WhereToEat — единственная на данный момент авторитетная премия в ресторанной индустрии России. В прошлом году она стала международной, а ее «семья» регулярно пополняется: уже несколько лет есть и барная премия WhereToDrink, а недавно команда анонсировала отельную премию WhereToTravel. «Большой Город» поговорил с основательницей и генеральным продюсером премий Ириной Тиусониной и узнал, как присваиваются места ресторанам, кто входит в состав экспертов и на чем премии зарабатывают.

Автор: Валерия Перфильева

 

Зачем нужны премии

Любая премия — это лакмусовая бумажка для индустрии и показатель того, что она жива. Конкретно для гастрономии это всегда еще и про удовлетворение амбиций шеф-поваров и рестораторов и своего рода вклад в развитие бизнеса. Мы проводим ресторанную премию с 2013 года и регулярно наблюдаем, как у победителей сразу после церемонии разрывается телефон и столы бронируют на пару месяцев вперед.

Основная моя поддержка и мотивация — это сама индустрия. Я в ней очень давно: с 1997 года делала журналы Where Moscow и Where Saint Petersburg, и с 2000 года мы стали первыми выдавать ресторанам звезды журнала Where. Я всегда понимала, что премия — это очень сложно, но как раз в 2013 году мне показалось, что наш ресторанный рынок стал готов к ее появлению. Мы начинали с Петербурга, и в наш первый лонг-лист вошло тогда 120 ресторанов. 

 

 

Премия vs. рейтинг и конкуренция в мире наград 

Был период, когда в Россию активно начали приходить международные рейтинги и гиды, последним из которых был Michelin. Глупо было бы утверждать, что я не переживала по поводу конкуренции. Всем понятно, что их авторитет мощнее хотя бы потому, что они существуют уже десятки лет, да и гастрономия в Европе развивается как минимум столетие. Там точно больше экспертности. Это нам сейчас кажется, что у нас тоже всегда были первоклассные рестораны, модные шефы и креативные концепции. Но это не так. Нашей гастрономической индустрии нет и 20 лет, и мы все еще перенимаем опыт, в том числе и в вопросе оценок и премий.

 

   

Думаю, что это очень легко — просто составлять список и ни с кем не ругаться, никого не обижать

   

Тем не менее и в 2013 году, и сейчас мы единственные, кто в России рискует расставлять рестораны, бары и отели по местам и вводить однозначные количественные оценки. Меня в последнее время много спрашивают, что я думаю насчет вновь учрежденных рейтингов и гидов. А я думаю, что это очень легко — просто составлять список и ни с кем не ругаться, никого не обижать. С интересом понаблюдаю, когда кто-то у нас все-таки решится сделать альтернативную премию, расставить рестораны по местам и назвать победителей.

 

 

Как определяют победителей и откуда берут экспертов

Из года в год я сталкиваюсь со множеством обвинений в необъективности и подлогах. Поэтому я считаю важным рассказывать, как строится процесс определения победителей. Начинается все с того, что формируется первичный список ресторанов-участников. Его придумываю не я и даже не члены моей команды, а наши эксперты — их всегда ровно 100 в каждом регионе независимо от его величины. То есть всего по стране у нас 800 экспертов, причем каждый год они полностью меняются. Учитывая такое количество людей, выборка получается уже максимально объективной и статистически значимой. 

 

  

За 12 лет существования премии в черный список попали 5 членов жюри

   

В состав экспертов входят только люди, имеющие прямое отношение к индустрии: в ресторанах это шеф-повара и сами рестораторы. То есть у нас среди экспертов нет блогеров и журналистов. Последние голосуют в отдельной номинации «Выбор СМИ». При этом причастность к кругу экспертов премии конфиденциальна, а за разглашение и другие нарушения правил мы штрафуем и можем даже исключить из числа экспертов на время или навсегда. За 12 лет существования премии в черный список попали пять человек.

Эксперты формируют лонг-лист, ставят оценки от 1 до 10 баллов. И если ресторану поставят средние оценки большое количество экспертов, он с большей вероятностью займет высокое место, чем заведение, которому пять экспертов поставят оценку 10. И если вы не увидели в шорт-листе каких-то ресторанов, которые, по вашему мнению, этого достойны, это означает, что их соответствующе оценили эксперты. Это всего лишь математика, поэтому у меня не возникает вопроса, как быть честным человеком.

  

 

На чем зарабатывает премия

Можно сколько угодно жаловаться на необъективность, но мне за годы работы никто так и не предоставил ни одного доказательства подлога. Я гораздо больше заинтересована в честности премии, чем вся индустрия. Потому что экономика премий строится на долгосрочном сотрудничестве с партнерами и спонсорами. Мы зарабатываем на партнерских пакетах: то есть нам платят деньги разные компании, не имеющие отношения к ресторанам напрямую, за возможность участвовать в мероприятии, представлять свой бренд и быть спонсорами. В долгосрочной перспективе мне очень важна репутация, потому что, если у меня будут низкие «рейтинги», спустя пару лет хорошие партнеры ко мне не придут, так как мое мероприятие перестанет быть значимым для индустрии. Так что клиенты среди ресторанов и отелей и их деньги мне не нужны.

 

 

Зачем мне отельная премия

Отели — это важная часть индустрии гостеприимства. И я хочу сделать рекомендательную экосистему в ней. Что выбирает турист, когда приезжает куда-то? В первую очередь отель, ресторан и бар. И мы теперь будем давать рекомендации по всем трем направлениям. Тем более что я и сама много знаю об отелях и привлекаю авторитетных консультантов. Отельная тусовка вообще очень закрытая, они сложно принимают новое, поэтому я понимаю, что первое время будет тяжело, но потом все привыкнут. Как-то особенно фокусироваться на гастрономии в отелях мы не собираемся, этому просто будет посвящена одна из номинаций. Первая церемония награждения пройдет 5 декабря в Санкт-Петербурге.

 

Фотографии: WhereToEat