С целью выяснить, что помогает девушкам на пути в ИТ, «Яндекс Образование» и НИУ ВШЭ провели двухэтапное исследование среди 415-ти женщин, которые работают в разработке и анализе данных, ИИ, управлении проектами, инфраструктуре, DevOps, информационной безопасности и техподдержке.

На первом этапе аналитики выделили факторы, которые женщины описали как помогающие или препятствующие закреплению в ИТ, на втором — оценили, насколько распространены различные аспекты опыта специалисток и как этот опыт зависит от индивидуальных характеристик каждой участницы.

Предпосылки выбора профессии

Более половины опрошенных в старшей школе учились в профильных классах (большинство — в классах с ИТ и физико-математическим уклоном), а еще две трети записывались в кружки и участвовали во внеучебной деятельности и олимпиадах.

Исследование показало связь между внеучебной активностью в детстве и карьерным ростом: 82 % девушек, занимающих руководящие должности в ИТ, посещали в детстве дополнительные занятия. Для сравнения, среди девушек на более низких позициях таких только 64 %.

Немалую роль играет родительская поддержка. У 76 % опрошенных родители поощряли внеучебные занятия и поддерживали в изучении точных наук, у 75 % — одобряли участие в профильных кружках и олимпиадах, а половине родители советовали выбрать карьеру в STEM-областях.

От школьных кружков к привычке учиться

Получив образовательный опыт в детстве, девушки формируют привычку заниматься саморазвитием во взрослой жизни: среди женщин, посещавших дополнительные занятия в школьные годы, 77 % продолжают активно заниматься самообразованием. Сразу 90 % женщин учатся во время карьеры.

При этом, если в школьные годы занятиями были кружки, то сейчас большинство выбирает современные форматы — книги, подкасты и онлайн-курсы. Почти половина опрошенных также проходит курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Готовность к постоянному обучению входит и в число «мягких» навыков, которые специалистки считают ключевыми факторами успеха — о них говорили 67 %. Из других навыков 63 % отметили развитые логическое и аналитическое мышления, 54 % подчеркнули интерес к технологиям и 53 % — гибкость ума.

   

Исследование проводилось с мая по июль 2024 года. У 40 % опрошенных был опыт профессиональной переподготовки. Основная доля участниц — в возрасте от 25 до 44 лет. Большинство получило образование или имеет опыт работы в крупных городах-миллионниках.

Источник и скриншоты: пресс-служба «Яндекс Образования»