Последние несколько лет винтаж у всех на слуху, устах и даже в гардеробах. Стилисты звезд работают с архивными коллекциями, готовя подопечных к красным ковровым дорожкам, it-girls снова выгуливают айтемы десятилетней давности, а мы пытаемся понять, как правильно подступиться к вещам с историей, если еще мэтч не случился, где их покупать и на что обращать внимание. За ответами решили обратиться к тем, кто с винтажем давно на «ты» и по большой любви.

Автор: Оля Шевченко

Марина Чуйкина

основательница проекта Strogo Vintage

— Винтажный шопинг — не запретный лес, кишащий опасностями, напротив — вольное поле с сюрпризами и неожиданными находками. Как говорил Курт Кобейн, именно этим и прекрасен такой шопинг, что никогда не знаешь, какая вещь найдет тебя, и это гораздо более особенный опыт, чем поход в обычный магазин.

Я занимаюсь винтажем с 2015 года. В 2012 году случилась любовь с первого знакомства, с первого взгляда, а после я искала свой стиль. Мое увлечение винтажем тесно связано с историей личного становления. Вначале я была дилером: продавала каждую находку, даже не думая о том, чтобы оставить что-то себе. Буквально недавно открыла и в себе красивую девушку и стала частным коллекционером — теперь это отдельная внутренняя борьба, когда очень хочется оставить себе и это платье Prada, и эту юбку Dolce & Gabbana, и, конечно, этот бомбер Gaultier.

Мои отношения с винтажем, думаю, похожи на отношения каждого, для кого существует мир моды: это страсть и азарт поиска, это восхищение от находок, это огромное удовольствие от комплиментов, ведь винтажные вещи редко остаются незамеченными. Когда нахожу новую вещь — такой адреналин! И да, в первую очередь, смотрю на дизайн. Мое сердце заставляют биться чаще как определенные вещи, за которыми охотилась, так и находки, о которых и не догадывалась.

Для меня не имеют большого значения стандартные критерии покупки: любой размер уменьшается, а любые пятна выводятся, а если нет и речь идет о влюбленности, то всегда можно что-то придумать. Конечно, для Strogo Vintage отбираю вещи преимущественно в безупречном состоянии, но порой некоторые дефекты оправданы и в моем проекте.

Мне претит банальность и скука. В проекте я стремлюсь думать наперед и искать приближающиеся тенденции, которые только намечаются, и, опираясь на них, собирать коллекции. Будущее и прошлое моды закольцованы. Неудивительно, что в поисках грядущих тенденций мы смотрим в архивы. Пример: сейчас 2000-е — в топе, но прямо в этот момент наступает пиковая точка пресыщения. А значит, логомания, тотал-луки — не то, над чем будем работать, и не то, что будем стилизовать или советовать нашим покупателям. В наших исследованиях мы двигаемся дальше.

С чего начать

С винтажных маркетов (главный в столице — @vintagemarketplacemoscow). Именно здесь можно погрузиться в полное разнообразие и изобилие того, что может предложить московская винтажная сцена, и выбрать свое. Второй путь — подписываться в соцсетях на те проекты, которые отзываются эстетически, и находки, которые нравятся. За каждым стоят байеры и стилисты, доступ к работе которых вы получаете бесплатно, выбирая вещи из их селекции.

В любом случае это ваш индивидуальный стиль — и идеальным компасом будет только личное чутье и вкус. Такое удовольствие — находить тех самых байеров, которые составляют коллекции будто лично для тебя. Немного ресерча или выход на маркет — и вы непременно найдете несколько располагающих к себе проектов.

Избегайте стопроцентного копирования, ищите свой стиль. Все внутри нас, только наше чутье поможет сориентироваться. Но, конечно, некоторые винтажные проекты вкладываются и в развивающий контент. Я и некоторые мои коллеги стараемся рассказывать о самых острых современных тенденциях, опираясь на материал из прошлого, и тем самым вдохновляем наших подписчиков на новые интересные решения.

Как покупать

1.

Опираться на себя, искать свое отражение в моде.


2.

Исследовать, искать своих байеров.


3.

Не бояться быть обманутыми «подделками»: иногда подделка, идеально отзывающаяся сердцу, более крутое дополнение, чем «такая же как у всех it-сумочка». Я не оправдываю подделки, я против охоты за банальностями.


4.

Не зацикливаться на передовых брендах: в мире моды бунтари и альтернативные дизайнеры зачастую создавали гораздо более интересные вещи, чем их коллеги из «первого эшелона».

Как избежать подделки

Покупать вещи только в проверенных винтажных магазинах, которые дорожат репутацией и будут избегать самых копируемых моделей. Впрочем, в прошлом подделки не были такими точными, и в целом их бывает несложно вычислить и самостоятельно: надо смотреть на швы, фурнитуру, мелкие детали — у топовых брендов они, как правило, безупречны. Но и тут бывают исключения. Профи — моя лучшая рекомендация.

Что для России винтаж

Для российской аудитории, как и для иностранной, винтаж — очень модный тренд, который только набирает обороты. Это возможность уникально и круто одеваться в вещи, настоящая ценность которых гораздо выше их стоимости. Своей задачей считаем еще и просветительскую деятельность — рассказываем о глобальном изменении климата, о проблемах, которые в будущем ждет человечество из-за чрезмерного потребления, и предлагаем этичный способ потребления — винтаж.

Последние находки


Бомбер JP Gaultier

s/s 1999



Шелковые брюки-сетка с ручной вышивкой



Сумка Dior mini saddle

2000


Ирина Дубина

стилист, автор telegram-канала «Мегастиль» и основательница проекта TackyNotTacky Vintage

Раньше мне было очень сложно расставаться с вещами — все самое красивое хотелось оставить себе, даже если понимала, что, скорее всего, вряд ли буду это носить. Со временем прошло, и теперь, наоборот, все самые красивые позиции хочется выставлять на продажу в TackyNotTacky. Во многом потому, что это играет на имидж проекта: чем больше в ассортименте «жирного» люкса, тем солиднее выглядит. Но, конечно, в личной коллекции я оставила несколько архивных редкостей: например, топ из коллекции Christian Dior сезона весна-лето 2000, которая стала ключевой для карьеры Джона Гальяно и во многом определила эпоху нулевых, или твидовый жакет Junya Watanabe осень-зима 2003. Но главная гордость — топ Maison Martin Margiela весна-лето 1992. С ним вообще забавная история. Я купила его много лет назад в одной винтажке в Париже и не могла идентифицировать год. Редко носила, даже думала продать, но в итоге оставила. И вот год назад в прокат выходит документальный фильм «Маржела: своими словами», я прихожу его смотреть, и, что вы думаете, в одной из сцен вижу свой топ. Мало того что он, оказывается, из кутюрной линейки Artisanal, так еще и на нем стоит печать Prototype, то есть, скорее всего, это подиумный образец. Теперь храню как зеницу ока.

Как избежать подделки

С подделками я до сих пор сталкиваюсь почти каждый день, другое дело, что за годы практики научилась их определять практически с лету. Увы, здесь нет универсальных советов, кроме как тренировать насмотренность, изучать особенности бирок на вещах разных брендов (учтите, что в разные периоды они могут отличаться), понимать, как должен выглядеть внутренний лейбл на сумках и серийный номер, если он предполагается, а при покупке — быть максимально внимательными и обращать внимание на детали, шрифты, швы и так далее. Если сомневаетесь, погуглите интересующую вас вещь на других авторитетных ресурсах, например, 1stdibs, Resee, What Goes Around Comes Around, Pechuga Vintage, QueenVin Archive. Делайте выбор в пользу продавцов, которые не просто выставляют вещи на продажу, но могут подтвердить свою экспертизу и объяснить, почему та или иная вещь — оригинал.

Что для России винтаж

Кажется, для многих людей в России винтаж до сих пор вызывает ассоциации на уровне «зачем донашивать за кем-то» и «у этих вещей энергетика предыдущего владельца» (полный бред, говорю как человек, который очень долго не мог носить бывшие в употреблении вещи из-за многолетнего ОКР — это все у вас в голове). К счастью, подобные архаичные представления постепенно отмирают, и все больше адептов винтажа понимают что, во-первых, это экологично, а во-вторых, круто, модно и дает возможность не выглядеть как все.

На мой взгляд, в ближайшем будущем брендовый винтаж должен перейти в категорию условного миддл-маркета: это качественные, красивые вещи, которые стоят, да, не три копейки, но гораздо дешевле современного люкса (где вы сейчас купите сумку Dior за 50 тысяч рублей?). Важно понимать, что люди, которые занимаются продажей винтажа профессионально, тратят на это много времени и усилий: постоянный поиск, ресерч архивных коллекций, аутентификация, бесконечные переписки и коммуникации, создание контента и прочее. Не забывайте про допкосты: химчистка, ремонт, доставка, потенциальные риски в случае, если вещь приходит не в том виде, на который ты рассчитывал. Поэтому, пожалуйста, не обесценивайте наш труд.

Последние находки


Gucci


Шорты Gucci из самой первой коллекции Тома Форда на посту креативного директора бренда весна-лето 1995. Обожаю находить такие знаковые для истории моды, хоть и не самые растиражированные вещи. Я уже предложила их выкупить Gucci Vault, проекту, организованному Алессандро Микеле, для которого они собирают и кастомизируют вещи из архивных коллекций дома. Они пока молчат, поэтому пока что шанс стать обладателем такой редкости есть у вас.


Roberto Cavalli


Не без участия семьи Кардашьян архивный Roberto Cavalli обещает стать следующим большим трендом в винтаже. Мне кажется, коллекции бренда конца 90-х — начала 2000-х, как и Dolce & Gabbana того же периода, многими недооценены, хотя в них можно найти множество невероятно красивых вещей. Как, например, этот джинсовый жакет с культовым принтом Tiger Tattoo из коллекции весна-лето 2003 — одной из самых почитаемых среди коллекционеров.


Gianni Versace


Обожаю прижизненные коллекции Gianni Versace, в особенности сезона осень-зима 1994, откуда родом этот твидовый жакет. На показе в таком же выходила Линда Евангелиста, а в рекламной кампании снималась Клаудиа Шиффер. Как по мне, он ничем не уступает твиду от Chanel, а стоит при этом в разы дешевле.

Наталина Бонапарт

основательница BonAppartement

Я в винтаже почти десять лет. Не могу назвать точку, с которой все началось. Я носила вещи мамы и бабушки всегда: искренне это нравилось. Плюс я из небольшого города, и это был отличный способ заявить о себе и не быть похожей на других.

В университете начала осознанно покупать вещи на eBay. В какой-то момент, кажется, достигла своего пика — вещей было так много, что открыла первый винтажный магазин.

Есть модные дома, от которых я без ума, а есть те, связь с которыми обязательно произойдет, но чуть позже. Так уже было. Например, с Chanel или Tom Ford. Раньше я делала акцент на широко известные бренды с «понятными» коллекциями: YSL, Dior, Schiaparelli. Сегодня к ним прибавились бельгийцы и японцы: Maison Margiela, Yamamoto. Да, найти их бывает сложнее, но мне этот поиск только по душе.

Когда добываю крутую вещь по не менее крутой цене, я ее покупаю. Но сперва для себя. Она приходит ко мне в гардероб, живет в нем какое-то время. И если я понимаю, что нам не по пути, она перекочевывает в проект. Разумеется, если размер не мой, то она сразу выставляется на продажу. Но, скажу честно, я очень жадная до интересных предметов.

В принципе, я руководствуюсь принципом «покупаю, что нравится». Бренд, размер, год рождения не так важен, как искра, которая вспыхивает между мной и вещью. Или нет.

Я люблю онлайн-шопинг за то, что с выбранным экземпляром можно прожить какое-то время, подумать над покупкой. С физическими магазинами сложнее. Приезжаешь в ту же Италию, попадаешь в магазинчик, набитый винтажем, — глаза разбегаются. Останавливает, кажется, только цена. Но если она приемлема, а еще у вещи отличная посадка и ты уверен в успехе продажи — берешь тут же.

Как покупать

Помните, не каждая «старая вещь» — это винтаж. Раньше такой считались предметы с возрастом 30+. Сейчас, когда мода как индустрия несется со скоростью света, цифра меньше: 15–20 лет.

Есть вещи винтажные, а есть архивные из коллекций больших модных домов. Да, они тоже попадают в винтажные магазины, но ценность архивных в том, откуда они там появились.

Если вещи много лет, разумеется, ткань иногда высыхает. Ничто не вечно. Помните об этом. С особой осторожностью относитесь к меху. Ворс не должен сыпаться, оставаться в пальцах, а кожа — топорщиться. Шубы очень сложно восстановить. Я бы сказала — невозможно, процесс необратимый. Похожая история с обувью, и по тем же причинам. Мы в BonAppartement даем гарантию две недели и просим покупателей по возможности выгуливать покупку сразу же. За этот период увидим (обычно хватает пяти выходов), пригодна ли пара. Если нет, возмещаем стоимость.

Винтаж практически всегда равно натуральные ткани. А их очень любит моль. Если шелку до 50 лет, можете не переживать, с ним все хорошо. А если 70–80, уже сложнее. Опять-таки, ткань сохнет, появляются микротрещины. Тут сразу дам совет: архивные и дорогие сердцу храните в чехле и носите в химчистку. Таким позициям нужен особый уход и положение в гардеробе.

Многие современные бренды за последние лет пять активно косплеят винтаж. Будьте внимательны. И обращайте внимание на посадку, ткани.

Советую разделять покупки винтажа на две категории. Первая — актуальные сегодня вещи. Из нулевых, например. Сетчатые топы, карго — базовый китч, я бы сказала. Но не забывайте, что они не настолько ценны, как архивные. И это вторая категория. Позиции, купленные по этому принципу, — не про потребление, а про коллекционирование. Я бы смотрела в будущее: купленный архивный жакет обязательно «выстрелит» чуть позже. И, если захочется, можно будет даже показать всем, что хранили все эти годы.

Винтажных магазинов действительно крайне много, но свой выбор я сделала давно! Мой совет — найдите своего байера. Тогда и любовь с одеждой будет долгоиграющей.

Как избежать подделки

Честно, я не сталкивалась с подделками. Но понимаю, что сегодняшние технологии позволяет производить ну очень хорошие подделки: со всеми бирками, правильными швами и деталями. За винтажем следуйте в проверенные места, а если пользуетесь eBay или «Авито», запрашивайте как можно больше фото и дополнительных вводных.

Что для России винтаж

Когда приходишь на винтажный маркет, конечно, создается ощущение, что все давно все поняли. Много людей — мало вопросов. Но когда работаешь в магазине, понимаешь, что для некоторых до сих пор секонды и есть винтаж. Очевидного представления о том, почему это называется так и почему так стоит, — нет. Но, думаю, предпосылки к более полному погружению есть. Во-первых, сегодняшние обстоятельства, да. Во-вторых, весь мир уже там (во вторичном потреблении), и в России понимают, что и нам пора изучать более пристально эту нишу. Ну и, в-третьих, винтаж — классный способ принять участие в актуальной как никогда экоповестке. Все больше и больше людей осознанно подходят к этому вопросу — как к одному из верных путей для сохранения природных ресурсов и нашего будущего.

Последние находки


Платье-кимоно

50-е


Найдено в Москве на винтажном рынке.


Старинное платье


Однажды увидела его в Риме в маленьком винтажном магазинчике и почему-то решила, что можно обойтись без него. Часто его вспоминала и, вернувшись через год, обнаружила, что оно меня ждет.


Christian Dior


Платье из архивной коллекции.

Катя Борисова

основательница Mix & Match Vintage

— Проекту Mix & Match Vintage 8,5 лет, но моя личная любовь к винтажу началась еще в школе — с тетиных студенческих нарядов с антресолей. А еще в начале 90-х родителям на работу откуда-то присылали мешки с гуманитарной помощью, в которых находились удивительные артефакты: американские свитшоты, джинсы и даже форма какой-то европейской авиакомпании, чьи хлопковые рубашки прекрасно стилизовались со всем подряд. Идея же винтажного магазина оформилась десять лет назад после поездки в Лондон, где, проведя 30 минут на Портобелло, поняла, что хочу открыть Mix& Match Vintage.

Мы — селективный винтажный проект, и через нас прошло множество артефактов: костюмы Giorgio Armani, которые выставлены в коллекции в Armani Silos в Милане, жакеты Ralph Lauren, что были на обложках американского Vogue, костюмы из первой коллекции Alexander McQueen для Givenchy. Безусловно, такие находки очень вдохновляют.

Особый трепет у меня вызывают вещи 30—40-х годов, особенно в хорошей сохранности, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. В моей коллекции есть кейп 40-х годов из тонкой черной шерсти и два шелковых платья с доброй сотней обтянутых пуговок. Всегда покупаю такие вещи для магазина. Еще из любовей — прижизненный Yves Saint Laurent (у меня, кстати, есть пальто как у Francoise Hardy начала 70-х годов), Prada (особенно второй половины 90-х) и множество американских дизайнеров. Их имена у нас не на слуху: например, Norma Kamali, что придумала куртку — спальный мешок еще в 70-х годах.

С чего начать

Если давно присматриваетесь к винтажу, подписаны на несколько аккаунтов, но никогда ничего не покупали, хорошим решением, на мой взгляд, будет посетить Vintage Marketplace Moscow, который объединяет до 60 проектов из разных городов: от веселых и недорогих секонд-хендов до серьезных селективов с архивными коллекциями лучших домов и серьезной предпродажной подготовкой. Полистав вещи на рейлах, поговорив с продавцами, можно понять интересные для себя направления и приемлемый ценовой диапазон. Знакомьтесь с проектами, чей визуал, tone of voice и подборки вам близки. У многих проектов есть шоурумы, и к понравившимся можно заглянуть после маркета и все внимательно рассмотреть в более спокойной обстановке.

Начать покупки можно с чего-то несложного, например, шерстяного жакета Ralph Lauren, шелковой рубашки или шелкового платья как у Лив Тайлер в «Армагеддоне». Если пока не готовы к одежде, можно присмотреться к винтажным украшениям, посуде или альбомам по искусству. Спрашивайте продавца о состоянии вещи, хорошие продавцы всегда вам покажут все нюансы.

Как избежать подделки

Среди брендового винтажа нередко попадаются подделки, особенно среди громких популярных марок, поэтому, если у вас мало опыта в покупках брендового винтажа, выбирайте дилера, чьей экспертности доверяете.

Что для России винтаж

Последние пять-семь лет в России интерес к винтажу растет, все больше людей присоединяются к этому изначально небольшому комьюнити. И в связи с курсом на разумное потребление, и за счет популяризации винтажа и ресейла и в мире. И тут важно разделять ресейл и винтаж, потому что если на ресейле как раз можно хорошо сэкономить, то с винтажем уже так не получится. Винтаж драматически дорожал последние несколько лет. Хороших экземпляров становится меньше, найти его сложнее. И цены, и спрос на него продолжат расти.

Последние находки


Юбка Yohji Yamamoto

f/w 1999/2000


Такая же была частью выставки Yohji Yamamoto Dream Drop в Антверпене в 2006-м. И такая же хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Я обожаю Yamamoto: дизайн, крой, потрясающего качества шерсти из старинных японских мануфактур. У меня есть несколько винтажных вещей из его личной коллекции, которые очень люблю.


Пальто YSL


Ну, тут все понятно. Прижизненные коллекции Ива — моя большая любовь и столько же большая слабость.

Фотографии: обложка, 1, 2, 3 — Strogo Vintage, 4, 5, 6 — TackyNotTacky Vintage, 7, 8, 9 — Личный архив героини, 10, 11 — Mix& Match Vintage