Автор: Анна Соколова

В сложные времена компании первым делом начинают урезать расходы и отказываться от услуг внештатных специалистов, разорвать трудовые отношения с которыми легче всего. Одновременно брать разовые заказы начинают больше людей, лишившихся работы и готовых делать ее за меньшие деньги. «Большой Город» поговорил с фрилансерами о том, как изменилась их работа, много ли клиентов они потеряли, как искали новых и что планируют делать дальше.

Анастасия Вареникова

SMM-маркетолог

Я работаю в сфере SMM с b2b-компаниями. В первые месяцы заказчики резко стали сокращать расходы на маркетинг и ставить на паузу проекты, которые не были заточены на продажи здесь и сейчас. Оставляли только самые конверсионные инструменты и даже на них снижали бюджеты.

Несколько клиентов взяли паузу с марта по апрель и полностью перезапустили свой бизнес. Был интересный случай, когда мы готовили план продвижения для одного нового продукта, все проработали, готовы были в начале марта запустить — но из-за известных событий все поставили на паузу, а через месяц использовали тот же план и бюджет, те же рекламные каналы на новый проект. В результате сейчас я работаю с теми же клиентами, только продвигаю их новые услуги.

Расширять список услуг все же приходится. Если ранее я работала с запрещенными в России соцсетями и Telegram, то теперь пришлось добавить в портфель «ВКонтакте» и «Дзен». Почему «пришлось»? Для b2b-сферы это пока не очень эффективные источники лидогенерации: в них не привыкли заходить топ-менеджеры и владельцы компаний, чтобы получить совет по сервисам для своего бизнеса или обсудить налоговые проверки. В Facebook* же это было распространенной практикой.

Но в один момент схлопнулась таргетированная реклама в соцсетях Facebook и Instagram* — основной источник привлечения клиентов в этих сетях. Площадка «ВКонтакте» испытала огромный наплыв рекламодателей и создала им много трудностей: в первые недели модерация рекламы затягивалась на сутки-двое и вводила новые и новые ограничения для креативов. Кроме того, реклама «ВКонтакте» стала менее эффективной и более дорогой, чем в соцсетях запрещенной в России Meta.

Сейчас на продвижение в Instagram и Facebook спроса нет. Даже тех, кто ранее вел в Instagram странички и набрал теплую аудиторию, приходится уговаривать продолжать вести страницу, показывая статистику просмотров и посещений (из Instagram ушло не более 30 % аудитории).

В целом заказов стало меньше, потому что бо́льшая часть была именно на развитие в Instagram, а к Telegram и «ВКонтакте» люди пока только присматриваются. Зато стали появляться заказы на ведение Telegram-каналов, причем туда идут как юристы, налоговики, консультанты, эксперты по недвижимости, так и мастера маникюра. Раньше такого не было: Telegram у меня и коллег, с которыми работаю, продавался только в комплексе с другими соцсетями.

Снижать расценки мне не пришлось — это бы никак не повлияло на количество заказов. Клиентов стало меньше, но их задачи стали интереснее и труднее. Поэтому в планах сделать пару мощных кейсов в сложных нишах и поднять расценки.

Екатерина Гейзерих

сценарист

Я — сценарист на фрилансе. В мае прошла волна сокращений, на рынок вышло много свободных специалистов. Примерно полтора месяца после этого чувствовалась невероятная конкуренция на каждый заказ, что появлялся в сети. При этом все тестовые задания и письма, что я отправляла, как будто в омут попадали.

Одновременно росло число курсов, обещающих мечту «стать сценаристом и зарабатывать от 100 тысяч в месяц». Что энтузиазма не прибавляло, так как мечтой загорелись те, кто не имел к нашей профессии никакого отношения. Они демпинговали рынок, а сценарии писали так, что у заказчиков появлялась крамольная мысль «да я и сам лучше могу». Так было всегда, но в последнее время ситуация обострилась.

В июле индустрия «оттаяла» — мне стали отвечать на почту и в телеграме, продюсеры сериалов вернулись с библиями и концепциями. Поскольку заказчики решили работать, несмотря ни на что, у меня работы тоже прибавилось. Теперь я за ноутбуком 24/7 почти без выходных. Недели две назад я сдалась, планировала отдохнуть летом, заняться творчеством и дописать сценарий художественного фильма, но теперь у меня нет выбора — кто знает, что будет дальше и будут ли заказы осенью. Беру все, что дают, и надеюсь, что в осенний сезон, который обычно богат на заказы у фрилансеров, у всех будет работа.

Анастасия Бондарович

контент-продюсер

Я создаю контент для медиа и бизнеса. Конец февраля в моей карьере был непростым. Все началось с коротких сообщений небольших клиентов: «Мы закрываемся на неопределенный срок», «Нет времени объяснять, тексты мне больше не нужны» и так далее. Некоторые крупные клиенты попросили встать на паузу и так не объявились. Многие спешно выплатили долги и замолчали.

На март 2022-го я осталась без потока небольших заказов, которые приходили по сарафанному радио, а также без нескольких крупных клиентов, которые обеспечивали мне спокойствие. В следующие месяцы постоянные клиенты уходили один за одним. Справедливости ради скажу, что одного я потеряла по собственной ошибке. Но — о чудо! — примерно с конца марта стали приходить новые. Пока я закрывала одну дыру в доходе, вырастала новая. В то же время мне стали повально писать авторы с просьбой дать работу. Предложить им было нечего.

Я засуетилась. Постоянно созванивалась с коллегами по отрасли, спрашивала, что делают они, была на нескольких мастермайндах. Только один мне значительно помог: переводчик, который парой дней работы обеспечивает себя на месяц, посоветовал ни в коем случае не демпинговать. Отличный совет! И я подняла цены.

В результате за весну я почти полностью обновила пул клиентов. Например, вместо финансового портала и бизнес-школы стала работать с wellbeing-стартапом и криптообменником. Некоторые клиенты вернулись, так как у них снова появились заказы.

Эта встряска позволила мне перейти на другие рельсы:

  • Я обновила пул авторов, с которыми сотрудничаю. Наконец у меня закончилось терпение, чтобы работать с теми, кто из раза в раза допускает ошибки, появились контакты специалистов более высокого уровня. Интересно, что копирайтингом теперь рады заняться люди с совсем другой профессией, например, юристы, дизайнеры — это бесценно для узкоспециализированных текстов!
  • Обновила список услуг: добавила в команду сценаристов, авторов текстов для лендингов, крипто-авторов.
  • Поняла, что выход на зарубежный рынок больше нельзя откладывать, и наконец нашла новых авторов со свободным английским, а также пруфридеров.

Я не изменила методы продвижения, но стала более активной. Как и раньше, я продвигаю свои услуги с помощью сарафанного радио. Но сейчас больше общаюсь с людьми из отрасли, пишу в социальных сетях, просматриваю ленту и запросы людей, также я обновила портфолио и попросила друзей меня рекомендовать. Мой доход вырос, но и работать я стала больше. Пока нет возможности расслабиться: нужно менять свое позиционирование, говорить о новых услугах, особенно о копирайтинге не английском, а также выстраивать процессы по новым услугам. Выдохну, когда все снова заработает как часы и можно будет в середине рабочего дня поехать поесть хинкали. А пока, как говорится, нужно работать, солнце еще высоко.

* Власти считают Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории России.

обложка: Burst — Pexels