FChairs: Как устроен проект по перепродаже мебели из закрывшихся ресторанов
Московский мебельный ресейл в формате вечеринок
FChairs — проект московских ресторанных обозревателей Оли Овчаровой и Кати Калины, который появился на фоне кризиса 2014 года, когда закрылось много московских гастропроектов. Идея их проекта понятная и при этом уникальная: устраивать распродажу мебели из закрывшихся ресторанов в формате вечеринки. За семь лет у FChairs не появилось конкурентов на этом рынке. В среднем предмет мебели на ресейле можно купить за 5–50 тысяч рублей; ближайший состоится 20 ноября.
«Большой Город» пообщался с основательницами проекта Олей Овчаровой и Катей Калиной о том, как они уже в первый год выросли из камерных сейлов в мероприятия на тысячи человек и как в последнее время стали экспериментировать с коллаборациями, которые не связаны с мебелью и ресторанами.
Автор: Соня Глухова
Поп-ап-магазин мебели из закрывшихся заведений
— Обычно рестораны закрываются внезапно, поэтому их владельцы оказываются в положении, когда нужно срочно освободить пространство и что-то сделать со всем, что находилось в заведении. В итоге ресторатор арендует склад и в лучшем случае постепенно продает бывший интерьер на «Авито». Проект FChairs (fucking chairs. — Прим. ред.) получил свое название, поскольку занимается продажей мебели, которая всех задолбала: мы освобождаем бизнесмена хотя бы от этих проблем при закрытии своего проекта. Именно поэтому в 90 % случаев мы сами не занимаемся поиском вещей для сейлов — рестораторы находят нас сами, потому что мы им нужны.
Впервые идея продавать мебель из закрывшихся заведений начала витать в воздухе на фоне кризиса в 2014 году, который сильно ударил по гастроиндустрии и привел к исчезновению многих ресторанных проектов. Сам проект FChairs появился примерно через год, но не как бизнес-кейс, а в виде творческого эксперимента. Сначала мы думали о его развитии в виде онлайн-магазина, но онлайн-формат накладывал много дополнительных логистических сложностей, связанных с хранением, доставкой и показами мебели покупателям. В то же время, никто не делал регулярные офлайн-распродажи мебели из закрывшихся заведений, поэтому мы решили организовать их сами.
Еще на момент создания FChairs мы были достаточно известными специалистами на рынке ресторанной журналистики. Благодаря этому у нас сложились связи и знакомства на ресторанном рынке, основываясь на которых, мы и придумали FChairs. Все начиналось с небольших сейлов: мы продавали мебель из закрывшихся крошечных гастропроектов. Но о нас достаточно быстро узнали благодаря сарафанному радио, и скоро после запуска мы стали искать крупные площадки под свои мероприятия. Например, уже в 2016 году организовали сейл на заднем дворе Даниловского рынка. А в 2022-м нам бы не хватило этого места: теперь нам нужны площадки минимум в 1 тысячу квадратных метров.
Что нужно для организации сейла
— Подготовка каждого сейла занимает минимум месяц. У нас нет постоянного пространства — с 2015 года мы существуем в виде поп-ап-проекта. Чаще всего представители площадок сами с нами связываются и предлагают организовать у них распродажу мебели. Если закрывается большой ресторан, то мы устраиваем сейл в этом пространстве и продаем заведение полностью. Например, так было с «Гюго» на улице Большая Якиманка, 39, или проектом Eataly, в который входили шесть разных итальянских ресторанов и продуктовый маркет. Также мы стараемся находить неожиданные локации для мероприятий: недостроенные рестораны, пентхаусы, огромные лофты, галереи, продуктовые рынки, заброшенные заводские цеха, а ближайший сейл — 20 ноября — пройдет, к примеру, на парковке районного центра «София».
FChairs не покупает мебель у закрывшихся ресторанов, а берет ее на реализацию, предварительно обсудив цены на каждый предмет. Самое главное для нас в выборе вещей для сейла — доступный прайс. Хочется, чтобы наши посетители могли найти у нас вещи по более низкой цене, чем где-либо еще. Также сейчас на наших сейлах можно найти не только мебель из закрывшихся ресторанов: мы сотрудничаем с небольшими и крупными мебельными фабриками, мастерскими, стоками мебельных торговых компаний, предметными дизайнерами, которые часто предоставляют нам настоящие арт-объекты по доступной цене. Иногда к нам на сейлы залетает и мебель из закрывшихся коворкингов или офисов.
Мы внимательно относимся к деталям при организации своих мероприятий. Нам важно, чтобы получилась не просто мебельная распродажа — для постоянных гостей мы давно стали праздником выходного дня. К каждому сейлу мы составляем специальный плейлист, а также находим алкопартнера, который бесплатно наливает всем посетителям, чтобы можно было на месте обмыть покупку. Некоторые приходят к нам не за конкретной мебелью, а, в первую очередь, потусоваться. При всем этом вход на наши распродажи бесплатный, но мы спокойно относимся к тем, кто в итоге ничего не покупает: мы понимаем, что люди подсаживаются на вайб, который царит на наших распродажах. Но если оценивать объемы, то в любом случае мы продаем минимум 70 % выставленной мебели. Когда покупки сделаны, посетители заказывают доставку мебели себе домой. У нас нет собственной доставки, но на каждый сейл мы привлекаем партнера, который, например, дает промокоды нашим покупателям.
Сейл в среднем длится три часа, и практически весь поток посетителей приходит в один момент. Из-за этого мы вынуждены ограничивать запись на распродажи. Чтобы не случилось давки, на мероприятия попадает только первая тысяча записавшихся. При этом вся аудитория проекта составляет порядка 60 тысяч человек. В основном наши посетители — это семейные люди старше 30 лет, которые покупают мебель себе домой: они приходят со своими детьми и собаками. Также к нам часто приходят дизайнеры в поиске мебели для своих проектов, а иногда и ресторанов. Например, в заведение Аркадия Новикова Salon, которое раньше находилось на Бадаевском заводе, 50 % мебели взяли с нашей распродажи.
Коллаборации и штат проекта
— Сотрудников, которые участвуют в сейлах, мы берем на аутсорсе, это волонтеры или наемные работники. А в штате FChairs всего три человека, но буквально на днях появилась позиция арт-директора. Новый человек будет в первую очередь генерить различные коллаборации. Мы всегда открыты к экспериментам и сотрудничеству, даже если предложения далеки от ресторанов и мебели. Например, сейчас совместно с «Литрес» запускаем букшеринг: на сейл 20 ноября нам можно будет принести книги, которые вам больше не нужны, и обменять на промокоды для покупки электронных книг.
Ранее мы делали коллаборацию с московским кондитером Сашей Жирновой — она сделала для одного из сейлов канеле с шапочками в виде стульев. Еще мы реализовали проект совместно с художником Димой Ламоновым: он расписал шкаф в своем фирменном стиле, где сочетаются пиксель-арт, каллиграфия и мотивы народных промыслов, а мы разыграли его в своих соцсетях в формате аукциона. Собранные деньги мы перевели в фонд «Внимание», который занимается реставрацией и восстановлением архитектурных памятников в Москве. Нам в целом очень откликается идея давать вторую жизнь вещам, поэтому скоро мы также собираемся открыть FLab — курсы по реставрации, в рамках которых можно будет превратить старые советские столы, тумбы и стулья в настоящие арт-объекты.
Фотографии: FChairs