Квартира на «Академической»: Опенспейс, малахитовая спальня и африканские скульптуры
Много искусства и зелень за окном
Текст: Катя Полонская
Фотограф: Юлия Захарова
«Большой Город» рассказывает о симпатичных городских квартирах и интересных загородных домах. В новом выпуске — квартира с арт-объектами в панельном доме.
Написать о своем проекте редакции можно по адресу: bg@bg.ru.
Площадь
47 м²
Количество комнат
2
Высота потолков
2,5 м
Этаж
2
Почти загородная жизнь
Гуляя вокруг метро «Академическая», можно посмотреть, как сегодня выглядит образцовая жилищная застройка конца 1950-х. Хотя самая известная часть района, 9-й квартал Новых Черемушек, застроена хрущевками, неподалеку стоят и поздние сталинки, и панельные дома. В панельке 1969 года в 15 минутах от метро несколько лет назад купил квартиру дизайнер Илья.
Илья родился и вырос в Москве, раньше жил с родителями в сталинском доме на Воробьевых горах, в квартире с обзорным видом на весь город. «В этой квартире, конечно, нет такого вида, зато под окнами сад, летом и весной здесь атмосфера загородной жизни. За листьями и цветами я не вижу соседних домов. К тому же все мои родные живут недалеко, могу за ними ухаживать и что-то привозить, не тратя на дорогу время», — рассказывает Илья. Дом — обычная 12-этажная панелька, из плюсов местоположение — близость к центру и хорошая транспортная доступность, очевидный минус квартиры — низкие потолки.
Сейчас у Ильи своя дизайн-студия, но на момент покупки жилья он работал в другой сфере, поэтому первый проект подготовил архитектор. Ремонт начался спустя пару лет, длился недолго — два с половиной месяца, с Ильей работали уже знакомые ему по другим проектам строители. До ремонта планировка была неудобной: маленькая кухня, отделенная от гостиной, и гостиная, в дальнюю часть которой не проникал свет. Дизайн кухни, кажется, придумал человек, неравнодушный к специфичной эстетике русских дач: стены и потолок были отделаны вагонкой. От ощущения дачной клаустрофобии Илья избавился, объединив кухню и гостиную в единое пространство. Вместо алькова в гостиной появилась огороженная зеркальной стеной гардеробная-кладовая.
Искусство и декораторские решения в гостиной
«Я работаю в сфере дизайна, когда нужно сделать что-то для себя, рабочее как будто переходит в личную жизнь, это утомляет. Поэтому решения на этапе отделки придумывались быстро — когда прораб спрашивал, где же плитка, я гуглил подходящую и без долгих раздумий заказывал. А вот над планировкой пространства думал много времени», — рассказывает Илья. Высота потолка, смущавшая его в начале, сейчас незаметна благодаря приемам декорирования. В спальне стены и потолок выкрашены одним цветом — насыщенным сине-зеленым, так растворилась высота потолка; напротив окна большое зеркало — знакомый многим, но все еще работающий прием для увеличения пространства.
Цветовая гамма квартиры вдохновлена интерьерами Марокко — это и терракотовые ванная и санузел, и нейтральная по цвету гостиная с яркой живописью, и малахитовая спальня. При этом детали интерьера могут отсылать и к советскому периоду — дом построен в то время, некоторые вещи Илья привез из квартиры детства.
«Здесь есть скульптуры, которые моя бабушка привезла из Африки (она работала в институте Африки РАН). Есть и семейные реликвии — антикварные книги», — рассказывает Илья. В зоне гостиной — винтажные светильники, которые раньше висели в МГУ, их еще называют «НЛО-шками». В витрине стоит объемная модель молекулы из школьной аудитории, которая случайно стала арт-объектом и попала в советский контекст. Рядом висит интерьерная работа Марии Костыревой. «Это то, что я видел в детстве, находясь в родительском доме: подъезд с мозаикой, те же почтовые ящики и чугунный радиатор», — рассказывает хозяин квартиры.
На галерейной стене небольшая работа в жанре lovers eye — картина «Наблюдатель» Кати Бородавченко, на тумбе — скульптура рук Иры Маркман. Рядом работа Сергея Бондарева — экспрессионистский портрет мужчины. «Кто-то из друзей говорит, что картина напоминает произведения Фрэнсиса Бэкона. Для меня же это очень светлая работа вне всякого контекста, потому что напоминает автора и мою дружбу с ним», — комментирует Илья. Левее — картина Максима Лангуева «Фикус» (который кто-то назвал «сгоревшей елью»), для Ильи эта работа привлекательна своей колористикой — охровым цветом африканского песка в сочетании со сложным зеленым оттенком листьев.
Фото на барной стойке — собор под Копенгагеном, подарок от галереи фотографий Yellowkorner. Эта фотография — воспоминание о путешествии и важный декоративный элемент: ритм арочных сводов собора на фото поддерживает графику жалюзи. Над туалетом и ванной — вывеска прошлого века из Финляндии, она выступает как фактурный акцент на контрасте с деликатным цветом стен.
Малахитовая шкатулка
«Искусство на фоне стен насыщенного цвета — это, наверное, может показаться необычным решением, для живописи и графики часто выбирают нейтральные фоны. На самом деле яркие стены часто встречаются в классических музеях, где редко меняется экспозиция, а в галереях, где часто меняются работы, стены универсально белые. Мне кажется, все зависит от того, как вы относитесь к цвету в принципе. Для заказчиков я часто делал галереи насыщенных цветов, и искусство приобретало только большую выразительность.
Если говорить о функциональных вещах, здесь галерейная система развески, что очень удобно: можно развешивать работы в несколько ярусов, не сверлить стены и не портить их покрытие. Сама система нехитрая — на профиле закрепляют лески и металлические тросы, которые можно свободно двигать по стене», — рассказывает хозяин квартиры.
Над кроватью — урбанистический пейзаж Светланы Шебаршиной, изображенные кипарисы напоминают хозяину квартиры об Италии. На кровати — покрывало ручной работы с туземкой, вдохновленное картинами Гогена. Левее — графика Александра Шишкина-Хокусая в прозрачном паспарту, Илья отмечает: «Ее можно было иначе оформить, но мне хотелось гармонизировать работу и малахитовый цвет стен, при этом оставив воздух». «Азбука Брайля» на фанере — еще одна работа Александра Шишкина-Хокусая, сочетающая глянцевые и матовые фактуры. Этот прием есть и в интерьере: стальной шкаф подчеркивает матовость стен.
Освещение в спальне разнообразное: «Есть и верхний свет, и футуристичный высокий светильник, который мне подарили друзья, и театральный прожектор из Chronos Factor моего года рождения, создающий красивый рефлекс на стенах», — рассказывает владелец квартиры. Спальня для Ильи — зона для медитации. Помимо медитации и сна, здесь присутствует и секс. Секс в России пока не запретили и даже не признали иноагентом, светящаяся вывеска «Sex» в честь этого висит над дверью.