Авангардная квартира в конструктивистском районе
Студия из двушки от дизайнера Ирины Потаповой
«Большой Город» рассказывает о симпатичных квартирах и интересных загородных домах в Москве, Петербурге и других городах. В новом выпуске — авангардная квартира в сталинском доме в Екатеринбурге. Дизайнер Ирина Потапова создала из двушки студию с изолированной спальней и гардеробной. Рассказать о своем проекте редакции можно по адресу bg@bg.ru.
Фотограф: Валерий Немиров
Площадь
59м²
Количество комнат
1
Высота потолков
3 метра
Этаж
5
Среди конструктивистских памятников
Ирине и Валерию, владельцам квартиры, хотелось найти жилье в историческом районе с сохранившейся архитектурой. Была важна и транспортная доступность — близость трамвайной развязки, чтобы меньше передвигаться на машине. Поэтому выбрали квартиру в доме на улице Малышева, бывшем Покровском проспекте — старейшей центральной улице Екатеринбурга.
Для Ирины и других горожан это нетуристический центр: недалеко Городок Чекистов — конструктивистский жилой комплекс для сотрудников НКВД, дом промышленности «Пентагон» — тоже памятник конструктивизма. Гостиница «Исеть» — узнаваемая часть Городка Чекистов, в народе получила название «подкова» — из-за формы. Рядом Свердловская киностудия и кластеры художников — Л52 и Большой Урал, расположенный в бывшей одноименной гостинице.
Квартиру искали среди вторичного жилья, в доме с хорошим капитальным ремонтом. Под этот критерий не подошло ни одно конструктивистское здание — они часто в плачевном состоянии, поэтому остановились на сталинском доме.
Окна квартиры выходят во двор, шум центральной улицы почти не доносится. Обстановка внутри дома тоже хорошая: «С некоторыми соседями мы общаемся, все здороваются. Есть даже флористка, которая следит за растениями в подъезде. Зимой, когда включают отопление в квартирах, становится жарко и сухо, часть растений переезжает в подъезд на подоконник и оживает там. Весной они возвращаются», — рассказывает Ирина.
Из темной квартиры в сталинке в авангардное пространство
Хозяйка квартиры Ирина Потапова одновременно и дизайнер этого интерьера. «Делать проект для себя оказалось намного сложнее и одновременно авантюрнее: сам ставишь себе границы и управляешь бюджетом. Я занималась жилыми проектами в течение семи лет, и много гештальтов хотелось закрыть именно в этом пространстве», — рассказывает она.
Ирине хотелось максимально использовать естественный свет. Изначально в квартире была стандартная планировка с длинным темным коридором, который занимал 13 м². После перепланировки исчез коридор и межкомнатная стена, классическая двушка стала студией с изолированной спальней и гардеробом. Чтобы пропускать больше естественного света, в ванной появились круглые окна, в кухне-гостиной — стеклоблоки. Несущие бетонные балки — единственное, что осталось нетронутым. Теперь они визуально разделяют гостиную, кухню и обеденную зону.
В вечернее время за свет на кухне отвечают круглые иллюминаторы. Система освещения построена без излишнего декораторства согласно идеям конструктивизма. Но есть альтернативный сценарий: декоративная подсветка по периметру «куба» спальни освещает стеклоблоки.
Эстетические ориентиры
Интерьер создан в стиле русского авангарда, а цветовое решение подхвачено из Баухауса. Цветовой спектр построен на красном, сером и белом с черными акцентами. Его же в своих геометрических работах использовали авангардисты.
Во время ремонта хозяева квартиры побывали в немецком городе Дессау в штаб-квартире Баухаус — влиятельной школы прикладного искусства, дизайна и архитектуры 20 века. Символы под круглыми окнами на кухне — ноль и плюс — олицетворение цитаты одного из основателей школы Баухаус Миса ван дер Роэ: «Меньше — значит больше».
«Свободные места на стенах заняли привезенные из школы Баухаус плакаты. Разместили все, кроме фотографии жены Вальтера Гропиуса — никак не находилось ей место. В итоге она поселилась на полке в ванной. Там она отражается в зеркале, и, заходя мыть руки, мы встречаемся с ней взглядом», — рассказывает Ирина. На окне находится небольшая библиотека книг о русском авангарде, советском модернизме, дизайне Родченко, мозаике Москвы. Пространство наполнено работами разных художников: керамика с Уралмаша, картина Екатерины Поединщиковой «Близнецы» c телесной тематикой, коллаж «Борщевик» Валерии Солодовниковой.
Основные предметы мебели созданы по эскизам Ирины. Она придумала дизайн, подобрала материалы и отдала производителям изготавливать эти предметы. Это стол „raketa“, стулья „ledenec“ на металлической основе. Модульный диван „monolith“, удобный для разных сценариев, — приема гостей, встреч с клиентами, просмотра кино.