологии для человека — не разовые акции, а часть ежедневной рутины. К примеру, многие начали использовать многоразовые трубочки для напитков вместо пластиковых, сдавать упаковку на переработку или выбирать более экологичные товары, изучая их состав.
Как экоинициативы из частных стали корпоративными
Уже через пять лет, в 2022 году, бизнес потратил на экологию рекордные 1,1 триллиона рублей — такие расчеты провела консалтинговая компания FinExpertiza на основе данных Росстата. Самые высокие расходы в этой сфере оказались у металлургических и промышленных предприятий, но к зеленым инициативам подключились корпорации из самых разных сфер, даже очень далеких от экологии: ретейлеры, банки, сети общественного питания и многие другие. Но главное — экоинициативы становятся осмысленнее и разнообразнее: теперь это не только сокращение выбросов, как было вначале. К примеру, благотворительный фонд «Банк еды „Русь“» и оператор по обращению с отходами «Эколайн» запустили совместный проект «Без потерь»: супермаркеты передают фонду продукты с достаточным сроком годности, которые не успевают продать, чтобы их можно было распределить среди подопечных.
А во «Вкусно — и точка» нашли применение даже отработанному фритюрному маслу из своих ресторанов: из него делают биотопливо для заправки морских судов! Для его производства не нужны нефтепродукты, и таким образом получается дважды извлечь пользу из одного продукта.
Многие крупные корпорации, такие как «Сбер» и Х5 Retail Group, стараются сокращать потребление бумаги, энергии и топлива для собственных автомобилей. Несколько лет назад банк начал финансировать экопроекты, например ветропарк в Мурманской области или солнечную электростанцию в Ставрополье.
Плогинг, плалкинг и пликинг: Что это и как помогает экологии
Изменились и привычные нам со школьных времен субботники: например, в сейчас во всем мире набирает оборот экоспорт — физическая активность, которая сочетается со сбором отходов в парках, лесах или даже около дома.
Плогинг — это и способ очистить территорию, и экологическое движение, образовавшееся вокруг него. Собирать мусор нужно во время бега трусцой, и так получается сразу достичь двух целей — и позаниматься спортом, и сделать свой маршрут чище. Эту необычную экоинициативу придумали в Швеции, потому в названии есть шведское выражение «plocka upp» — «поднимать» сочетается с джогингом, то есть бегом трусцой. Считается, что так получается потратить больше калорий: за полчаса простой прогулки человек в среднем сжигает 120 калорий, на пробежке — 235, а занимаясь плогингом — 288.
Плалкинг — еще один вид экоспорта, сбор мусора во время прогулки. Он как раз похож на знакомые многим субботники, но для занятий плалкингом необязательно жертвовать выходным. Собрать мусор можно во время любой небольшой прогулки.
Пликинг — тот же сбор мусора, но на велосипеде. Нет, спускаться каждый раз, чтобы подобрать банку, не придется. Поднимать предметы нужно с помощью специальной палки для захвата предметов — отличный способ заняться физкультурой и развить координацию.
Плогинг в России: Как «Вкусно — и точка» стала первооткрывателем и хранителем плогинг-традиций
В России плогинг становится все более популярным благодаря «Вкусно — и точка». Уже четыре года подряд по всей стране от Калининграда до Владивостока волонтеры компании проводят экологическую акцию #МойЭкоДень, один из форматов проведения которой — собственно плогинг. Компания предоставляет весь необходимый инвентарь, а за участие начисляет бонусы, которые можно потратить в ресторанах сети. Вместе с забегами на мероприятиях проходят эколекции и викторины: волонтеры не просто собирают бутылки и стаканчики, но и узнают, сколько воды и электроэнергии тратится на их производство или где в городе можно сдавать отходы на переработку.
Вокруг мероприятий собирается целое сообщество — корпоративных волонтеров, предпринимателей, неравнодушных горожан и экологических организаций. В этом году в Москве к акции #МойЭкоДень присоединились производитель упаковки и канцтоваров «Оптиком», экоцентр «Сборка» и движение экосплавов на каяках Green Team, в Петербурге — работающее только со вторичными материалами швейное производство Sew Dept и экодвижение «Раздельный сбор», во Владивостоке — сеть экомагазинов «Кот моет» и многие другие.
Конечно, главный результат акции — спасение природных территорий от мусора, который затем отправится не в контейнер, а на переработку. Например, в Москве в этом году участники за час собрали 175 килограммов мусора в парке «Кузьминки». А в Петербурге за то же время волонтерам удалось отправить на переработку 900 килограммов бытовых отходов и макулатуры. На берегу Финского залива нашли не только обычный бытовой мусор, но и фрагменты мебели и даже автомобильный бампер. В этом году акция охватила уже 78 городов присутствия сети и привлекла 4 500 участников.
Новые форматы: Убираем цифровое пространство
На случай, когда погода для экозабегов оказывается неподходящей, в этом году «Вкусно — и точка» проработала формат цифровых субботников, когда от мусора очищаются не парки и леса, а электронные устройства. Мало кто задумывается о том, что ненужная информация, особенно если это тяжелые фотографии и видео, увеличивает нагрузку на центры обработки и хранения данных. Те, в свою очередь, тратят больше энергии на охлаждение серверов, постоянно увеличивают их мощности, а значит, и углеродный след. Вредят окружающей среде и рассылки: считается, что в среднем отписка от одной рассылки может предотвратить образование такого же количества выбросов парниковых газов, как при отказе от пластикового пакета. Так что, удаляя старые видео, сообщения в мессенджерах или электронные письма со спамом, вы тоже заботитесь об окружающей среде.
Такие цифровые субботники уже прошли в Самаре и Нижнем Новгороде. На них можно было также больше узнать об экопривычках, которые помогут снизить негативное влияние на окружающую среду, и сдать на переработку использованные батарейки, ненужные провода и электронные устройства — самые трудноперерабатываемые отходы. Как показывает опыт проектов #МойЭкоДень, формат корпоративного волонтерства может быть любым. Главное — они напоминают о том, что забота об окружающей среде может заключаться даже в простых действиях: сортировке отходов, избавлении от цифрового мусора и приобретении новых привычек.
Материал подготовлен при поддержке
Реклама
ООО Система ПБО. ИНН 7710044140.