«Свой человек»: Гид, который поможет стать своим на выставке о Москве времен Гиляровского
Изучаем город рубежа прошлых столетий на новой масштабной экспозиции в Музее русского импрессионизма

До 25 января в Музее русского импрессионизма проходит выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский» — проект подготовлен совместно с Политехническим музеем к юбилею писателя, журналиста, автора бестселлера «Москва и москвичи». «Большой Город» публикует маршрут по экспозиции, позволяющий проследить историю жизни «короля репортеров» и увидеть, как менялся город на стыке эпох — от купеческих 1880-х до столицы 1930-х годов.
Невероятная жизнь Владимира Гиляровского стала основой для нового проекта Музея русского импрессионизма. Куратор Анастасия Винокурова подготовила обстоятельный рассказ не только о скитаниях дяди Гиляя, но и о людях, вдохновлявших его на авантюры, и, конечно, о Москве, которая стремительно менялась прямо на глазах у писателя.
Масштабная выставка развернулась на всех трех этажах музея — более трех сотен экспонатов привезли из 55 музейных и 10 частных собраний Москвы, Петербурга и регионов России. В экспозиции представлена живопись и графика отечественных художников конца XIX — начала ХХ века, а научно-технические новинки того времени предоставил соорганизатор выставки, Политехнический музей. Пройдемся по этажам и расскажем, что стоит знать о выставке, чтобы стать здесь «своим».

Портреты героя: от бурлака на Волге до «летучего репортера»
Открывает выставку большой раздел, посвященный многочисленным ипостасям Гиляровского. Жизнь, достойная экранизации: родился в глухой деревне в Вологодской губернии, детство провел в «непроходимых лесах», подростком сбежал из дома. Как иллюстрация детских лет Гиляровского — картина «Порка» художника Павла Ковалевского, на которой изображена редкая для русского искусства жанровая сцена с наказанием провинившегося мальчишки.
На странствия юного Владимира вдохновили рассказы любимого дядьки, «матроса Китаева», приключенческие романы Майн Рида и даже образ Рахметова из романа Чернышевского, который для укрепления воли спал на гвоздях. Первой остановкой Гиляровского стала Волга — за 20 дней в бурлацкой лямке будущий писатель пройдет около 160 километров от Ярославля до Рыбинска.
Табунщик в степи, актер вторых ролей (сыграл на театральной сцене Держиморду и Добчинского в «Ревизоре»), охотник на башибузуков (отчаянных наемников на Русско-турецкой войне) — вот лишь несколько образов из дорепортерской жизни Гиляровского, подробно исследованных в экспозиции.
Представить скитания Гиляровского помогают произведения передвижников Владимира Маковского, Абрама Архипова, Василия Верещагина, Иллариона Прянишникова. Героев и сюжеты для своих жанровых произведений члены Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) находили в путешествиях по всей стране — они стремились показать тяжелую жизнь без прикрас. Со многими из передвижников Гиляровский потом познакомится лично, а с Ильей Репиным его свяжут годы дружбы и несколько общих баек.
На выставке представлена и одна из любимых передвижнических картин Гиляровского — «Переселенка» Сергея Иванова приехала в Москву из Государственного музея-заповедника В. Д. Поленова.

Для кого он свой?
Главный секрет репортерского успеха Гиляровского кураторы вынесли в название выставки: «своим человеком» он стал для всех москвичей — и обитателей городских трущоб, и высших полицейских чинов, и крупных предпринимателей, и артистической богемы. Умение налаживать связи и заводить знакомства привело его не только к журналистским вершинам, но и к встрече с Федором Шаляпиным, Антоном Чеховым, Максимом Горьким — их портреты кисти Николая Харитонова, Николая Кравченко и Валентина Серова также представлены на выставке.
В экспозиции представлен обширный «литературный» период Гиляровского — благодаря искусству «сторителлинга» он еще при жизни заслужил звание «короля репортеров». Имя в печати сделал, публикуя репортажи об убийствах, пожарах и ограблениях, которыми «была богата» Москва. Гиляровского в буквальном смысле кормили ноги: «пешком пробегал иногда от Сокольников до Хамовников, с убийства на разбой, а иногда на пожар, если не успевал попасть на пожарный обоз».
Летопись «Москва и москвичи», куда в 1926 году вошли газетные очерки дяди Гиляя, стала бестселлером, переиздавалась множество раз и могла бы возглавить рейтинг культовых книг о Москве.


Старая новая Москва
С приходом советской власти Москва менялась прямо на глазах у писателя — этим метаморфозам посвящен второй большой раздел выставки. В городе избавлялись от ночлежек, трущоб и притонов, на смену конке пришел электрический трамвай, заработала система канализации. Гиляровский даже стал свидетелем строительства первой линии метро в начале 30-х годов— но не забывал старую, купеческую Москву, которую полюбил много лет назад.
Посетителей этого зала встречает один из самых известных образов репортера кисти Сергея Малютина — работа из Астраханской государственной картинной галереи показывается в Москве впервые. Дядя Гиляй на ней в любимой папахе, сдвинутой на одно ухо, в руках — старинная серебряная табакерка, подарок отца. Как писал сам Гиляровский, «если бы моя табакерка могла рассказать все, чему она была свидетелем, — это была бы история эпох».
Историю Москвы на выставке рассказывают произведения художников —современников Гиляровского. Здесь собрана череда городских видов, бытовых сцен, трактирных натюрмортов — всего того, что составляло повседневность города на рубеже столетий. Художники этого зала — Константин Коровин, Сергей Малютин, Аполлинарий Васнецов, Александр Герасимов, Леонард Туржанский — дружили с писателем, который и сам был большим любителем живописи.

Многие виды Москвы на полотнах уже не сохранились, оттого наблюдать их — особое удовольствие. Так, художник Иван Пелевин осенью 1895 года запечатлел Лубянскую площадь: на ней виден фонтан работы знаменитого скульптора Ивана Витали, а до строительства здания «Детского мира» еще десятки лет. Едва узнаваем современный Арбат на картине Михаила Гермашева — ученика Абрама Архипова и Валентина Серова. Ни храма (церковь Николы Явленного), ни старинного особняка с колоннами, известного по легендам как «дом с привидениями», давно уже нет.
За динамизм эпохи на выставке отвечают инсталляции современного художника Михаила Рубанкова — в них и черно-белая хроника начала века, и рой электрических проводов, и «маргинальная» сторона того времени.


Пространство технологий
Поразмышлять о прошлом и настоящем можно в пространстве третьего этажа музея, которое занял спецпроект «Пространство технологий». Гиляровский не только застал «чудеса» научно-технического прогресса начала XX века — телефоны, фонографы, лампы накаливания, но и сам был активным пользователем модных «гаджетов» и изобретений. В формате открытого хранения в этом зале выставили новинки техники времен Гиляровского из фондов Политехнического музея: телефон Белла и фотоаппарат «Кодак», с которыми не расставался репортер в поисках сюжетов, а также велосипеды, киноаппараты, писчие перья, чернильницы и другие диковины той эпохи.
Продолжает тему научно-технического прогресса пространство от нейросети «Алиса» и умных устройств «Яндекса», технологических партнеров выставки. Не обошлось без интерактива — посетители могут поделиться своей историей, которая станет частью виртуального сборника «Истории москвичей». А еще в музее можно создать свою ретрооткрытку с почтовой маркой (на ней изображена участвующая в выставке картина «Москва. Самотека» Леонарда Туржанского из собрания музея) и прямо на месте отправить друзьям — дяде Гиляю бы понравилось.
Фотографии: Музей русского импрессионизма