«Как же рано я родилась!»: 87-летняя пенсионерка сама создает чат-боты — мы поговорили с ней
«Практически отбиваю затраченные на учебу деньги»
Восьмидесятисемилетняя Светлана Сускина вот уже несколько лет работает над созданием чат-ботов — и это удается ей не хуже, чем поколению зумеров. «Большой Город» узнал у Светланы, насколько трудно освоить новую профессию в таком возрасте и почему, несмотря на свои навыки, она считает себя «самой обычной бабушкой».
Автор: Степан Бальмонд
Светлана Сускина
Как появилась любовь к знаниям
Еще до того, как освоить цифровые технологии, Светлана Сускина не боялась пробовать что-то новое, будь то шитье, готовка или рисование. Благодаря усидчивости и вниманию к деталям ей нередко удавалось достичь совершенства — помогало в этом не только искреннее желание научиться что-либо делать, но и порой жизненная необходимость. Во многом интерес к таким исследованиям неизвестного проявился у Светланы еще в школьные годы.
«В школе у нас был кружок математики. Я проявляла некоторый интерес к этому — любила задачи, решала их быстро, поэтому посещала этот кружок: руководителем был парень с четвертого курса университета, которого пригласила математичка. Он проявлял недюжинные способности к науке — и занятия были очень интересными.
Наша классная руководительница вела литературу: вначале она силком водила нас в музеи. Я помню, как в Пушкинском музее мне очень понравились работы импрессионистов — с этого и началась вообще моя любовь к живописи. Позднее я покупала альбомы, читала про жизнь и творчество художников, посещала выставки в Москве. А каком бы городе или стране я ни оказывалась, первым делом шла в музеи живописи.
Так и стала развиваться моя любознательность — благодаря кружку по математике и хождению в музеи. Всю жизнь я с благодарностью вспоминаю этих учителей по математике и литературе за то, что они проявляли такую активность. Это помогло мне сформировать интерес к живописи и знаниям в целом».
Как удается сохранять оптимизм
В своей длинной жизни Светлана работала и инженером на предприятии космической оборонной продукции (после окончания института), и преподавателем технической дисциплины, и сотрудником маркетинговой компании, и, наконец, IT-специалистом. Ей удалось не только победить онкологические заболевания, но и построить карьеру с нуля после распада СССР, хотя ей уже было за 60 лет. Все в своей жизни Светлана переживает стойко во многом благодаря свойственному ей оптимизму.
«По жизни я всегда ставила цели и шла к ним шаг за шагом. Иногда путь был длинным, иногда — коротким, но цели я всегда достигала. Что мне хотелось сделать, то я в результате и делала. Не всегда это было легко или быстро.
Так как я ставила цели и умела к ним приходить, вероятно, выработалось понимание, что я всего могу достигнуть. Я не ставила каких-то невозможных задач перед собой, хотя на первом этапе они такими и казались. Мне говорили: „Не может быть, что это получится“. Но это получалось, пускай я и потратила больше времени.
Мой оптимизм — это дорога к цели: видеть ее, понимать, как идти к ней, знать, что с первого шага ты двигаешься в нужном направлении. Главное — не бросать. Поэтому, когда человек говорит, что ничего не получится, на самом деле это может быть просто заминкой.
Если вы хотите чего-то достичь, значит, идете вперед — всю свою жизнь я так живу. У всех людей все может получиться, если они понимают, что к этому нужно идти постепенно, не перескакивая шаги».
Почему считает себя «самой обычной бабушкой»
Истории внуков о том, как непросто научить бабушек пользоваться смартфоном или ноутбуком, встречаются в соцсетях довольно часто. Светлана, скорее, исключение из этого правила: цифровым технологиям она обучилась сама благодаря онлайн-курсам и поддержке коллег на работе. При этом ее навыки, как убеждена сама Светлана, вовсе не делают ее особенной — напротив, она уверена, что является «самым обычным человеком», хоть и увлеченным новыми технологиями.
«Я самый обычный человек и самая обычная бабушка. Мне кажется, что наша жизнь, независимо от возраста, состоит не только из того, что мы занимаемся домашним хозяйством — готовим, стираем, убираем. Должен же быть какой-то интерес — например, ходить в театр, музей, что-то новое узнавать.
Я, например, увлекаюсь новыми технологиями, а другой человек — вязанием. Для меня это уже пройденный этап: этим я занималась, когда в мои молодые годы в нашем государстве так плохо была развита легкая промышленность, что приходилось своими руками все изготавливать, чтобы выглядеть прилично. Поэтому все зависит от того, что интересно человеку, а не от того, продвинут ли он.
Я люблю не только технологии: мне нравится опера — и каждый месяц я хожу в „Геликон-оперу“; я продолжаю заниматься живописью, в которую пришла после 70 лет. Мне нравится петь — и я хожу в хор, мне интересно играть в бильярд — и я делаю это два раза в неделю. Если вам кажется это современным, то ради бога — мне это просто интересно, и я это делаю.
Чувствую ли я, что я более продвинутая, чем мои сверстники? Я никогда себя не сравниваю в этом. Просто у человека другой интерес — это тоже замечательно: главное — как он представляет свою жизнь и чего он хочет от нее. Мои внуки мной очень гордятся — внучка однажды даже написала пост в фейсбуке* про меня, и я получила много комментариев и поздравлений. Мне было даже немного неловко от такого ажиотажа — но в этом нет ничего необыкновенного, это просто моя жизнь».
Как начала работать на компьютере
Обучаться работе на компьютере Светлана начала после 60: тогда компьютеры только набирали популярность, и единственным местом, где она могла «попробовать себя», стал рабочий офис. На освоение нового увлечения ушло несколько лет: для того чтобы начать полноценную работу, пришлось не только обратиться за помощью к молодому поколению, но и записаться на онлайн-курсы.
«Мне было около 60, когда я начала интересоваться компьютером. В 90-е и 2000-е их было очень мало — стояли они в основном в офисах и стоили дорого, дома ни у кого их не было.
Я тогда работала по найму в компании, и если стоял компьютер, то в свободное время я всегда интересовалась, как все устроено. Конечно, я спрашивала молодежь, которая на них работала, — мне рассказывали про функции, что надо делать. Я поняла, что нужно купить самоучитель и записаться на курсы — я всю жизнь занималась самообразованием, поэтому это было для меня привычно.
Сначала я все узнавала сама, потом прошла онлайн-курсы, потом внук подарил мне свой компьютер — и тут я уже стала все скрупулезно изучать и продолжаю это делать по сей день. Каждый раз, когда сажусь что-то делать за ноутбуком, я думаю: „Боже, как же рано я родилась!“ Эти новые технологии меня завораживают, мне хочется все знать и всему научиться».
Каково это — учиться технологиям во взрослом возрасте
В 87 лет Светлана сама создает чат-боты — по ее словам, этим она занимается не столько с целью заработать, сколько из собственного интереса и любви к знаниям. Светлана разрабатывает автоворонки — автоматические сценарии переписки, в которых клиент компании через общение с ботом может получить нужную ему услугу или приобрести актуальный товар.
Автоворонки часто используют в маркетинге, а эта сфера была знакома Светлане, ведь в прошлом она занимала должность коммерческого директора в фирме. Больше всего женщине нравится заниматься проектами, связанными со здоровьем. На практике ей удается совмещать свои технические знания, дизайнерские и художественные навыки — каждый из них необходим для создания качественной и интересной клиенту коммуникации с компаниями.
«Я совсем не обращаю внимания, кто что скажет и как ко мне отнесется. Если мне что-то интересно, я это делаю. Возраст тут совсем ни при чем: все зависит от человека, интересно ему или нет.
Я изучила разные нейросети — что они могут, как они способны облегчить жизнь или часть работы. Я изучала дизайн в школах дизайнеров, многому научилась. Мне хотелось продвигать это, монетизировать знания. Но для этого тоже нужны навыки — и тут я нашла платформу BotHelp, которая дает возможность сделать чат-боты, которые помогают в рекламе для поиска клиентов. Мне это было интересно: я подумала, что это хороший способ продвигать свои возможности.
Поэтому я и пошла учиться, купив курс онлайн. Теперь я умею делать с нуля, запускать все эти автоворонки, чем и пользуюсь, помогая другим людям продвигать свои услуги. Пока что я работаю только со знакомыми и по рекомендациям. Практически отбиваю затраченные на учебу деньги. Эта профессия — больше для удовольствия».
* Meta Platforms Inc., которой принадлежат Facebook и Instagram, признана властями России экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.