В разгар нью-йоркской недели моды дизайнерский дуэт Лазаро Эрнандес и Джек Маккалоу отметили 20-летие собственного бренда. Фэшн-журналист Ольга Шевченко составила профайл на американский Proenza Schouler — в фактах, цифрах и образах. Рассказываем, почему стоить обратить внимание на культуру Proenza Schouler, если легендарный бренд не попадал в ваше поле зрения прежде.

Автор: Оля Шевченко

Джек Маккалоу и Лазаро Эрнандес запустили Proenza Schouler со штаб-квартирой в Нью-Йорке в 2002 году, а их первая коллекция на Vogue Runway появилась 11 февраля следующего года — в сезоне осень-зима 2003.

Proenza и Schouler — девичьи фамилии матерей дизайнеров: Proenza — матери Эрнандеса, а Schouler — Маккалоу.

Детство

Маккалоу родился в Токио, но, когда ему было пять, семья переехала в Нью-Джерси, а после он стал студентом Художественного института в Сан-Франциско, где изучал — внимание! — стеклодувное мастерство. По признанию самого дизайнера, ему всегда нравилось рисовать и работать руками, поэтому дальнейшая судьба, в принципе, была предопределена.

Эрнандес вырос в Майами. Его мать владела салоном красоты — проводя здесь много времени, он познакомился с миром моды через глянец. Но дальше журнальных столиков дело на тот момент не пошло — Лазаро поступил в медицинский университет. В 1998 году оба решили круто изменить жизнь — и стартанули в Parsons School of Design, где встретились буквально в первые дни учебы, а через три года объявили себя парой.

Старт

В Parsons Джек и Лазаро объединились для подготовки дипломной коллекции (из ткани, подаренной Майклом Корсом), которая в итоге стала дебютной и полностью выкупленной универмагом Barneys. Кстати, о Корсе: Эрнандес как раз стажировался в команде бренда — в то время как Маккалоу занимался тем же, но у Марка Джейкобса.

По признанию Маккалоу, их первые коллекции целиком и полностью наполнены впечатлениями — дизайнеры тратили все заработанные деньги на путешествия, откуда их и привозили, а следом — переносили цвета и принты на одежду. Но вскоре Джек и Лазаро сфокусировались на портновском мастерстве (что, безусловно, заметно сегодня). В последнем интервью WWD дизайнеры признались, что в настоящий момент их куда больше интересует женщина, которая выбирает их коллекции, а еще последовательная работа и узнаваемость бренда. Маккалоу объясняет: «Раньше бизнес в основном был связан с аксессуарами и сумками (например, хорошо известной PS1). Они составляли 85 % дохода. Но мы смогли перейти от продажи исключительно этого сегмента к продаже самой одежды. Да, аксессуары по-прежнему есть — на них приходится около 40 % продаж, но мы реализуем и много одежды. И это хорошо». Эту же мысль дизайнеры транслировали в беседе с Николь Фелпс в 2019 году — тогда марка отмечала 15-летие. Здесь же Маккалоу добавил, что последние несколько сезонов они «не прыгают от одной идеи к совершенно другой, а основательно исследует свою женщину». То есть Proenza Schouler не совершает революцию каждый новый день, а, скорее, эволюционирует, оставаясь верными себе и личному взгляду на моду.

Уже упомянутая линия PS1 появилась в портфеле бренда в 2008 году — вместе с первой коллекцией сумок — и стала одной из самых желанных.

В 2019 году Proenza расширились, как это было принято у громких брендов, до второй линии. Но, к счастью и удивлению тех же крупных марок, которые через время свернули дочерние коллекции, продолжили развивать White Label — более бюджетную и «расслабленную» версию бренда.

Встречи

Второкурсник Эрнандес как-то летел из Майами в Нью-Йорк одним рейсом с Анной Винтур. Перед посадкой его мать умоляла поговорить с редактором до того, как самолет приземлится. «У меня не хватило смелости поговорить с ней, но я смог написать послание маркером на салфетке», — рассказывал Эрнандес. «Написал, что я студент Парсонса, ищу стажировку и не знаю, к кому обратиться. Я только что переехал в Нью-Йорк, и, если она сможет мне помочь, я буду очень признателен». С этой запиской Лазаро, полный решимости, отправился в первый класс, где сидела Винтур. Так как Анна летела в очках (а как еще?), молодой человек не понял, спит ли она, или просто игнорирует его. Будущий дизайнер положил салфетку под ее стакан с водой и ушел. «Две недели спустя мне позвонили из Michael Kors и сказали, что Анна передала Майклу записку и что он хочет встретиться со мной на стажировке. Так что я пошел и получил свою первую стажировку благодаря Анне. Спасибо, Анна!» Урок? «Стоит быть напористым и слушать своих мам!»

Запахи

Пять лет назад, по случаю запуска первого аромата бренда — Arizona — Джек и Лазаро признались, чем пахнет Неделя моды: «кровью, потом и слезами, а еще готовыми обедами, пиццей и кофе, большим количеством кофе». И что Нью-Йорк ассоциируется с автомобильными выхлопами, цементом, офисом (Эрнандес) и домом (Маккалоу).

Награды

Первую серьезную награду Proenza Schouler получили в 2004 году (CFDA Vogue Fashion Fund) в номинации «Ведущий талант отрасли». Годом ранее — приз от Swarovski за одежду ready-to-wear. Маккалоу и Эрнандес стали лучшими дизайнерами аксессуаров в 2009-м и лучшими дизайнерами женской одежды в 2007, 2011 и 2013 годах.

Двадцатилетие

Маккалоу и Эрнандес совершенно не хотят называть осенне-зимний сезон 2023 юбилейным, но подвести черту в 20 лет дизайнерского пути все же планируют. И подводят: приглашают открыть показ Хлою Севиньи (она носит их одежду с начала нулевых) и в 40 образах все-таки находят ответ на волнующий их вопрос «Чего же хочет женщина?». А она, по их мнению, хочет превратить одежду в искусство, например, выбрать блейзер, который украшают вертикальные молнии на спинке, и носить его с блестящими джинсами (дань уважения Хельмуту Лэнгу). В итоге получился тот самый портрет женщины, над которым дизайнеры работают за одним столом, но каждый — по отдельности. Портрет цельный, стройный и абсолютно отвечающий духу времени.

Фотографии: обложка, 3 — Proenza Schouler, 1, 2 — Pierre-Ange Carlotti/Proenza Schouler, 4, 5 — Tim Elkaïm/Proenza Schouler, 6, 7 — Jonas Gustavsson/Proenza Schouler