Автор: Соня Глухова

В 2018 году Юлия Алиева запустила проект Russian Grannies. Он должен был стать социальным брендом одежды, а в итоге стал социальным маркетплейсом, который помогает бабушкам и дедушкам со всей России продавать самодельную одежду и аксессуары. Спустя три года на его основе все же появился самостоятельный бренд Granny’s, который представляет стильную одежду из качественных материалов, вручную связанную бабушками. На каждой вещи от Granny’s есть бирка с именем мастерицы, которая ее делала, а на сайте, кроме стандартных граф «цена, состав», есть еще и указание времени, которое требуется для создания конкретного элемента одежды.

«Большой Город» поговорил с Юлией о том, как популярность проекта помешала созданию бренда, а еще как именно бренд Granny’s помогает бороться с эйджизмом.

Как появился социальный бренд

Идея проекта для помощи пожилым людям появилась у меня задолго до самого запуска, но в тот момент я работала на государственной службе и не сразу решилась оставить карьеру. Только спустя два года я все-таки ушла с работы, начала свое дело с нуля и в 2018 году запустила проект Russian Grannies. Уже тогда мне хотелось заниматься социальным предпринимательством, а не только благотворительностью, и начать выпускать одежду, которую делают бабушки. Только в реальности фокус деятельности сместился: после старта мы получили колоссальный отклик, о проекте начали писать разные издания в России и за рубежом. Кульминацией стал момент, когда о Russian Grannies написали в британском The Times. И после того, как мы получили широкий охват, с нами стали связываться бабушки и дедушки со всей страны. Хотелось поддержать каждого, и мы решили помогать людям старше 55 лет продавать вещи, которые они делают своими руками.

Russian Grannies

Если в момент запуска самым сложным был поиск мастериц, то сегодня в проект вовлечены 140 бабушек и дедушек из 41 региона России, которые с нашей помощью продают свои вязаные шапки и варежки, украшения из бисера, деревянные обереги и многое другое, сделанное своими руками. 80 % выручки с продажи отдается самим мастерам, а только 20 % — наша комиссия. Так у пожилых людей получается и зарабатывать деньги, и самореализовываться.

Только в ноябре 2021 года на базе социального проекта я все-таки создала собственный бренд Granny’s. В тот год стала популярной перуанская шерсть — дорогая, качественная, приятная на ощупь и толстая пряжа. На этой почве я и сама начала вязать из нее вещи себе и близким. Со временем мой интерес к процессу вязания прошел, но я подумала, что можно построить социальный бренд именно на выпуске стильных и красивых вязаных вещей. Теперь на сайте проекта Russian Grannies можно купить самодельные вещи, которые делают своими руками пожилые люди со всей страны, а на сайте бренда Granny’s — вязаную одежду, которую придумываем мы с командой.

Как устроен бренд Granny’s

Мы стартовали с помощью денег, которые собрали во время краудфандинговой кампании, а для создания одежды привлекли мастериц, которых уже знали по проекту Russian Grannies. Первые вещи, которые мы выпускали, были скорее продуктом коллективного творчества, а новые коллекции я создаю более основательно: продумываю единое цветовое решение и концепцию.

Команда маленькая, и внутри царит атмосфера полного понимания. Создание новых вещей происходит так: я придумываю идею одежды и советуюсь со стилистом бренда, затем подключается иллюстратор, который визуализирует задумку, а затем мастерицы вяжут вещь по этому эскизу. Потом мы смотрим результат, иногда несколько раз переделываем, чтобы скорректировать детали, и запускаем в продажу. У нас нет технолога, который прорабатывает схемы вязки, потому что мастерицы очень опытные и сами понимают, как лучше сделать конкретный элемент.

Мы стараемся придерживаться принципов устойчивого развития и делаем бренд максимально экологичным. Например, отказались от упаковки и отправляем вещи в самодельных шоперах. А недавно я придумала для маленьких изделий (например, топов и косынок) делать альтернативную упаковку в виде льняных кухонных полотенец. Еще мы используем только натуральные материалы — шерсть и хлопок, чтобы и предоставлять качественные изделия, и давать возможность нашим мастерицам получить новый опыт работы с хорошим материалом, который они сами не смогли бы купить. Например, премиальную перуанскую шерсть.

Granny’s

Бабушки ассоциируются с чем-то немодным, считаются людьми, которые во многом не разбираются и социально не активны. Мне хочется разрушать этот стереотип, поэтому я позиционирую бренд Granny’s как «мода от бабушек России». Всю нашу одежду создают семь мастериц, средний возраст которых 60 лет, и все они являются чьими-то бабушками: кто-то вяжет, кто-то шьет шоперы, кто-то будет делать полотенца, кто-то делает пуговицы и другие украшения, а одна мастерица делает сахарных петушков — комплимент, который мы отправляем с каждой покупкой. Все мастерицы красивые, стильные, живые и современные: постоянно участвуют в разных мероприятиях и съемках, дают интервью изданиям — в общем, на своем примере доказывают, что понятие «бабушка» сегодня обретает новые смыслы.

Сейчас мы вяжем одежду только на заказ: в Granny’s нет размерной сетки и все вещи вяжутся по индивидуальным меркам и с бирками, на которых указано имя мастерицы, связавшей вещь. С одной стороны, хочется сохранить такой подход, но с другой — коммерчески выгоднее выходить на более массовое производство, когда изделия всегда есть в наличии.

Заработанные брендом деньги идут на материалы, зарплаты и поддержку социального проекта. Хочется масштабироваться и увеличить количество заказов, но это довольно сложный процесс, потому что наша одежда создается вручную. Если увеличится количество изделий — нужно увеличить и количество мастериц, а сделать это быстро и без потери качества непросто. Например, прямо сейчас у нас появилась новая мастерица, и пока она несколько раз может переделывать одно изделие, чтобы добиться идеального результата. Но работницы с энтузиазмом подходят к этим задачам.

Есть термин «пенсионная болезнь»: так называют развивающиеся болезненные состояния, которые возникают у ранее здоровых людей на фоне выхода на пенсию. Это объясняется тем, что когда люди уходят с работы, то начинают чувствовать себя потерянными и брошенными, им становится очень одиноко. В нашей стране очень мало проектов помощи пенсионерам, особенно в регионах. Моя цель — развивать бренд, чтобы получилось привлечь в него еще больше мастериц. Возможно, получится придумать, как подключить к нему отдаленные регионы: поддерживать народные промыслы и уникальное рукоделие. В идеале хочется собрать вокруг Granny’s сообщество современных бабушек, которые занимаются общим делом.

Фотографии: обложка, 2 — Granny’s, 1 — Russian Grannies