Your Yool — гибридный проект из Казани, который исследует татарскую идентичность. С татарского языка «yool» переводится как «путь», поэтому название означает «твой путь». «Большой Город» пообщался с автором проекта Your Yool* и дизайнером одноименного бренда Таней Черногузовой о создании фэшн-фильма по мотивам татарского фольклора, разработке локального культурного кода и свитерах со стилизацией под работы авангардистов Татарстана.

Автор: Соня Глухова

Таня Черногузова

автор и дизайнер проекта Your Yool

Попытка сделать татарскость модной

— Я называю себя арт-директором всего: организую работу других людей, занимаюсь разными вещами на стыке дизайна, искусства, съемки. Вот и бренд одежды появился в 2021 году, когда я выиграла грант и сделала фэшн-фильм «Юха» по мотивам татарского фольклора. Это не исторический, а авторский проект, поэтому в нем много моего видения — я хотела создать в фильме образы современных татарки и татарина. В нем можно увидеть разные локальные татарские бренды, что-то из массмаркета, элементы с национальной идентичностью и мою собственную серию одежды, созданную для фильма, которая в дальнейшем стала базой самостоятельного национального бренда Your Yool.

Решение сделать национальный проект появилось из-за собственного внутреннего запроса: как дизайнеру мне не хватало классных объектов с татарской идентичностью. Казань — очень крутой город, куда постоянно приезжают туристы, где проходят интересные локальные мероприятия. Но долгое время, когда знакомые спрашивали, что можно привезти отсюда в качестве сувенира, мне было нечего ответить. Да, у нас есть чак-чак и конина — но нет чего-то модного и современного. И я решила сама создать продукцию, которая переосмысляет татарские традиции.

В советское время татарская идентичность сильно стерлась: многие меняли имена с татарских на русские, старались реже упоминать о том, откуда они. Я и сама выросла в таком контексте, но в последние годы решила осмыслить, что для меня значит татарскость, что как дизайнер и художник я могу увидеть в этой идентичности. Your Yool — моя попытка сделать татарскость модной, чтобы на эту национальность обратили внимание. Ведь иногда, если скажешь о том, что ты из Татарстана, — по ошибке начинают думать, что ты из другой страны вроде Казахстана.

От фэшн-фильма и бренда одежды к инстаграм*-медиа и дизайнерским коллаборациям

— Для создания фэшн-фильма и бренда одежды я провела целое исследование татарской национальности. Ходила в музеи Казани и изучала сохраненные элементы национальной одежды, а также работала с печатными источниками — книгами и каталогами татарских вещей, которые хранятся в музеях по стране. Получилось найти очень много неочевидной, интересной и ценной информации, а отразить все в фильме было невозможно. Поэтому параллельно с фильмом и коллекцией одежды я решила создать проект, где смогу поделиться такой информацией.

Я приняла участие в лаборатории новых медиа «Винзавода» и запустила инстаграм* Your Yool. Сначала хотела создавать на основе своего исследования лонгриды и подкасты, но потом поняла, что этим должны заниматься люди, которые умеют и хотят, а я лучше буду говорить о том же языком, на котором умею, — в виде дизайна, фэшн-съемок и одежды.

В итоге Your Yool стал проектом, популяризирующим татарскость. В инстаграме* можно найти переосмысленную национальную одежду, а также тексты, которые помогают глубже понять локальную идентичность. Также мы создаем дизайн-проекты с разными локальными дизайн-художниками, мультфильмы на основе национального фольклора, делаем проекты, связанные с культурным кодом Татарстана. В общем, Your Yool — это целое креативное агентство с национальным уклоном. Например, прямо сейчас мы проводим дизайн-лабораторию, где дизайнеры создают проекты, направленные на переосмысление татарской национальной идентичности: одежду, украшения, путеводители, посуду и прочее.

Свитеры со стилизацией под работы татарских авангардистов и небольшие тиражи

— Бренд одежды — лишь одно из направлений Your Yool. И раз это не основная деятельность, то есть возможность заниматься не массовым выпуском, а подходить к каждой вещи как к арт-объекту. За основу бренда я взяла попсовое представление о татарскости —что-то золотое, зелено-красное, аляповатое, эстрадное, дешевое, излишне блестящее — а затем переосмыслила в собственной эстетике.

Например, вместо контрастных национальных орнаментов я делаю вышивки в одном цвете с основной тканью. А еще шью из бархата минималистичные докеры — кепки без козырька: подобный головной убор — тюбетейка — часто встречается на иллюстрациях татарского народа, но в сувенирных лавках он представлен как некрасивая шапка, обклеенная пайетками.

Наша флагманская продукция — это рубашка с удлиненными до колена рукавами, расшитыми ботаническим орнаментом и пословицами, вышитыми кириллицей. Но были еще и тематические дропы. Например, свитеры со стилизованными работами, сделанными художниками-авангардистами Татарстана в 30-х годах. Их невозможно найти в интернете — репродукции сохранились только в книгах, которых нет в свободном доступе, а я их нашла как раз в процессе своего исследования для фэшн-фильма.

Обычно я произвожу вещи небольшими тиражами. Есть более массовые модели, например худи, которые сразу производятся не менее 30 штук. Но для большинства моделей требуется машинная вышивка, которая занимает много времени, а также редкая ткань, которую не найти в массмаркете. Поэтому большая часть одежды производится по предзаказам, а если что-то и есть в наличии, то обычно сразу раскупается через инстаграм*. Кроме одежды, мы также делаем украшения из латуни.

Пока бренд одежды Your Yool сложно назвать бизнесом — скорее, это стартап. Но запрос на эту одежду есть, поэтому планирую в будущем это развивать. Мечтаю, чтобы мы стали как IKEA и разные дизайнеры могли самостоятельно переосмыслять татарскую идентичность и выпускать в коллаборации с нами свои персональные линейки такой одежды.

Meta Platforms Inc., которой принадлежат Facebook и Instagram, признана в РФ экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.

Фотографии: обложка — Наиля Каримова, 1, 3 — Яна Булгакова, 2 — Анна Соколова