Как блокировка инстаграма* повлияла на стилистов, художников и дизайнеров
«Хотим работать здесь, пока и насколько это возможно»
Текст: Катя Полонская
Instagram (принадлежит Meta Platforms Inc., которая признана в России экстремистской организацией) на территории России заблокирован, но пользоваться соцсетью все еще можно. «Сетевые свободы» цитируют решение суда: «Принятое решение не ограничивает действия по использованию программных продуктов компании Meta (признана в России экстремистской организацией) физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности».
Мы в «Большом Городе» поговорили о работе в сложившейся ситуации со стилистами, художниками, дизайнерами — людьми, чьи небольшие бизнесы завязаны на визуальном контенте и функционировали в запрещенных соцсетях.
Софи Кожевникова
стилист (sophie_kokos), соосновательница бренда Peach Girl Wear
— Я стилист, моя профессия максимально связана с моим блогом — все клиенты приходили из инстаграма*. Сейчас в разы уменьшился поток клиентов, ко мне обращаются либо старые заказчики, либо знакомые. Новых клиентов практически нет — это, конечно, печально.
Не так давно мы запустили бренд Peach Girl Wear. Наши вещи представлены на Wildberries, и какой-то поток клиентов есть оттуда, но развитие бренда изначально планировалось за счет моего блога, моих подписчиков, которым нравится мое творчество. Сейчас продажи упали, активность подписчиков в блоге снизилась в несколько раз. Нельзя купить рекламу, нельзя продвигаться. Теперь можно постить свои фото и видео в инстаграме* только потому, что очень сильно это любишь. Параллельно, конечно, нужно искать новые площадки и новые возможности. Я развиваю тикток, телеграм, ютьюб, буду пробовать все — иначе можно застрять на одном месте.
Понимаю, что вещи, которые я делаю сейчас, еще месяц назад могли быть более успешными, более окупаемыми. Главное, я продолжаю вести блог, потому что мне это нравится, я люблю людей, которые на меня подписаны, с которыми я общаюсь, с которыми мы друзья.
Лера и Тимур
создатели бренда керамики LeTi.ceramics
— У нас с супругом мастерская, мы занимаемся керамикой. Инстаграм* всегда был самой эффективной площадкой для продвижения. Мы смотрели статистику на разных площадках, у нас есть сайт, его пытались продвигать тоже, но инстаграм* лучше всего развивался в плане продаж. Это было такое место, где можно найти не только покупателей, но и какие-то важные связи. Кто-то мог взять интервью, кто-то пригласить на ярмарку или выставку.
После блокировки мы не можем покупать рекламу, не можем ее таргетировать. Как следствие — не можем выйти на нужную нам аудиторию. Инстаграм*, в отличие от того же «ВКонтакте», хороший инструмент для продаж за рубежом. Через инстаграм* мы привлекали зарубежных покупателей. Когда соцсеть заблокировали, был момент шока, расстройства, отчаяния. Мы вложились и эмоционально, и материально в эту страничку. Мы приняли решение сидеть в инстаграме* до последнего, удобнее площадки нет, особенно если ты продаешь с помощью визуального контента. Инстаграм* — это качественное портфолио. В принципе, мы рассматриваем «ВКонтакте» как параллельную площадку. Из хорошего — на нас все равно продолжают подписываться зарубежные художники и просто потенциальные клиенты.
Раньше мы пренебрежительно относились к хештегам, особо их не ставили. Сейчас мы опять ставим под каждым постом большое количество хештегов, это помогает — каждый день прибавляются подписчики. Общаемся с нашими подписчиками в сторис, ищем какие-то варианты, чтобы алгоритмы сами тебя рекомендовали людям. Заказов стало меньше, но я не могу сказать, что инстаграм* теперь — это выжженное поле. Хотим работать здесь, пока и насколько это возможно.
Лена Окрух
создательница бренда украшений Lenka
— У меня проект Lenka, он начинался с продажи винтажной посуды, и как-то я заметила на блошиных рынках множество неприкаянных украшений, чудных советских бусин, жемчуга и разных камней, я подумала: «Лен, ты же дизайнер! Сделай что-нибудь с этим». Так я начала создавать украшения и использовать разные материалы повторно, все в единичном экземпляре или минимального тиража. Со временем стала делать не только апсайкл-украшения, но и собственные с нуля. Мои украшения были представлены в Click-Boutique, за последний месяц раскупили почти все, и поэтому я смогла позволить на время отложить активную прямую деятельность в инстаграме*.
После блокировки я решила пока не выкладывать ничего в ленту, беру заказы у постоянных покупателей на модели, которые могу повторить, чего я обычно не делала. Спрашивала у аудитории, насколько сейчас для них это актуально, отклик был положительный. Многие отметили, что хотят продолжать поддерживать такие локальные бренды, что ранее купленные вещи в это время доставляют радость. Обратная связь от людей очень поддерживает и помогает понять, что я могу принести что-то ценное людям. Я планирую выпускать больше различных предметов, вторично используя ткани и перерабатывая бумагу. Решила сейчас сосредоточиться на этой внутренней деятельности.
Раньше я пробовала покупать рекламу в инстаграме*, но видимых результатов это не принесло. Скорее, работают личные рекомендации. Я давно хотела сделать сайт — сейчас, наверное, лучшее время для этого. Мой продукт не тиражный, и я все делаю сама, поэтому пока соразмерность того, что я могу выпустить, и моя аудитория находятся в гармонии. Я расту в процессе, пока стараюсь сфокусироваться на проектной деятельности, к концу апреля — началу мая, думаю, что-то уже определится.
Полина
создательница бренда Monomi.Underwear
— Я создательница небольшой мастерской по пошиву женского белья и одежды из натуральных материалов. Инстаграм* для меня больше, чем просто социальная сеть, там — моя работа и дело всей моей жизни. Именно там я нашла своих первых клиентов, познакомилась с единомышленниками, а с кем-то мы стали друзьями.
После блокировки инстаграма* сильно уменьшилось количество заказов, упали охваты. Конечно, на фоне всего происходящего это кажется мелочью. Меня очень поддерживают подруги и девушки, которые заказывали у меня белье ранее. Многие пишут и предлагают любую помощь. Это помогает не опускать руки. В такие моменты начинаю осознавать, что я и мой проект стали чем-то большим, чем просто женское белье.
Если честно, то я чувствую большую дыру и пустоту внутри себя. Понимаю, что выход есть из любой ситуации, но пока все силы уходят на принятие новой реальности. Сейчас жизнь будто бы стоит на паузе, а голова в этот момент пытается ответить на кучу вопросов. Но мыслей о прекращении деятельности еще ни разу не возникло. Я не смогу без этого. Возможно, заведу страницу во «ВКонтакте» или еще где-нибудь. Пока удается обходить блокировку инстаграма*, буду находиться там, а дальше видно будет.
* Власти считают Meta Platforms Inc. экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории России
Фотографии: обложка, 4 - Anya Shestakova / Monomi.Underwear, 1 - Peach Girl Wear, 2 - LeTi.ceramics, 3 - Click-Boutique