Есть идея — нет IKEA: Где теперь покупать мебель и товары для дома
Российские бренды и другие альтернативы
Текст: Настя Щербакова
В начале марта о приостановке работы в России заявила IKEA, вслед за ней решила закрыть магазины и OBI. И если последняя сейчас ведет переговоры о перепродаже бизнеса российским предпринимателям, то шведский бренд возвращаться не торопится. Рассказываем, где теперь искать красивую мебель в России.
Что происходит на рынке?
После приостановки работы IKEA и OBI в штатном режиме работать продолжил только «Леруа Мерлен». Там мебель представлена, но в меньшем объеме, да и по внешнему виду явно уступает уже полюбившемуся скандинавскому дизайну. Представители власти успокаивали. «В объеме продаж мебели доля импорта занимает 40 %. Даже полное отсутствие импорта на российском рынке мебели пойдет лишь на руку российской мебельной промышленности, так как сегодня мы уже обладаем и современными мебельными предприятиями, и технологиями производства качественного товара», — заявил генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов. Хотя даже он был вынужден признать, что ассортимент фурнитуры временно сократится, а сроки поставок увеличатся.
Российские производители рисуют вовсе не такую радужную картину. Многие заявляют о росте цен на материалы и сырье и проблемах с логистикой, ведь теперь ввоз хорошей европейской мебели возможен только через Казахстан или Турцию. Многие также говорят, что отечественная продукция, конечно, есть, но она часто производится на иностранных станках с использованием иностранного клея, пленок, фурнитуры и красок.
Где же теперь искать мебель?
Российские бренды
Единственный их минус — о них мало говорят. На самом деле российские мебельщики умеют делать красивую и качественную мебель, только стоит она чуть дороже из-за меньших объемов. Например, на масштабном производстве Divan.ru делают отличную мягкую мебель. Самый интересный сервис — конструктор диванов. Можно выбрать все — каркас, обивку и модель. Так что, если вы никак не могли найти тот самый диван, может, он ждет вас там.
Соревнуется с ними в ассортименте и масштабах фабрика из Санкт-Петербурга SK Design. У нее очень легко искать мебель сразу по комнатам и вдохновляться уже реализованными дизайнерскими проектами с мебелью.
Тумбы и комоды Mr. Hide вы наверняка видели в инстаграме (Meta Platforms Inc. признана российскими властями экстремистской, ее деятельность запрещена). Это тоже российское производство, у которого нет дилеров и посредников. Это дает возможность кастомизировать вещи исходя из запросов клиентов — например, те самые тумбы можно покрасить в нужный вам оттенок, проконсультировавшись с менеджером.
Есть и мультибрендовые площадки, например, «Филдс». Там можно найти практически все. Раньше на платформе были представлены и российские, и европейские марки, сейчас создатели вынуждены временно отказаться от западных брендов, но будут искать больше партнеров в Азии.
За более смелыми экспериментами с дизайном стоит идти к брендам поменьше. Например, Unika Møblar нам понравился благодаря лаконичному дизайну и осознанному и экологичному производству. Дизайнеры марки вдохновляются природными естественными формами, поэтому мебель получается эргономичной, в ней хочется утонуть.
В The Sarai за основу берут два материала — цельный массив дерева и металл. Мебель получается надежной, но при этом не грузной. Еще радует, что производство команда старается сделать безотходным. Из сучков, спилов и пеньков делают предметы декора.
За современным дизайном и сложными архитектурными формами стоит обратиться к The Ply. Производство марки располагается в центре Москвы, каждый желающий может по согласованию прийти туда на экскурсию.
Молодая команда ManualMode делает лаконичные и изящные предметы мебели из натуральных материалов. В туалетный столик мы просто влюбились, хочется поменять ради него дизайн всей спальни. Хотя это будет противоречить философии бренда — разумное потребление и покупка мебели на долгие годы.
Бренд бывшего архитектора Alexander Kanygin покорил нас причудливыми светильниками, очаровательными игрушками, сумками из дерева (!) и столиками необычных форм. Все это Александр Каныгин и Анна Дружинина делают в своей мастерской в Санкт-Петербурге.
Еще один бренд, созданный архитекторами, — Archipélago. На каждую коллекцию дизайнеров вдохновляют определенные страны и локации, поэтому и названия предметов интерьера — это имена собственные с привязкой к географическим координатам. О родных просторах тоже не забыли. Очертания кресла Yubileynoe повторяют контур печенья «Юбилейное», придуманного и изготовленного в Москве в начале прошлого века для императорской семьи.
Если вас тянет на что-то русское, то познакомьтесь с неорусским дизайном в «Палатах». В концепт-сторе представлены предметы интерьера локальных дизайнеров, создатели магазина регулярно выпускают коллаборации с местными брендами. «Палаты» — это уже сообщество. Сейчас там, например, проходят антикризисные встречи, лекции и другие мероприятия, цель которых заключается в поиске возможностей выжить в новой реальности.
Мы бы могли перечислять очень долго, но вывод один: выбирать действительно есть из чего. Со своим вкусом вам спорить не придется.
А в чем тогда проблема?
Российским брендам уже пришлось столкнуться со сложностями из-за нарушения поставок и проблем с логистикой. «Самая главная сложность санкций — нарушение цепочки поставок. Некоторые наши европейские поставщики возобновили отгрузки, а некоторые нет. От чего это зависит, мы не знаем. Из-за ситуации с логистикой и запретами со стороны ЕС цены сильно выросли. Мы продаем остатки европейской мебели со склада еще по старым ценам. Российские производители сейчас выглядят привлекательно, потому что цены выросли не так драматично», — рассказывает Павел Шелягин, руководитель «Филдс».
При этом производители отмечают, что с сырьем ситуация не такая страшная, проблема в комплектующих — лаках, красках, клее и фурнитуре. Сейчас многие работают на запасах или покупают впрок, но в какой-то момент придется искать аналоги. Это подтверждают в концепт-сторе «Палаты». «Проблемы с сырьем для нас не новость. Кризис на рынке комплектующих начался в 2020 году и лишь усугубился из-за последних событий. Локальных альтернатив практически нет, боюсь, что они не появятся в ближайшее время. Выходим из положения благодаря давним партнерским связям и объемным закупкам материалов впрок. Понимаю, что такой вариант недоступен большинству мелких и даже средних производств, нужны оборотные средства, которые не у всех есть», — рассказывает Юлия Лобойко, владелица «Палат».
В ManualMode также отмечают, что ввозить немецкую и итальянскую фурнитуру и финишные покрытия стало невозможно, нужно искать альтернативу в Китае и пересчитывать цену. Из-за этого в данный момент часть предметов временно недоступна для заказа. «На рынке есть китайская фурнитура, и она хорошего качества, но у потребителя еще остался стереотип, что это сильное падение не только в цене, но и в качестве. Российских аналогов, к сожалению, нет. И мы не можем поддержать нашего производителя в этот момент, отказавшись от зарубежных поставок», — поясняют в пресс-службе бренда.
Марка Archipélago решила не отказываться от иностранного сырья, но вынуждена была изменить систему логистики и ввозить его через Турцию и Казахстан. «Нас очень мотивирует ощущение того, что российский рынок сейчас как никогда нуждается в качественных с точки зрения материалов и дизайна мебельных брендах. И поэтому мы продолжаем работать с прежними материалами, несмотря на новые логистические реалии», — объясняют производители.
Есть много и не самых очевидных проблемы. Например, для ManualMode самым большим дефицитом оказались человеческие навыки и знания: «Нам не хватает специалистов, как и во многих других областях производства. А на воспитание подрастающего поколения может уйти достаточно много времени». Маркетинговому отделу Archipélago пришлось пересмотреть свои планы и рекламные стратегии: перейти во «ВКонтакте», развивать телеграм-канал и уделять больше времени контекстной рекламе и SEO-оптимизации.
Многие бренды столкнулись с ростом спроса в марте, который связывают с двумя причинами — попыткой создать уют дома и успокоить себя, найдя альтернативу ушедшим брендам. «В условиях неопределенности многие клиенты решили доделать уже идущие проекты и для себя создать дом как зону комфорта и психологической безопасности. Покупка предметов интерьера, которые действительно вызывают положительные эмоции, а не покупаются по списку, этому очень способствует», — рассказывают в ManualMode. Подтверждают это и в «Палатах»: «Конечно, интерес к локальному возрос, но пока он носит больше успокоительный характер, чем реально взвешенный. То есть люди пытаются успокоить себя тем, что в России много качественных локальных производителей, что по-прежнему есть альтернативы и выбор, но о реальном росте оборотов речь пока не идет. На адаптацию к новым условиям жизни нужно время».
Никто из производителей и дизайнеров не планирует закрываться, все будут продолжать работу, просто с поправкой на новые реалии. «Моя главная задача — эстетика предмета, а уж как он будет продаваться и сколько он будет стоить — дело второе. Кризис сопровождал меня всю жизнь, и можно сказать, что привыкать не приходится, как и предпринимать в сложившейся ситуации радикальные меры. Даже в самые сложные времена находилось время для творчества. Надеюсь, еще будет возможность этого достичь в современных реалиях», — говорит дизайнер Александр Каныгин. И нам очень хочется ему верить.
А какие еще есть варианты?
Альтернативы IKEA можно искать и на маркетплейсах, хотя даже искать ничего не придется. Все за вас уже сделали десятки блогеров, которые ведут рубрики «Хочу/могу» и показывают, где найти неплохой декор и мебель на Ozon и Wildberries.
Изготавливать мебель можно и на заказ. Есть мастерские, которые занимаются мягкой мебелью, есть те, кто занимается деревом. Работают десятки индивидуальных мастеров, они будут готовы сделать мебель для вас, но цена будет выше рыночной, а это подходит не всем.
Декор при должной сноровке можно найти в антикварных магазинах, на барахолках и «Авито». Иногда там за смешные деньги продают потрясающие хрустальные бокалы, фантазийные вазы и чайно-кофейные пары из полупрозрачного фарфора. Если в поисках не везет, то обращайтесь к нашим любимчикам Twinkle. Бывший автор и фоторедактор журнала Elle Мария Шишкина собирает самое красивое винтажное стекло, ради которого хочется приобрести такую пугающую вещь, как сервант.
Фотографии: обложка, 2 - The Sarai, 1 - «Филдс», 3 - ManualMode