«Я работаю репетитором для взрослых»
«Подруга попросила покидать ссылок про грузино-абхазский конфликт»
Чаще всего репетиторы работают со студентами и школьниками при подготовке к экзаменам или поступлении в университеты. Тем не менее к репетиторам обращаются и взрослые — чтобы расширить свой кругозор или закрыть пробелы в знаниях из школьной программы. «Большой Город» пообщался с репетитором Антоном Праведниковым о том, как он стал вести занятия для взрослых, а когда увидел большой спрос на это — начал разрабатывать два курса по мировой истории и истории России.
Автор: Соня Глухова
Как считал репетиторство невзрослой работой
Я начал преподавать в 2013 году, когда учился на втором курсе университета. До этого к школьным выпускным экзаменам я готовился вместе с репетитором, и мне казалось, что у него простая работа: мне давали задания, я их самостоятельно решал, а затем разбирал с преподавателем. Сложилось впечатление, что роль репетитора связана только с дисциплиной, и я решил, что тоже могу это делать.
Моей первой ученицей стала девушка из моей школы, которая узнала обо мне по сарафанному радио. Я сразу чувствовал себя в репетиторстве уверенно, потому что сам сдал ЕГЭ на 98 баллов и поступил в МГУ. В процессе оказалось, что все же такая работа заключается не только в поддержании дисциплины, но и в умении рассказывать свой предмет. Мне все это легко далось, но я не связал это с личной предрасположенностью, а начал обесценивать репетиторство как работу. Поэтому долгое время я не рассматривал эту деятельность как что-то серьезное — это была только одна из моих подработок. А когда кто-то из знакомых хотел заработать денег, то я каждому советовал просто стать репетитором — настолько был убежден, что это под силу всем.
Подруга попросила покидать ссылок про грузино-абхазский конфликт
В студенчестве я вел двух-трех учеников параллельно, чтобы на заработанные деньги закрывать свои потребности. С долей зависти смотрел на однокурсников, которые не приходили на пары из-за работы в офисе — почему-то это казалось мне маркером взрослости. Когда в 2018 году я окончил бакалавриат, решил: больше никакого репетиторства — теперь я буду заниматься настоящей, взрослой работой. И стал пиар-менеджером в небольшой компании. Первый год мне все нравилось, потому что это была моя первая работа: мне выдали трудовую книжку, я каждый день ездил в офис, работал в команде. Спустя какое-то время моей зарплаты в 45 тысяч рублей мне перестало хватать, и я решил, что простой подработкой может стать репетиторство. Впервые набрал себе много учеников, чтобы каждый будний вечер был занят. И это было ужасное решение.
Я жил в сумасшедшем ритме: с утра до вечера работал в офисе, с вечера и до ночи — на занятиях с учениками, а где-то в перерывах учился в аспирантуре. В тот момент я понял, как сильно мне нравится преподавание на контрасте с работой в офисе. Особенно это четко стало понятно после начала пандемии: когда в одной вкладке у тебя изматывающая офисная работа с табличками, а в другой — заряжающий зум-колл с кем-то из учеников. Благодаря этим наблюдениям и терапии я решился уйти с офисной работы и быть только репетитором по истории и обществознанию.
У меня два способа по поиску новых учеников: сарафанное радио, когда ученики, друзья или родственники сами советуют меня знакомым, а также сервис подбора репетиторов «Репетитор.ру». На этом сайте у меня высокий рейтинг и много отзывов, поэтому я как хороший водитель в Uber: ко мне больше доверия и выше спрос на мои услуги.
Как стал репетитором для взрослых
Уже много лет ко мне периодически обращаются друзья и знакомые с просьбами объяснить какое-то историческое событие, рассказать подробнее о какой-то конкретной теме, поделиться профессиональной литературой. Например, буквально на днях мне написала подруга и попросила покидать ссылок про грузино-абхазский конфликт. Чаще всего такие просьбы касаются политологических тем, и я бесплатно помогаю найти нужную информацию всем, кто обращается. А вести платные занятия по таким темам для взрослых я начал недавно.
Я готовлю школьников не только к ЕГЭ по обществознанию и истории, но и к олимпиадам, у которых уровень сложности выше в разы. Когда ко мне обращаются взрослые, чтобы закрыть пробелы в знаниях истории, я строю свои занятия на основе того, что преподаю школьникам при подготовке к ЕГЭ. Ведь, по сути, при подготовке к выпускным школьным экзаменам ученики проходят у репетитора краткий курс по всей истории: начинаем с Древней Руси и заканчиваем событиями наших дней.
В одной вкладке изматывающая офисная работа с табличками, в другой — заряжающий зум-колл с кем-то из учеников
И все же обучение школьников и взрослых различается. Если на занятиях со школьниками больше говорю я, то со взрослыми все строится как дискуссия, семинар. На таких занятиях я сам чувствую себя свободнее и могу говорить о некоторых вещах более открыто. Например, если со школьниками я стараюсь быть максимально неполитизированным, то со взрослыми не скрываю свои политические взгляды, делаю отсылки к актуальным событиям. Ведь запрос взрослых на изучение истории исходит из желания понимать происходящие политические события. Например, недавно на занятии со взрослой ученицей мы проходили Смутное время и в процессе обсуждали историю создания праздника Дня народного единства, который отсылает к этой эпохе, и то, почему именно в эту дату националисты полюбили проводить «Русские марши».
Также со взрослыми учениками я использую другую литературу. У школьников есть ограниченный список учебников, закрепленный в федеральном перечне. А взрослым я дополнительно отправляю ссылки на альтернативные источники, статьи «Постнауки» или подкасты и курсы «Арзамаса» по теме, которую мы проходим. Школьникам я тоже это отправляю, но только как дополнительные материалы: в выпускных классах у них большая загрузка по всем предметам и вряд ли есть время, чтобы послушать многочасовой подкаст только для занятия по истории. А со взрослыми есть больше свободы в подходе к преподаванию. Даже, например, одна из моих взрослых учениц поделилась тем, что обычно читает все в последний момент перед занятием, и не всегда получается успеть. Поэтому я начал использовать с ней новый формат подхода обучения: каждое утро отправляю ей новую статью по теме, которую мы проходим.
Как начал разрабатывать курс по истории для взрослых
Портрет моего взрослого ученика — это человек из сфер, смежных с медиа, который в школе и университете либо не проявлял интереса к изучению истории, либо просто столкнулся с плохими преподавателями, а теперь чувствует себя некомфортно из-за этого пробела в знаниях. Кто-то даже рассказывал, что ему стыдно не знать какие-то вещи из школьной программы по истории. После того, как ко мне пришла пара человек с такими запросами, я задумался, что на самом деле сталкивался с такими мыслями и при обычном общении с некоторыми из моих знакомых — это будто витает в воздухе.
Когда задумался о более серьезном подходе к репетиторству для взрослых, я столкнулся с очевидной проблемой: если мое обычное занятие со школьником стоит 2,5 тысячи рублей, то странно ожидать, что взрослый будет готов платить столько же. Я понимаю, что человек готов платить такую сумму, когда готовится к экзамену, от которого зависит его поступление, но если просто хочешь подтянуть знания — это слишком много. Тогда я впервые задумался о создании своего курса по истории для взрослых.
Мне всегда казалось, что создавать и вести курсы — это очень сложно и я никогда не буду таким заниматься. Но в случае с репетиторством для взрослых это кажется самым оптимальным решением, ведь таким образом можно вести занятия за доступные для людей деньги. Поэтому сейчас я начал подбирать литературу и разрабатывать структуру для курсов по истории России и мировой истории для взрослых.
обложка: New Africa — stock.adobe.com