Крупнейший в Петербурге, да и в Европе фуд-молл Vokzal 1853 открылся в конце года на Обводном канале, у станции метро «Балтийская». Ранее на этом месте располагался один из важных вокзалов Санкт-Петербурга с богатой историей — Варшавский, строительство которого начал в 1852–1853 годах архитектор Скаржинский. Крымская война затормозила процесс, который продолжили в 1857 году под руководством инженера Станислава Кербедза и архитектора Петра Сальмановича. В 1858 году открылся первый участок железной дороги, который соединил столицу и императорскую резиденцию в Гатчине. Через год железнодорожная ветка протянулась до Пскова, в 1862-м до Варшавы, а следом — до других европейских городов: Вены, Брюсселя, Берлина.

В годы Первой мировой вокзал принимал эшелоны с ранеными и во время Второй мировой сильно пострадал от обстрелов и бомбежек. В советское время с Варшавского вокзала отправлялись поезда в Прибалтику, на Западную Украину, а также международные рейсы в тот же Берлин, Варшаву и Прагу. После распада СССР вокзал в основном обслуживал пригородные поезда, а в 2001 году закрылся на реконструкцию. Сперва транспортный узел собирались превратить в Музей современного искусства, но в результате на месте архитектурного памятника появился торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс».

За почти 20 лет работы ТРК морально устарел. О намерениях строить на его месте современный фуд-молл его собственник, холдинг «Адамант», заявлял еще в 2019 году. Карантин и политическая обстановка в стране серьезно затормозили планы строительства, но в ноябре 2022-го в партнерстве с Алексеем Васильчуком из Restart Vasilchuk Brothers проект наконец стартовал. Запуск трехэтажного комплекса осуществляют в несколько этапов: первый начали с открытия гастрономических корнеров на первом этаже. Цифра 1853 в названии отсылает к дате начала постройки Варшавского вокзала.

По меркам Санкт-Петербурга масштаб строительства и размеры вложений имеют беспрецедентный размах: три этажа фуд-молла разместились на 34 тысячах квадратных метров, сейчас здесь работают 60 из 90 запланированных корнеров. По словам партнера Алексея Васильчука, вложения в комплекс составили 2,5 миллиарда рублей. Рассказываем, как устроен самый большой фуд-молл в Европе и за чем туда стоит идти прямо сейчас.

Автор: Аня Коварская

ФОТОГРАФ: Виктор Юльев

Vokzal 1853


Адрес

наб. Обводного канала, 118

часы работы

10:00–22:00

Эстетика путешествий и паровоз «Проворный»

Экстерьер П-образного здания с двумя примыкающими боковыми двухэтажными корпусами и башней с часами реконструкция затронула минимально: здесь обустроили архитектурную подсветку по периметру и убрали вульгарные витражи, которые долгие годы не украшали большие арочные окна. Попасть в фуд-молл можно через три входа — восточный, западный и северный, у магазина «Перекресток», который работает со времен прежнего торгового комплекса. Здесь же продолжили работу девять залов компании «Каро Фильм» и клуб «Спорт Лайф» в цокольном этаже.

Оформлением трех этажей фуд-молла (цокольного, первого и второго, между которыми курсируют эскалаторы и лифты) занимался архитектор Андрей Цыганков из бюро Nograph. Главный архитектурный элемент, обращающий на себя внимание, — восстановленный атриумный потолок, который укрывает здание с севера до юга и в дневное время позволяет свету проникать через покатые стеклянные окна. В обстановке сохранены многие чугунные элементы конструкций, в том числе массивные колонны, ригели и балки XIX века. Тему путешествий обыгрывают стилизованные под старину высокие фонари и раздвижные, как в салонах купе, двери. Посетители могут размещаться за деревянными скамейками с высокими спинками, напоминающими зал ожидания на вокзале, обеденные столы выполнены на манер откидных столиков. Интерьер оживляют искусственные растения в кадках.

Ключевое украшение цокольного этажа — уменьшенная копия английского паровоза «Проворный», ходившего по Царскосельской железной дороге с 1837 по 1860 год. Обитый шпоном макет из стеклопластика сделали в петербургском бюро MagicForm. Рядом установлена высокая ель, которую опоясывает игрушечная железная дорога с маленьким паровозом. Большая часть цокольного этажа отдана вспомогательным помещениям: здесь размещаются технические комнаты, склады, раздевалки для персонала, камеры и холодильники.

Раклет, рамены и пицца

Пространство первого этажа отдали корнерам, которые представляют разные кухни мира. Здесь действует система самообслуживания, согласно которой посетители делают заказ на выбранном корнере и по сигналу пейджера через 10–15 минут забирают еду и напитки. Из 90 анонсированных пока работают 60 резидентов.

Самую популярную в Петербурге итальянскую кухню представляют три команды: Pizza Club от команды PIO с римской пиццей, Pinzeria by Bontempi с пинцей и Sapori di Italia. Израильской едой кормят на корнере Easy Hummus c израильским стритфудом на каждый день, балканской комфорт-фуд — на корнере Bratski, китайские блюда готовят в Hagao. Хачапури с пхали можно найти в грузинском бистро Georgiani, том-ям и моти — в Bomu или Yujin, знаменитые корейские пирожки с разными начинками — в «Пян-се», японские татаки и суши — в Lili New Wave, мягкий сыр раклет — в «Дело в сыре». Для любителей морепродуктов работают корнеры «Мидийное место» и Muelle с ежами и устрицами. Из московских проектов на фуд-молле представлены Hot Dog Buldog от Гарика Харламова, бургерная Burger Heroes и бар Right Hops. За сладкими булочками с корицей посетители могут отправляться в Cinnabon, во Fluffy Fluffy накормят панкейками и чизкейками, в кондитерской Sweet Way нальют бабл-чай. Для юных гостей работает ресторан Family Bistro Let’s Play с детской комнатой, игротекой и нянями. Кроме гастрономических корнеров, на первом этаже работают лавки с подарками, мармеладом, свечами и магазинчики с сухофруктами.

Пока закрыты не все гастрономические направления: например, не представлены русская и испанская еда, нет пекарен и спешелти-кофе. В рамках поддержки молодого предпринимательства на первом этаже зарезервировано место для корнера, на котором можно будет работать без арендной платы в течение года. Победителя выявит конкурс. Еще одно место отдадут для поп-ап-концепции именитого ресторатора.

Пространство второго этажа отвели для баров и ресторанов с обслуживанием официантами и сервисом à la carte, запуск запланирован на лето. Уже известно, что одно из заведений, где соединятся восточная и средиземноморская кухни, будет называться «Греки и узбеки». В новогодние каникулы на втором этаже работает новогодняя ярмарка.

Музей железной дороги, дискотека и бесплатный Дед Мороз

В большинстве информационных источников Vokzal 1853 проходит как фуд-молл, и действительно — гастрономические корнеры на первом этаже и будущие рестораны на втором занимают большую часть здания. Однако проект жив не одной едой, ибо задумывался как многофункциональный комплекс для самой разной аудитории.

Главная площадка для проведения досуга располагается в северном крыле здания, где обустроена большая сцена для концертов, выступлений кавер-групп и других мероприятий. Все новогодние праздники на большом экране проходят бесплатные кинопоказы. На втором этаже все дни январских каникул с 12:00 юных гостей ждут на бесплатные детские елки с Дедом Морозом, Снегурочкой и аниматорами, взрослых с 19:00 ожидают на концерты с диджеями. В новогодние праздники работу комплекса продлили до полуночи.

В просветительских целях в здании планируют обустройство филиала Музея железной дороги, в экспозиции обещают деревянную модель Варшавского вокзала, макеты поездов и нарядов прошлого времени. Многочисленные ниши на втором этаже совсем скоро займут тематические работы петербургских художников — скульптуры, постеры, картины, посвященные путешествиям. В южной части второго этажа обустроена зона коворкинга, где в мягких креслах можно устроиться с чашкой кофе и компьютером. А на первом этаже скоро заработает малая сцена — многофункциональная зона для бесплатных камерных концертов, стендапов и лекций, мастер-классов и дегустаций от резидентов фуд-молла. Развлекательную функцию в комплексе выполняют приглашенные артисты: переодетые в наряды XIX века гадалки, картежники-наперсточники, газетчики, чистильщики обуви с утра до вечера общаются с посетителями и не дают гостям скучать.

Издержки гигантомании или нужный городу торговый комплекс?

Несколько лет в Санкт-Петербурге роль флагманского фуд-маркета выполнял Василеостровский рынок на одноименном острове. В прошлом, 2022 году в городе открылось еще несколько важных пространств: Московский рынок у станции метро «Электросила» и «Балаган» на Петроградской стороне. Огромные размеры Vokzal 1853 могут оказаться как достоинством, так и недостатком. Если горожанам и гостям города понравится комплекс, он может стать точкой притяжения для многих: еда на любой вкус, бесплатные кинопоказы, образовательные программы для детей и удобная парковка на тысячу автомобилей в помощь. Тема путешествия — избитый прием. Но сегодня, когда настоящие перемещения по миру затруднены, она становится все актуальнее для горожан.

С другой стороны, Обводный канал никогда не был местом силы ни для ресторанных, ни для культурных проектов, и тут может сработать новизна впечатлений. Большие надежды возлагают на жителей ближайшего нового микрорайона, ограниченного Измайловским бульваром и Парфеновской улицей (по информации устроителей комплекса, там проживает 70 тысяч человек, для которых новый молл — отличная развлекательная опция шаговой доступности). Но месяц работы — слишком короткий срок для выводов. Сейчас гостевой поток на фуд-молле, по словам партнера проекта, Алексея Васильчука, составляет 5 тысяч человек в будни и доходит до 20 тысяч человек в выходные.