Живой город. Какой была Москва и какой она стала
спецпроект
Живой город.
Какой была Москва и какой она стала

Как известно, Москва не сразу строилась и часто перестраивалась. Город рос, улицы расширялись, и, чтобы освободить необходимое пространство, градостроители сносили неугодные постройки. Как итог — часть зданий исчезла, другая была существенно перестроена, но до сих пор остаются укромные уголки и целые городские районы, где сохранился дух старой Москвы, а современная архитектура не теснит историческое наследие, а сосуществует в комфортном соседстве с ним.
В этом материале мы вместе с «Галс-Девелопмент» рассказываем, какой была Москва
и какой она стала. И даже немного заглядываем в будущее.
исторических зданий, которые определяли ландшафт Москвы,
но были утрачены
5
Крестовские водонапорные башни
1
Водонапорные башни у Крестовской заставы были построены в 1892 году
на личные средства московского городского головы Николая Алексеева. Архитектором проекта стал московский романтик «кирпичного стиля» Максим Геппенер. Сегодня его имя почти забыто, но тогда он работал старшим членом Строительного совета Московской городской управы и отвечал за все, что связано с коммунальным хозяйством. Башни тоже выступали в первую очередь хозяйственными постройками: на верхних этажах располагались металлические резервуары, откуда самотеком пускали воду к центру Москвы, а на нижних размещались конторы и квартиры служащих, но еще это была очень красивая архитектура, важный символ города.
Возведенные из красного кирпича, снаружи
40-метровые башни были частично облицованы тарусским мрамором и объединены красивым ажурным мостиком, украшенным святыми образами — Георгия Победоносца и иконы Божией Матери «Живоносный источник».
С открытием в 30-х годах Восточной водозаборной станции необходимость
в башнях отпала, но, может, они и остались бы памятником архитектуры старой Москвы, если бы не реконструкция 1-й Мещанской улицы и строительство Ярославского шоссе. Чтобы ее расширить, башни снесли, а улица стала называться проспектом Мира.
Пассаж
Солодовникова
2
Построенный по заказу богатейшего московского купца Гаврилы Солодовникова, пассаж занимал на Кузнецком Мосту целый квартал между Петровкой и Неглинной. Прямоугольное в плане здание пассажа имело две галереи, крытые стеклянными крышами. В многочисленных магазинах продавались ювелирные украшения, меха, модные платья, музыкальные инструменты, редкие восточные товары, выпечка, сладости и многое другое. Причем все было так красиво оформлено, что горожане приходили не только за покупками, но и просто полюбоваться, провести время.
Это было место прогулок, свиданий, досуга. Здесь встречались любители музыки
и драмы, собирались литературные кружки, играли спектакли. В 1880-х годах
в залах пассажа устраивали художественные выставки, а в начале XX века открылся один из первых кинотеатров Москвы «Синема-театр». В советское время часть помещений отдали магазинам Мосторга, часть под квартиры, а в магазине фабриканта Алексея Абрикосова разместилось Российское телеграфное агентство, где работал Владимир Маяковский. В 1941 году в результате бомбардировки Москвы пассаж был разрушен. Сейчас на его месте находится новый корпус ЦУМа.
Дом
Анненковых
3
Большой классический дом с полуротондой был построен в 1776 году для генерал-губернатора Сибири Ивана Якоби, а затем перешел его дочери Анне Анненковой. Здесь вырос ее сын — декабрист Иван Анненков, и его жена, француженка Полина Гёбль, говорила об этом громадном доме как о сказочном мире, где «парадных комнат было без конца». После революции дом стал доходным, здесь появились гостиница, кафе и всевозможные лавки. В одну
из них, «Книжную лавку с библиотекой для чтения Урбена», часто захаживал Александр Пушкин. Дом вообще был местом притяжения творческих людей.
В местной гостинице «Франция» останавливались Иван Тургенев, Николай Некрасов, Михаил Салтыков-Щедрин, в фотоателье этажом ниже были сделаны знаковые портреты Александра Блока, Сергея Есенина, Анны Ахматовой.
В кафе-кондитерскую «Трамбле», известную своим фруктовым мармеладом, кажется, ходила вся Москва, а после революции на ее месте открылось кафе поэтов «Музыкальная табакерка», где читали стихи Маяковский и Есенин, давал концерты Александр Вертинский. Несмотря на законный статус архитектурного памятника, в 1946 году дом был разрушен при реконструкции Петровки. Следующие 40 лет на его месте был разбит сквер, а в 2002 году здесь построили «Берлинский дом».
Сухаревская
башня
4
Михаил Лермонтов говорил о Сухаревской башне как о сизой фантастической громаде, пейзажист Алексей Саврасов писал с нее картины. Построенная в 1692–1695 годах в стиле московского барокко, башня предназначалась для гражданского использования. Она не была колокольней храма или частью городской стены,
что для сооружения такого масштаба и формы было редкостью. В разные годы назначение башни менялось. В начале XVIII века в каменных палатах готовили инженеров, артиллеристов и офицеров для флота, а в самой башне возглавлявший школу ученый Яков Брюс устроил себе обсерваторию.
Когда в 1715 году школу перевели в Санкт-Петербург, в башне разместилась Адмиралтейская контора. С начала XIX века здесь был устроен водонапорный резервуар Мытищинского водопровода, а в июне 1934 года, несмотря
на многочисленные протесты, башню разобрали в связи с реконструкцией Сухаревской площади. Сохранились разве что красивые наличники (их вмуровали
в стену Донского монастыря) и часы 1899 года, которые теперь украшают башню Передних ворот в селе Коломенское.
Многогранная
башня Китай-города
5
Построенная во второй четверти XVI века по приказу матери Ивана Грозного Елены Глинской, крепостная стена охватывала площадь в 63 гектара и до XVIII века служила важным укреплением, защищавшим город. Утратив военное значение, она стала ветшать, тем более что прилегающая к стене территория
шла за бесценок — к башням принялись пристраивать конюшни, сараи и лавки.
Постепенно стену то там, то тут начали ломать, чтобы открыть ход к улицам,
а башни стали приспосабливать под разные нужды и использовали их то как часовни, то как склады. Краснокирпичная круглая башня с гранеными углами простояла на Старой площади до начала XX века, в 20-х годах в ходе реставрации ей пристроили шатер, но в 1934 году здание снесли вместе с большой частью крепостной стены, от Третьяковского проезда до Варварских ворот.
исторических зданий Басманного района, которые можно видеть
и сегодня
5
Басманный — один из тех районов, где что ни дом, то пример исторической архитектуры. Это своего рода музей под открытым небом, где можно найти памятники самых разных эпох, включая Петровскую. Первый московский университет, аптека, фарфоровый завод тоже появились здесь — в Немецкой слободе, которая раньше располагалась в центральной части нынешнего Басманного района. Некоторые улицы и переулки бывшей Немецкой слободы до сих пор сохранили историческую застройку и названия.
Лефортовский дворец
1
Немецкая слобода возникла на берегу Яузы в XVII веке, когда по решению Алексея Михайловича все иностранцы были выселены из Москвы в специальный район
за пределами центра. Здесь жил и сподвижник сына Алексея Михайловича, Петра I, веселый француз Франц Лефорт. Петр частенько бывал у друга в гостях и однажды решил, что деревянный дом, где жил Лефорт, не очень подходит для пиров и балов, и взялся построить вместо него каменный дворец.
Строительство завершилось в 1699 году, причем дворец имел несколько характерных отличий: например, плоские потолки взамен общепринятых сводчатых, а еще фасад, богато украшенный белокаменным декором с растительными мотивами. Лефорт прожил во дворце всего месяц, после чего он перешел Петру I. Сегодня в бывшем Лефортовском дворце располагается Российский государственный военно-исторический архив.
«Дом Анны Монс»
2
Усадьба Вандергульстов, более известная как дом Анны Монс, — единственный сохранившийся в Немецкой слободе жилой дом петровских времен. Он был построен в конце XVII века и, по легенде (точных сведений об этом нет), принадлежал фаворитке Петра I Анне Монс. Впоследствии дом неоднократно менял владельцев и назначение, а в 80-х годах здание скрылось за высоким забором корпуса режимного завода НИИ точных приборов, который так
и не сдали в эксплуатацию и затем снесли.
Дом — яркий образец московского барокко — ветшал, крыша протекала, кирпичная кладка обваливалась. Несколько лет назад, однако, его отреставрировали.
Сегодня он выглядит не так, как при молодом Петре (чего стоят одни пластиковые стеклопакеты), однако куда лучше, чем до обновления. И попасть внутрь можно. Сегодня там разместилась галерея, специализирующаяся на антиквариате
и современном искусстве, а часть помещения и вовсе сдается в аренду для частных мероприятий.
Палаты XVII века в Денисовском переулке
3
Вплоть до XIX века Денисовский переулок назывался Голландским. Здесь жила голландская община и стояла Евангелическо-реформатская церковь — одна из четырех неправославных церквей Немецкой слободы. Здание, которое сегодня находится по адресу Денисовский переулок, 23, строение 1, некогда принадлежало выходцу из семьи священнослужителей Никите Савину — свой дворянский титул
он получил лично от императрицы Елизаветы Петровны. Хотя дом не сохранился полностью (например, не удалось сберечь лепнину в медальонах на фасаде), многое уцелело, в том числе система сводов, печи и лестницы.
Доходный дом Шиллера
4
Шестиэтажную громаду, бывший доходный дом Адольфа Шиллера, иногда называют домом с привидениями. Вероятно, потому, что он, похожий на модернистский замок, не слишком вписывался в окружающий классический ландшафт и пугал этим несоответствием. Одни поговаривали, что в плане здание похоже на орла
с германского герба, другие — что это не доходный дом, а дом терпимости (поэтому окна выходят внутрь двора-колодца, а не на улицу). Это было не так. Достаточно удаленный от центра города, здание было построено в 1912 году, но уже тогда
у постояльцев были достаточно комфортные условия жизни. Например, здесь была шахта лифта — большая редкость по тем временам. Некогда перед шиллеровским домом стоял особняк в схожей стилистике. Скорее всего, в нем должны были жить сами домовладельцы. Он не сохранился — в отличие от основной постройки.
Усадьба Нестерова
5
Этот трехэтажный дом в стиле раннего классицизма был построен между 1783 и 1796 годами как главное здание усадьбы статского советника Нестерова. Но начале 1800-х он отошел городской казне, сначала в качестве частного дома, а после перестройки — как здание пожарной и полицейской части. Жандармы приводили сюда дебоширов, канцелярия разбирала дела, а мировой судья выносил приговор. Над домом надстроили деревянную пожарную каланчу, которую сегодня можно увидеть на исторических фотографиях. В советское время она была разрушена, зато сам дом сохранился практически в первоначальном виде. Сегодня здесь располагается один из корпусов юридической академии Кутафина.
Хотя первые здания стали появляться в Басманном районе в конце XVIII — начале XIX века, он не застыл в прошлом. За годы существования район сильно изменился, адаптируясь к реалиям и запросам нового времени. Сегодня здесь появляется новая архитектура, возведенная с большим вниманием и уважением
к культурному наследию места. Один из таких проектов — новый жилой квартал премиум-класса «Дом 56», расположенный на улице Фридриха Энгельса. Прежде чем получить имя немецкого философа, она назвалась Ирининской — по храму Святой Великомученицы Ирины в Покровском. Храм несколько раз перестраивали, в советские годы он был закрыт, из куполов отливали статуи
и барельефы для фасада других зданий. В начале 90-х он снова открыл двери
для прихожан.
Три разновысотных футуристических здания на бывшей Ирининской улице имеют высоту от 20 до 27 этажей. Их архитектуру разработало бюро Pride — то самое, которое занималось современным кампусом Бауманского университета. Футуристичные фасады зданий скруглены и имеют плавный асимметричный изгиб
с эффектом закручивания — со стороны кажется, будто башни вращаются вокруг своей оси. Они сделаны из металлических пластин в оттенках трех руд: никель, медь и железо. Так архитекторы изящно зашифровали отсылку к историческому прошлому Басманного района. По одной из версий, название Басманного района произошло от слова «басма» — так на Руси называли тонкие листы металла
с изящным рельефным рисунком, которые использовали для украшения икон.
Так новое гармонично соседствует со старым, не вытесняя, но отражаясь в нем.
Материал подготовлен
при поддержке
Реклама. 08.09.2025. Рекламодатель: ООО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «ГАЛС-ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА». ИНН 7714476782.






