Работа с люкс-марками, понёвы и ручная вышивка: Кто и зачем возрождает фабрику «Крестецкая строчка»
Сотрудничество с Ульяной Сергеенко, постельное белье и модная одежда со старорусской вышивкой
Старинная новгородская фабрика вышивки «Крестецкая строчка» существует без малого 100 лет, но свое второе рождение получила в 2015 году благодаря бизнесмену Антону Георгиеву. Предприниматель инвестировал в предприятие, отремонтировал фабрику и вновь обеспечил работой местных мастериц и желающих научиться старинной технике вышивания.
Сегодня «Крестецкая строчка» выпускает регулярные коллекции вполне современного домашнего текстиля и нарядных вещиц для дома, параллельно сотрудничает с мировыми люкс-брендами, а пару лет назад новый креативный директор фабрики Александра Георгиева запустила линию одежды — тоже со старинной вышивкой. Нарочито винтажные вещи регулярно попадают в модные съемки и фэшн-подборки: проект — отличный пример возрождения интереса к ручному труду и традиционным для разных регионов страны ремеслам.
Мы поговорили с Антоном и Александрой Георгиевыми об истории возникновения старинного ремесла, о ручной вышивке как предпринимательском проекте и социальных проектах, которые могут превращаться в успешный бизнес.
Строчевая вышивка и первая фабрика
Строчевая вышивка была издавна распространена во многих регионах России, но лучше всего удавалась она мастерицам в Крестцах. Старое Рахино — родина строчевого ремесла, именно здесь новгородская строчка приобрела промысловое значение. Датой создания промысла принято считать 1860 год: она вышита на самой ранней датированной вещи — полотенце «Священное дерево» (хранится в Государственном Русском музее). Превращение домашнего рукоделия в промысел началось несколько раньше и было обусловлено отчасти расположением поселка Крестцы на почтовом пути между старой и новой столицами. Московско-петербургский тракт с его торговыми и культурными связями способствовал быстрому расширению ремесла.
Крестецкая строчка — особый вид старинной строчевой вышивки, получивший название по месту своего возникновения, поселку Крестцы в Новгородской области. Здесь мастерицы, славившиеся высоким уровнем ткачества, изобрели новый способ украшать льняные ткани. Для крестецкой строчки характерны четкость линий, геометрические рисунки. Техника вышивки сложная, многоэтапная.
Ее особенность заключается в том, что вышивка выполняется непосредственно в структуре ткани. Руководствуясь эскизом художника, с помощью маленьких ножниц мастерицы-дёргальщицы подрезают и выдергивают часть нитей в структуре ткани, выполняя так называемую заготовку под ажур. Процесс дёржки основан на счете нитей и не допускает ошибок. Раскроенная приемом ручного кроя по нити ткань закрепляется в пяльцах и туго натягивается. Запялка — важный технический момент. Ткань должна быть натянута четко, без перекосов. По сетке, состоящей из вертикальных и горизонтальных нитей, вышивальщицы иглой с рабочей нитью прокладывают диагональные сновки и полученную паутинообразную основу заполняют ажурным орнаментом. У каждой мастерицы свой индивидуальный почерк вышивки — всякий раз получается новый узор.
В послереволюционные годы для сохранения промысла возникла необходимость объединить многочисленные кустарные производства. В 1929 году в поселке Крестцы создали снабженческо-сбытовое кооперативное товарищество «Художественная строчка» — будущую фабрику «Крестецкая строчка»; 30-е годы — время наиболее интенсивного развития строчевого производства. Именно в этот период закладывался основной фундамент существующего сегодня художественного промысла. Открывается экспериментальная мастерская, в которой разрабатываются новые приемы, швы и сочетания различных техник. Продукцией интересуются иностранные фирмы. Столовое и постельное белье поставляют во Францию, Бельгию, Нидерланды, Швецию.
К 40-м годам на предприятии трудились уже около 5 тысяч человек. С началом Великой Отечественной войны фабрика на несколько месяцев прервала работу. Но после некоторого застоя наступил новый период развития промысла: 70–80-е годы можно назвать периодом расцвета промысла. Продукция, производимая на фабрике, получила статус изделий народных художественных промыслов. Расширился ассортимент, появилось все больше высокохудожественных сюжетных композиций. Изделия фабрики ежегодно выставлялись на советских и международных выставках, получали награды, пополняли фонды многих музеев страны.
Запустение и новая жизнь фабрики
В 90-е годы фабрику приватизировали, собственники постоянно менялись. Начались проблемы с материалами, заказами и сбытом. Фабрика существовала только за счет продажи дорогих экспонатов из коллекции музея при «Крестецкой строчке», рабочих мест становилось меньше, сокращались зарплаты.
При этом в Новгородской области, наверное, нет человека, кто не знал бы о «Крестецкой строчке». Это гордость региона, которая долгое время еще и давала работу жителям окрестных деревень. Когда Антон Георгиев, будучи уже успешным предпринимателем с несколькими бизнесами (пищевое предприятие «Медовый дом», дилерский центр Harley-Davidson. — Прим. ред.), увидел объявление о продаже фабрики, он решил взяться за возрождение промысла.
С «Крестецкой строчкой» его связывали теплые детские воспоминания. В советские времена к отцу Антона в Ленинград приезжали в гости шведы, которые хотели купить текстиль с крестецкой вышивкой для своих гостевых домов. Они часто ездили на фабрику. «Восстановление производства „Крестецкой строчки“ для нашей семьи стало чем-то большим, чем просто очередной бизнес, это дело по сохранению истории и наших традиций», — вспоминает Георгиев.
На момент покупки, в 2015 году, фабрика была в плачевном состоянии с буквально несколькими сотрудниками, из которых двое — вышивальщицы. В течение первых двух лет на фабрике сделали капитальный ремонт здания, модернизировали оборудование. Но самое главное, конечно, люди, чьи талант и умения помогли возродить забытые техники. Их искали по всей области. В течение первых трех лет персонал набирали методом сарафанного радио. В первую очередь постарались вернуть тех, кто уже работал на фабрике, те самые золотые руки, которые владели старинной техникой вышивки. Но этих ресурсов было недостаточно. Тогда стали активно привлекать желающих обучиться искусству вышивки с дальнейшим трудоустройством на фабрику. В течение полугода обучения базовым техникам они получали стипендию.
Сегодня на фабрике работает 90 человек. Среди вышивальщиц и художников фабрики есть настоящие ветераны, которые более 20 лет посвятили себя промыслу и передают знания новым поколениям мастериц. «Крестецкая строчка» регулярно ведет набор новых учениц, а осенью 2022 года на территории фабрики откроется первая школа строчевой вышивки. Глобальная задача, которая стоит перед фабрикой сегодня, — социальная — привлечение и обучение новых мастериц, прежде всего из жителей Новгородской области, для расширения производства, сохранения вековых традиций и популяризации промысла.
Понёвы, салфетки и современные предметы
Сегодня на фабрике работает дизайн-отдел, где художники совместно с креативным директором Александрой Георгиевой, женой Антона Георгиева, разрабатывают дизайн новых коллекций. Александра часто обращается к архивам. При этом фабрика выпускает современные изделия, отвечающие потребностям самых разных клиентов. Например, весной этого года фабрика возобновила выпуск постельного белья с элементами крестецкой вышивки. «Эта линия пользовалась большим спросом в советский период. Однако производство постельного белья ограничивалось исключительно льняными комплектами. Сегодня после долгих экспериментов с тканями фабрика выпустила коллекцию постельного белья из нежного сатина, что больше отвечает запросу клиентов, но при этом сложнее в производстве», — объясняет Александра.
Каждое изделие на фабрике проходит через несколько этапов ручного производства: от момента подготовки ткани для вышивки до финальной глажки и упаковки продукта — все делается вручную. Большая часть изделий выполнена из натурального льна, это обусловлено особенностями техники вышивки. Но фабрика постоянно экспериментирует и вводит изделия из других, более современных тканей — хлопка, вискозы, сатина.
Сегодня фабрика производит коллекции столового, домашнего текстиля (постельное белье, полотенца, фартуки), декоративные салфетки, а также изделия по индивидуальным заказам. Стоимость — от 2 900 рублей за набор декоративных салфеток до 37 500 рублей за скатерть из лимитированной пасхальной коллекции. Комплект постельного белья можно собрать из отдельных предметов — в среднем он обойдется в 35–45 тысяч рублей. Кухонное полотенце с деликатной вышивкой стоит 3 500 рублей, детское полотенце — 4 250 рублей.
Все изделия можно приобрести в бутике «Крестецкой строчки» в Санкт-Петербурге, в магазине на территории фабрики и на официальном сайте. Сейчас фабрика активно развивает ретейл и сотрудничает с различными торговыми площадками. Например, столовый текстиль с крестецкой строчкой можно приобрести на сайте The Dar Store. В планах открытие нескольких собственных магазинов в Москве.
Работа с Ульяной Сергеенко и собственная линия дизайнерской одежды
Фабрика «Крестецкая строчка» не раз сотрудничала с модным домом Ulyana Sergeenko при создании кутюрных коллекций бренда: крестецкая вышивка украшала блузы, платья и аксессуары. А идея создать собственную линию одежды с элементами ручной вышивки с самого начала не давала покоя Александре Георгиевой, которая возглавила креативный отдел «Крестецкой строчки». Но требовалось время, чтобы восстановить и наладить все производственные процессы. Бренд Alexandra Georgieva появился в 2018 году, спустя три года после приобретения фабрики. Сегодня под руководством креативного директора и главного дизайнера Александры Георгиевой марка выпускает лимитированные коллекции одежды два раза в год. В них — сорочки и блузы, рубашки, широкие брюки и платья — нарочито скромные, с объемными рукавами, широкими подолами и, конечно, искусной вышивкой.
Все коллекции выходят в очень ограниченном тираже, что обусловлено сложной ручной вышивкой, неизменно дополняющей все модели. Цены сравнимы с стоимостью нарядов люксового сегмента: платье из костюмной ткани обойдется в 50 тысяч рублей, рубашка миди с обильной вышивкой и принтом — в 95 тысяч рублей.
Все изделия — продукт ручного труда, выпускаемый в ограниченном тираже, поэтому стоить дешево они не могут. По большей части стоимость формируется исходя из количества элементов вышивки и сложности ее исполнения. Существует множество вариаций вышивки, где-то композиция более простая, где-то более сложная, состоящая из комбинации нескольких элементов. Вся информация о количестве затраченных часов конкретной вышивальщицы, а также число выпущенных изделий в коллекции указана на бирке каждой модели.
Все предметы в коллекциях одежды, несмотря на ретрокрой и обилие ручной вышивки, выглядят в духе времени и даже модно, как нарочито женственные наряды фэшн-брендов Batsheva или The Vampire’s Wife.
В домашних коллекциях «Крестецкой строчки», напротив, много старинных, традиционных предметов, которые, впрочем, от этого не теряют своей функциональности. Старину владельцы «Крестецкой строчки» стремятся сохранить намеренно. «Проект нацелен на популяризацию народного художественного промысла, возрождение интереса к „Крестецкой строчке“ и искусству ручного труда. Это бесценное наследие, которое важно не растерять в современную эпоху массового производства. Элементы старинных вещей с авторской вышивкой выглядят актуально и уникально даже в XXI веке. Мы стараемся создавать изделия на стыке современности и традиций, которые покупатели смогут передавать будущим поколениям», — объясняет Георгиев.
Фотографии: «Крестецкая строчка»