На Покровском бульваре фонд «Внимание» реставрирует особняк XVIII века. Несколько лет назад художник и реставратор Николай Аввакумов заметил на фасаде под обвалившейся штукатуркой кирпичные фрагменты срубленного декора в стиле барокко.

Фасад стали расчищать, а пару месяцев назад работники «Жилищника» тщательно заштукатурили открытые фрагменты кирпичной кладки. Фонд «Внимание»‎ второй раз очистил кладку от штукатурки, а сейчас консервирует ее и выделяет цветом срубленный декор.

Мы поговорили с координатором фонда «Внимание» Романом Ушаковым о будущем здания, методах реставрации и о том, как предотвратить не всегда качественную работу «Жилищника».

Автор: Катя Полонская

Роман Ушаков

координатор фонда «Внимание»


История усадьбы

Постановка дома в глубине владения — первый признак древности, если известно о древности самого владения. Так чаще всего стоят палаты XVII века и очень часто XVIII века. А история владения известна.

Есть план 1772 года; Хохловский переулок, огибавший усадьбу, сейчас лежит иначе. Тогда он делал острый угол с проездом Белого города, нынешним внутренним проездом Покровского бульвара. В этом углу помещался хозяйственный двор усадьбы. Возможно, часть каменных служб замурованы в существующих строениях. Позади был сад. Главный дом показан каменным уже на этом плане, когда принадлежит коллежскому советнику, в будущем рязанскому вице-губернатору Алексею Андреевичу Мосолову. Но он лишь последний из возможных строителей дома. История усадьбы известна с 1731 года, когда ею владела княжна Мария Дмитриевна Кантемир.

Первый дом Марии Кантемир был деревянным, построен в 1731-м, сгорел в 1737 году. Известен его архитектор: это сам Доменико Трезини, находившийся в Москве с царским двором. Чертежи того дома и усадьбы тех лет не обнаружены. После пожара дом был отстроен, но через десять лет опять сгорел. Был ли и второй дом деревянным, мы не знаем. Но пожары каменных домов редко приводили к обрушению стен, так что он мог сохраниться. «Погорел» для каменного дома означало прежде всего «стал непригоден для жизни», «совсем погорел» — «совсем непригоден». У княжны Марии было время выстроить каменный дом и после второго пожара», — рассказывает для «Архнадзора» москвовед Валентин Карелин.

К нашему времени усадьба изменилась до неузнаваемости. В XIX веке дом стал доходным, и новые владельцы надстроили еще один этаж, а в советское время добавились еще два.

О разных подходах к реставрации

В нашей реставрации есть понятие ценности подлинного материала — мы не хотим делать новодел. Хотим сделать акцент на том, что сохранилось. А чтобы показать, каким здание было в разные времена, можно поставить рядом стенд с визуализацией.

При этих работах мы ориентируемся на дом Ярошенко, который недавно отреставрировали. Там можно увидеть сразу несколько периодов на одном фасаде. Реставраторы не восстанавливали дом по образцу XVII, XVIII или XIX  века, а показали все строительные периоды сразу. Во дворе есть табличка с визуализацией, если хочется посмотреть, как дом выглядел раньше.

При другом подходе реставрация могла выглядеть так: в доме Ярошенко заложен вход в здание, можно было бы заново прорубить вход в здание и проложить оконные проемы. Новодел, но на манер XVII века. Так же и с особняком Кантемиров — можно воссоздать здание на XVIII век. По следам наличников сделать объемный декор. По сути новодел, но точный, показывающий, как раньше эти детали выглядели. Примеров такой реставрации в России много.

Мы же хотим показать на фасаде сразу все эпохи. Сейчас важно обнажить слой кирпича и законсервировать его, а также выделить цветом срубленный старинный декор. А финальный вид мы будем обсуждать с Фондом капитального ремонта — ремонт предстоит дому в ближайшие годы. У здания есть противоположный фасад, который предстоит раскрывать в будущем, — там, может быть, найдем больше архитектурных деталей.

О работе «Жилищника»

Это далеко не первый случай, когда «Жилищник» вмешивается в исторический облик здания. В доме на улице Бахрушина Москва лишилась важной детали — огромных дореволюционных окон, история с тамбурными дверями тоже закончилась плохо — их не вернули на место. А в доме Дурилина собирались менять оригинальные окна эпохи модерн на пластиковые. Там все закончилось благополучно, жители за свои деньги отреставрировали окна.

«Жилищников» много — у каждого района свой, и мы сталкиваемся с их деятельностью в контексте работы с историческими домами. Простые задачи типа покраски стен они выполняют, а сложные — качественный ремонт старинных дверей, окон и перил, метлахской плитки — уже не могут.

У них нет бюджета на такие работы: не могут закупать дорогостоящие материалы для реставрации и привлекать специалистов с нужной квалификацией. Также в домах без охранного статуса у них, видимо, нет задачи сохранять подлинные исторические детали. У особняка Кантемиров нет статуса объекта культурного наследия, поэтому мы выполняли текущий ремонт и приводили фасад в соответствие с паспортом фасада. Мы уведомили «Жилищник» о проводимых работах.

Как жители дома могут остановить работы

Часто эти работы еще и не согласовывают с жителями. Жители дома как собственники должны принимать решения совместно. Важно следить за тем, что и как делает управляющая компания. Важно, чтобы старший по дому общался с другими жителями, и был какой-то консенсус насчет проводимых работ.

Если работы не согласованы с жителями — есть хороший шанс их остановить. Если же метлахскую плитку меняют на дешевый керамогранит с согласования жителей и дом не памятник культуры — мало что можно сделать. По нашему опыту, могу сказать — если жители следят за своим домом, многих проблем можно избежать.

Фотографии: Фонд «Внимание»